Главные вкладки

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования
    методическая разработка на тему

    Иванова Александра Сергеевна

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

    В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей». Успешное достижение обозначенной цели возможно только при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_udod.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

    В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей». Успешное достижение обозначенной цели возможно только при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.

    Среди задач, реализация которых возможна через систему дополнительного образования в направлении работы с родителями, можно выделить:

    1. изучение особенностей семьи

    Для изучения особенностей семьи в качестве форм работы можно выделить: составление социально-демографического портрета семьи

    Социально-демографический портрет семьи составляется на основе обзора семьи по нескольким параметрам:

    • Социально-культурный параметр определяется образовательным уровнем родителей и степенью их участия в общественной жизни;
    • Социально-экономический параметр заключен в имущественных характеристиках и занятостью родителей на работе;
    • Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания ребенка, оборудованности жилья, особенностей образа жизни семьи;
    • Демографический параметр определяет состав и структуру семьи.

    1. развитие различных форм семейного отдыха (посещение музеев, театров, совместные выезды, походы, экскурсии)
    2. регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов, праздников
    3. поддержка семейных клубов, родительских объединений различной направленности.

    С целью регулярного участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания детей на базе образовательной организации может быть организована работа родительского клуба. Заседания клуба проводятся регулярно, чаще всего в то время, когда ребенок занимается в объединении. Главная отличительная черта данной формы работы от других заключается в добровольности и взаимной заинтересованности. Эта форма работы, способствующая сплочению родительского коллектива. Формы работы, которые могут быть использованы для организации таких мероприятий, должны давать возможность высказывать свои мнения по теме вечера, услышать новое и полезное в рассуждениях других родителей, пополнить свой арсенал воспитательных приемов чем-то новым.

    1. привлечение родителей к управлению образовательным процессом (проведение анкетировании с целью выявления потребностей родителей (репертуар, темы для прохождения и т.д.)  

    Рассмотрим основные формы (доступные в нашем учебном заведении) взаимодействия с родителями

    1. Индивидуальные консультации. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.
    2. Родительские собрания. Одна из самых распространенных форм взаимодействия с родителями. Обратите внимание, что проходить оно может в различных формах: лекция, дискуссия, круглый стол и т.д. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, а должны давать возможность творческого и исследовательского поиска у родителей. Педагог, рекомендуя программу работы с ребенком, наблюдения за его деятельность, затем создает условия для обмена мнениями и выработки оптимального решения по решению выявленных проблем и закреплению положительного результата.
    3. Школа для родителей. Разберем немного подробнее, для чего она организуется. Не просто для того, чтобы родители не находились в коридоре и не мешали занятиям, а для того, чтобы узнали для себя что-то новое, поделились этим со своими детьми. (Сходили родители на МК, им очень понравилось – записали ребенка к вам в объединение, пообщались со специалистом – применили знания на практике, провели конференция для родителей по обмену опытом в воспитании детей – родители решили волнующие их проблемы)
    4. Совместная познавательная и трудовая деятельность. Совместная познавательная деятельность может быть представлена форумами знаний, творческими отчетами детей, турнирами знатоков, олимпиадами, выпусками газет, заседаниями, конференциями, защитами проектов, деловыми играми и т.д. При этом родители являются членами команд и принимают непосредственное участие в мероприятии, либо помогают в его организации: оформляют помещение, готовят призы, выступают в роли жюри. Совместная трудовая деятельность: Чаще всего это -  оформление кабинетов, благоустройство и озеленение прилежащей территории, участие в экологических акциях, создание мемориалов, библиотек, музеев, проведение ярмарок-распродаж детских и семейных поделок, организация выставок.
    5. Культурно-досуговая деятельность: семейные праздники и фестивали, совместные просмотры и последующее обсуждение фильмов и спектаклей, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, КВНах, туристические сеты и походы, экскурсии, презентации своей семьи. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

    Таким образом, в настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося. Но, несмотря на это, не всегда предложения педагога имеют отклик у родителей, зачастую это связано с отсутствием возможности, занятостью на работе. Учитывая данное ограничение, педагог должен учитывать возможность использования сетевых форм взаимодействия.

    Сетевое взаимодействие - это взаимодействие равных, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае участники используют опыт всех тех, кто включен в сеть. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

    Для организации сетевого взаимодействия используются следующие методы: обмен файлами, организация видеоконференций, доступ к удалённой файловой системе, удалённый доступ к рабочему столу и т.д.

    Рассмотрим самые распространенные (простые) и наиболее действенные способы работы с родителями в интернете.

    1. Социальная сеть (вконтакте, однокласники, facebook) – ведение группы, создание чатов с родителями (размещение информации, положения, объявления, новости и т.д.)
    2. Электронная почта – сбор электронных адресов + переписка с родителями (не все часто проверяют свою почту)
    3. Ведение чатов в телефонных приложениях (WhatsApp, Viber), что возможно также с компьютера (обмен новостями, файлами)

    Таким образом, интернет-технология в условиях современного общества становится полноправным альтернативным участником педагогического процесса - специально организованного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленного на решение развивающих образовательных задач.

    Делая вывод, отметим, что используемые педагогом формы работы с семьей будут способствовать:

    • повышению значимости системы дополнительного образования. Дополнительное образование предстанет как важное условие для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;
    • расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка. Тем самым запрос родителей в образовательных услугах будет носить отражение в предложении, исходящем от образовательной организации;
    • планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет о работе за учебный год учреждения дополнительного образования детей

    В материале представлен творческий отчет о проделанной работе за учебный год коллективом центра детского творчества....

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

    Программа "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования"

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа...

    Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

    Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....