Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Эдуард Анатольевич Сафронов

Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показывает каким может быть сценарий по организации воспитательной работы и дополнительного образования в условиях ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПКиПП, Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Сафронов Эдуард Анатольевич, учитель технологии, педагог дополнительного образования, воспитатель старшей группы пансиона, первая квалификационная категория АНО ПОШП «Плесково», г. Москва, РФ

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

  1. Краткая аннотация работы
  2. Содержание

2.1 Введение

2.2 Инновационная деятельность педагога

2.3 Практический опыт инновационной работы

2.4 Заключение

  1. Список используемой литературы

  1. Краткая аннотация работы

Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показывает каким может быть сценарий по организации воспитательной работы и дополнительного образования в условиях ФГОС.

  1. Содержание

2.1 Введение

Указ президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» обязывает всех задействованных в сфере образования мобилизовать свои умственные, организационные и финансовые силы, приступить к реализации давно задуманных планов по повышению качества предоставляемых образовательных услуг не только в векторе основного общего образования, но и в не менее важных направлениях: дополнительное и дошкольное образование. Часть этого введения нуждается в некотором уточнении - под дошкольным образованием здесь подразумеваем, конечно, воспитательную работу. Однако работаю я воспитателем не дошкольников, а совершенно состоявшихся старших школьников. Поясню: школа, в которой работаю три года воспитателем, педагогом и педагогом дополнительного образования – представляет меньшинство образовательных локаций подобного формата: православная школа-пансион. Здесь дети проживают учебную неделю, получают начальное, основное общее и среднее образование, дополнительное образование. Проживание на пансионе под чутким присмотром воспитателей составляет обязательную часть в школе-пансионе.

2.2 Инновационная деятельность педагога

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.

Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.

2.3 Практический опыт инновационной работы

Предмет, который преподаю 5-8 классам – «Технология», предмет по дополнительному образованию – декоративно-прикладное творчество, руководитель «древодельной мастерской» для 5-11 классов (приходят, конечно и первоклассники заниматься), воспитатель старшей группы пансиона (9-11 классы). В результате этих совмещений получаем уникальную синергию, которая даёт потрясающие результаты. Именно этот опыт и раскрывает то, как может быть организованна инновационная работа в области воспитания и дополнительного образования детей.

Чтобы не быть голословным, спешу поделиться результатами на своём учительском сайте.

Так, основные тезисы федерального государственного образовательного стандарта – единое образовательное пространство и преемственность, хорошо укладываются и в канву дополнительного образования, и в сектор воспитательной работы. Приведу пример: проживая на пансионе, юноши пользуются предметами общего и индивидуального формата – шкафы, полки, спальные места, в трапезной – столы и скамьи, в храме – звонница. Перечисленные предметы находятся в ежедневном использовании и могут ломаться, выходить из строя, деформироваться. Конечно, в школе предусмотрены специалисты, в чьей компетенции находится обслуживание этих предметов. Но что можно сделать, когда ребята сами предлагают, под руководством воспитателя-педагога дополнительного образования починить, обновить, привести в рабочее состояние предметы общего обихода? Конечно, нужно поддержать созидательную инициативу.

Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.

Конечно, ФГОС и программа нашей образовательной организации предусматривают вариативность, а образовательная среда мультиформатна, трансформируема и полифункциональна. Это главные ключи для поддержки самых разных детских инициатив, направленных на полноценное воспитание настоящих хозяев своей земли, защитников Родины и глав полноценных традиционных семей.

Труд умственный и труд физический: такая дуальность в образовании неизбежна, и этот фактор определяет многое в формировании образовательной политики.

Приведу собственные примеры инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования, реализованные на базе нашей школы за последние 1,5 учебных сезона (прошлый год и половина этого, до карантина):

Перечисленные социально-значимые проекты выполнены полностью или частично в самостоятельно выбранное ребятами свободное от учебы время, под надзором воспитателя-педагога.  

2.4 Заключение

Резюмируя, отмечу, что мой опыт уникален таким симбиозом, и не многим коллегам по цеху удается совмещать подобные секторы деятельности из-за кадровой политики образовательной организации, однако и они проделывают не меньшую работу на ниве образования.

Уверен, что наблюдение за моей деятельностью со стороны учеников, оказывает формирующее у них же здоровый взгляд и правильный образ мужчины-труженика, многопрофильного специалиста, «многостаночника», что является важной и необходимой профориентационной особенностью для нашего времени.

  1. Список использованных источников и литературы
  1. Сайт Правительства РФ / http://government.ru/docs/all/
  2. Федеральный закон об образовании Консультант-плюс. http://www.consultant.ru/document/
  3. Федеральный институт развития образования. ФИРО РАНХиГС  / https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos 
  4. Приказ от 18 октября 2013 г. № 544 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)»
  5. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» /https://fgos.ru/
  6. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» /https://fgos.ru/
  7. Российская газета. «Об утверждении программы Десятилетия Детства»/ https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html
  8. Сайт учителя технологии, руководителя древодельной мастерской, воспитателя пансиона https://nsportal.ru/eduard-safronov

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и  дополнительного образования детей...

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Организация и проведение фольклорных праздников в учреждении дополнительного образования детей (творческий отчет)

Выявление возможности фольклорных праздников как средства приобщения обучающихся  к народной культуре. Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов1.1.История возникновения ...

Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей

В статье  описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров"  в области гражданско- патриотического воспитания....

Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей

Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  дл...

Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования

Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций оз...