Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей
статья на тему

Симонова Ольга Евгеньевна

В статье  описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров"  в области гражданско- патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей

О.Е. Симонова,

ГБОУ гимназия № 513 г. Санкт – Петербург

 lio_spb@ mail.ru

Основными  социальными ценностями любого государства являются гражданственность и патриотизм его народа. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в различных областях деятельности воспитывают у молодежи качества нравственных идеалов и создают реальные предпосылки для целенаправленного процесса патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

На мой взгляд, наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании. Дополнительное образование не ограничено стандартами, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию гражданско-патриотического сознания. В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой 4 сентября 2014 года говорится о том, что: «Именно в XXI  веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».

Одним из путей гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании может стать  организация исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность способствует активному вовлечению ребят в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно, возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.

Более пяти лет в нашем образовательном учреждении работает детское объединение «Юные музееведы». Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности – это основная цель реализации данной общеразвивающей программы  дополнительного   образования. Отличительной особенностью данной программы является непосредственная связь с музеем нашей гимназии и обучение на его базе. Первые годы его работы  шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций. Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Много времени отводится исследовательской деятельности: поиск и обработка исторических и краеведческих  материалов, работа с первоисточниками,  иллюстративным материалом и предметами музейного фонда. Все это позволяет ребятам не только быть активными участниками краеведческих и музееведческих проектов в рамках программы гражданско-патриотического воспитания «Юные патриоты Невской заставы», но победителями различных краеведческих программ городского и районного уровня.

Создание в образовательном учреждении детской общественной организации, которая   предполагала бы неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, и возможность реализовать свои лучшие организаторские  качества, таланты и склонности еще один из путей гражданско-патриотического воспитания. Шесть лет назад  в нашей гимназии появилось детское объединение «Дольки».  Сегодня  ДОО «Дольки»  входит в состав Регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев».  Приоритетным  направлением своей деятельности ребята выбрали социально - значимые  программы, связанные с расширение знаний по военной истории Отечества и освоение культурного и исторического пространства родного края, своей Малой Родины, а также активизации деятельности юных петербуржцев по сохранению памятников и памятных мест, связанных с военными событиями и героическими защитниками родного края. Ребята являются активными участниками таких проектов, как: «Наследники-хранители», «Память поколений», «Объект детской заботы». Обучающиеся принимают участие в игре «Воисты», организатором которой является Детская Региональная общественная организации «Форпост культуры». В ходе игры разыгрывается какая-нибудь  военная компания, сражение зависит от подготовки участников, умения проявлять себя во время сражения и может закончиться совсем не так, как произошло в истории, этим оно и отличается от исторической реконструкции. Эта игра побуждает обучающихся интересоваться военной историей и учит благородству в отношении к сопернику. Работа детского объединения не прекращается и летом. Лето - это пора историко-экологических экспедиций и летнего палаточного лагеря. В рамках историко-экологической экспедиции на остров Валаам ребята знакомятся с историей острова, монастыря, готовят самостоятельные экскурсии по острову и обязательно отводят время общественно-полезному труду – убирают мусор с прибрежных территорий.  В отличие от Валаама акцент в палаточном лагере делается на развитие творческих и спортивных способностей ребят.

Важную роль в формировании гражданско-патриотического воспитания играет развитие  физкультурно-спортивной деятельности, которая  способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, готовности к защите Родины и ведения здорового образа жизни.

Здоровому образу жизни в гимназии отводится особое внимание: спортивные праздники, соревнования, активные перемены, походы. Одно из важнейших мест в этом направлении деятельности принадлежит пожарно-прикладному спорту. Дружина юных пожарных на базе гимназии была организована в 2011 году с целью обучения правильно себя вести в экстремальных  ситуациях, про

Наша дружина юных пожарников тому яркое свидетельство.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой»  школы: фестиваль толерантности, День матери, традиционный праздник, посвященный дню гимназии, где    происходит посвящение юных учеников в гимназисты, где каждый может показать свое творчество.  В этот день в школе, как говорится, яблоку негде упасть. И мы - учителя, ученики, родители, гости ощущаем себя по-настоящему одной семьей.  Мы этому искренне рады.              

Становление гражданского общества в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.  Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и  дополнительного образования детей...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно зде...

Публикация "Гражданско -патриотическое воспитание учащихся дополнительного образования естественно- научной направленности"

Основной задачей дополнительного образования является создание условий для социальной адаптации учащихся объединений естественно- научной направленности через систему гражданско-патриотического воспит...

Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей

Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  дл...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций оз...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показ...