ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА ( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования детей)
статья на тему

Торощина Тамара Александровна

 В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает  около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается Управлением государственной инспекции дорожного движения, образовательными учреждениями, в том числе, учреждениями дополнительного образования детей. Их деятельность направлена на пропаганду безопасности дорожного движения среди населения,  на предупреждение ДТП, обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге. [5, 5-6] Однако традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не всегда эффективна.  Необходим комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков, что наверняка даст положительные результаты

Система непрерывного обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и на транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма. В течение ряда лет  в Центре детского творчества г. Абакана  разрабатывается и реализуется ряд проектов данной профилактической направленности. Так, проект «Остров безопасности» охватывает все возрастные группы детей. Проект  «Я дружу с велосипедом» рассчитан на дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_toroshchina_ta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Торощина Т.А.

Почетный работник общего образования Российской Федерации,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Абакана Республики Хакасия, ………….

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА

( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в  учреждении дополнительного образования детей)

        

              В последнее десятилетие в Российской Федерации  особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортными происшествиями (далее – ДТП) является  повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог, низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики ДТП, профилактике детского дорожно – транспортного травматизма [3, 25].

 Несмотря на снижение смертности несовершеннолетних в результате ДТП  за последние три года, уровень детского дорожно-транспортного травматизма остается довольно высоким: каждое девятое  ДТП происходит с участием детей и подростков [1,  28].

 В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает  около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается Управлением государственной инспекции дорожного движения, образовательными учреждениями, в том числе, учреждениями дополнительного образования детей. Их деятельность направлена на пропаганду безопасности дорожного движения среди населения,  на предупреждение ДТП, обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге. [5, 5-6] Однако традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не всегда эффективна.  Необходим комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков, что наверняка даст положительные результаты. В основе работы по воспитанию культуры поведения на дороге и на транспорте лежит педагогика сотрудничества.  Основная цель работы методистов, педагогов, руководителей отрядов юных инспекторов движения - создание оптимальных условий  для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, создание  информационного, кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городе Абакане и Республике Хакасия. Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения с тем, чтобы у каждого обучающегося,  педагога, родителя сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения. Система непрерывного обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и на транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма. В течение ряда лет  в Центре детского творчества г. Абакана  разрабатывается и реализуется ряд проектов данной профилактической направленности. Так, проект «Остров безопасности» охватывает все возрастные группы детей. Проект  «Я дружу с велосипедом» рассчитан на дошкольников. Работая над новым проектом «Маршрут безопасности  «Зеленая волна», мы поставили следующие задачи:

  • повысить эффективность занятий по обучению детей правилам безопасности на улицах и дорогах;
  • организовать методическую и практическую помощь старшеклассникам в получении знаний по правилам  дорожного движения через обучение в автошколе;
  • расширить практическую  работу учреждений дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через организацию работы  учебно-методической площадки;
  • организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений,  руководителям отрядов ЮИД, родителям, представителям общественных организаций по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обобщить и распространить опыт наиболее эффективной работы по организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения

 Проект направлен на создание системы непрерывного обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и на транспорте.

 Первой ступенью создания  системы непрерывного  профилактического образования  стала  Школа « Юный пешеход», где  проходят обучение по образовательной программе «Я - юный инспектор движения» не только члены отрядов школьных юных инспекторов движения, но и воспитанники детских садов,  Центра детского творчества. Цель школы «Юный пешеход» -  формирование потребности в изучении и соблюдении  правил дорожной грамоты, навыков и умений безопасного поведения на улице и преобразование их в устойчивые привычки. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, дошкольников.

 Следующей ступенью стала организация работы по формированию навыков и   умений  через участие ребят в массовых мероприятиях: «Школа выживания» (для  8-9 классов), акции «Открой глаза» (в память о погибших в дорожно-транспортных происшествиях), операции «Письмо водителю» (для  5-6 классов), рейдах на улицах и перекрестках города, патрулировании улиц, пропаганде полученных знаний среди дошкольников и младших школьников, среди населения.

 В этом году начинается работа по третьей ступени - обучению в автошколе старших школьников - учащихся 8-11 классов. Ребята смогут получить профессиональные знания водителей автомобилей, закрепляя теоретические знания на тренажёрах и на автодроме, получая практику вождения автомобиля. Такое обучение даст возможность приобрести профессиональные знания, увидеть ошибки пешеходов, пассажиров уже в роли  водителя. Такое обучение стимулирует старшеклассников к изучению и соблюдению правил дорожного движения. Апробирование программы обучения для старшеклассников уже осуществлялось на 3 группах по 15 человек. Ребята прошли обучение в автошколе, закрепили знания на тренажерах и автодроме.  В 2011-2012 учебном году обучение правилам дорожного движения по программе «Автошкола» пройдут  более  200  старшеклассников.

  В системе непрерывного обучения правилам дорожного движения важную роль  играет  обучение руководителей отрядов юных инспекторов движения, воспитателей детских садов, учителей. Основами безопасности жизнедеятельности педагоги овладевают через семинары, семинары - практикумы, круглые столы, участие в конкурсах методических разработок, конференциях, которые организуются в Центре детского творчества г. Абакана. Одним словом, в учреждении дополнительного образования детей имеются широкие возможности для организации эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Литература

Составь по алфавиту; в тексте в сносках укажи номера страниц;и в соответствии с ГОСТОМ составь весь перечень

  1. Безопасность пешеходов в дорожном движении: Обзорная инфор мация. Выпуск 12. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2000. - 28 с.
  2. Безопасность дорожного движения - объект социально- экономического управления. Учебное пособие (Екатеринбургская ВШ МВД России). - Челябинск: Транспорт, 1995. - 187 с 
  3. Постановление от 20 февраля  2006 года № 100 о федеральной целевой программе Концепция безопасности дорожного движения в России на 1999- 2012 гг. (проект). - М: Минтранс РФ, 1999. - 25 с.
  4. "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", с 4-6
  5. Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РХ, Министерство образования и науки РХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

Классный час на тему: ПРАВИЛА дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Классный час о ПДД  желательно провести на 1-й неделе учебного года.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Памятка 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Ответственность родителей за безопасность детей.

Памятка 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Ответственность родителей за безопасность детей.В ДТП гибнут наши дети, что может быть страшнее?Часто мы задаемся вопросом: почему де...