Роль дополнительного образования в организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма школе в условиях реализации ФГОС.
консультация по обж

Любовь Васильевна Церябина

Описывается работа по профилактике ДДТТ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Церябина Любовь Васильевна,

педагог дополнительного образования,

 МБОУ СОШ №18, г. Нижневартовск,  ХМАО-Югра, РФ

Роль дополнительного образования в организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма школе в условиях реализации ФГОС.

(из опыта работы)

« Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный, каждой каплей  стремящийся  к океану... Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути? Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине,  вышел из камней и сказал: - Ступай за мной!   Только помни: путь мой дальний и нелёгкий, не на веселую прогулку я тебя зову...»    

Я часто вспоминаю эту притчу. Путь познания подобен пути ручья. И моё предназначение, как педагога, - помочь детям пройти отрезок этого пути, научить   достойно   встречать   преграды   и   преодолевать   их,   научить распознавать опасности и уметь себя защитить.  Мне кажется, что в процессе формирования будущего поколения, на каждом этапе жизни подрастающего человека должны быть люди, которые могут (и очень стараются) помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставить плечо.

Один мудрец сказал: «Неважно то, какую дорогу ты выбираешь. Важно то, что внутри тебя заставило выбрать именно эту дорогу». Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я точно знала: буду работать с детьми. Долгие годы, работая воспитателем, сначала в детском саду, а затем в школе. Я примерно раз в неделю проводила занятия, на которых рассказывала о правилах дорожного движения ребятам. Это была лишь мизерная часть всей моей воспитательной работы.  Но три года назад, стала невольным свидетелем гибели ребенка под колесами автомобиля. С этого дня, я твердо решила обучать детей безопасному дорожному движению.

Современные родители уделяют большое внимание развитию детей с раннего возраста. Только ребенок начнет делать первые шаги, мамы стараются записать малыша в школу развития, это конечно правильно. Ребенок должен научиться говорить, общаться со сверстниками ,научиться рисовать, лепить. Но если бы мы так же внимательно относились и к усвоению детьми знаний, связанных с правилами дорожного движения, то трагедий и сломанных судеб стало намного меньше. Было бы замечательно, если бы существовали такие школы для детей, по окончании которой, ребенок, вооружившись необходимыми знаниями о правилах безопасного поведения на дорогах, становился бы образцовым пешеходом. Дети младшего школьного возраста имеют представление о правилах дорожного движения, но в большинстве случаев не могут применить свои знания на практике, так как большинство детей до детского сада, а позднее и до школы  добираются с родителями на личном автомобиле. Наблюдая со стороны за пешеходами переходящими дорогу, за светофором, сменяющим один цвет на другой, мало кто из них понимает, что скоро и ему предстоит оказаться в этом опасном мире.  Наша задача помочь детям узнать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, а задача родителей научить применять знания на практике. Работа в этом направлении должна проводиться в тесном сотрудничестве с семьей. Результатом такой работы будет самое дорогое - жизнь и здоровье наших детей!

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет количество транспорта. Мимо нашей  школы за день проезжает множество машин.  Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.  Но, как правило, при анализе последствий  различных ДТП, выясняется, что данный случай закономерен и явился следствием нарушения ПДД. Работа по усвоению школьниками правил дорожной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения. ДТП, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП», то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. И по этому, я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

Случайных ДТП не бывает! Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Из всего возможного комплекса профилактических мер главной является - обучение школьников Правилам дорожного движения и навыкам безопасной поведения на дорогах. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. При помощи обучения, мы сможем воздействовать на поведение младшего участника движения, тем самым прийти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения.

Мною разработана программа кружка “Азбука безопасности”  для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы зашиты от них.

Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей законопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания; дано системное изложение материала, адресованного одновременно как учащимся, так и их  родителям. В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания; изложены организация и содержание работы с родителями. 

Изучение ПДД  на первой ступени развития должно проводиться обязательно и систематически. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ, где ребята могли бы изучать ПДД. Предмет изучается интегрировано. В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ но на него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ и ПДД удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Программа  курса « Азбука безопасности» рассчитана на 99 занятий в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю, длительность занятия 35-40 минут. Возраст учащихся 7-9 лет.

Программа кружка базируется на системно-деятельностном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма и личной безопасности  всех субъектов образовательного процесса.

На наших дорогах идет необъявленная, но жестокая и кровопролитная война, в которой гибнут и травмируются наши дети! Основываясь на данных по городу о состоянии ДТП, я пришли к выводу, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожной ситуации, последствий нарушения правил дорожного движения. Поэтому в своей работе  особое внимание уделяю моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний. Я считаю, что главным в воспитательном процессе безопасного движения на дорогах и улицах города является формирование у детей уважительного отношения к закону дороги, осознание объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения. С этой целью  в своей работе использую различные формы и методы.
Многие ребята  не знают элементарных правил безопасного поведения на дороге. Они думают, что зеленый сигнал светофора обеспечивает им полную безопасность, что трамвай надо обходить сзади, а автобус спереди, а быстро летящая машина всегда успеет остановиться, если они выбегут на дорогу…   К сожалению, многие из них расплачиваются за это собственной жизнью. Психология подростков такова, что сухие правила и обязанности ими обычно не воспринимаются. Чтобы знания по культуре поведения на дороге закрепились,  совместно с Госавтоинспекцией в течение года провожу различные мероприятия: «Посвящение в пешеходы», «Знатоки ПДД», «КВН по ПДД», «Агитбригада», «Безопасное колесо», конкурсы рисунков и плакатов, творческих работ. На встречах с ребятами, сотрудники ГИБДД постоянно напоминают учащимся о необходимости соблюдения Правил дорожного движения.

 На занятиях в  начальных классах успешно применяю игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. 

Ребенок, попадая в автомобильную аварию, даже при незначительных физических травмах, получает серьезную психологическую. Результатом может стать неуверенность в себе, постоянный страх и ожидание беды от окружающей действительности. Конечно, мы педагоги  понимаем, что дети и подростки часто сами нарушают Правила дорожного движения, не всегда бывают внимательными, перебегают дорогу перед близко идущим транспортом, играют у проезжей части. Что поделаешь – многие еще не осознают, какой непоправимой бедой все это может обернуться.  Но все же в большинстве случаев взрослые, и прежде всего родители - водители, могли бы уберечь жизни и здоровье наших детей. Для этого нужно быть просто внимательными на дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, уважать пешеходов и пассажиров. Уже второй год подряд, мы с ребятами  в канун Дня Матери, Нового года и 23 февраля. проводим акции «Родители-водители» в рамках которой дарим взрослым открытки обращения о соблюдении ПДД.  

Взрослые – и педагоги, и родители – прикладывают много усилий, чтобы уберечь жизни детей и избавить их от лишних страданий. Мы учим их основам дорожной грамоты. Занятия в кружке, помогают учащимся усвоить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, учат правильному поведению при дорожно – транспортном происшествии, способствуют приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций. Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий. Здесь на помощь мне пришли современные интернет технологии. Довольно часто мы отслеживаем дорожную ситуацию с помощью веб-камер, которые установлены на наиболее оживленных перекрестках. Учащиеся с огромным интересом следят за движением, очень бурно обсуждают кто и какие правила нарушил.

Качественный анализ эффективности профилактической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников. Основными методами диагностики для учащихся 1 классов в начале периода обучения являются: наблюдение проводимое педагогом, беседа с ребенком и игровые упражнения.

С целью диагностики в первом полугодии в сентябре  провожу опрос и фиксирую наблюдения в таблице «Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука».

Так как ребята первоклассники, приходя в школу в большинстве, читать не умеют, но с удовольствием рисуют и раскрашивают, применяю для отслеживания результатов обучения рисуночные тесты и игровые упражнения. После прохождения темы «Дорога в школу», ребята получают задание совместно со взрослыми составить и нарисовать на плане – схеме микрорайона безопасный маршрут в школу.

Прекрасным средством мониторинга зарекомендовала себя интерактивная обучающая среда SMART Table. Она представляет собой первый интерактивныйстол для нескольких пользователей с технологией нескольких касаний, предназначенный для учащихся начальной школы и пакеты заданий для тренировки и проверки знаний. Нацеленный на развитие навыков коллективной работы, выработки общего мнения и навыков совместного решения задач, интерактивный стол SMART Table позволяет учащимся вместе изучать ПДД, играть в обучающие игры и совместно работать над интерактивными обучающими заданиями. В начале второго полугодия с целью мониторинга вводится тестирование. Оно способствует повышению интереса к прогнозированию и предотвращению опасных ситуаций, к проблеме  выбора ребенком безопасных маршрутов и умения предвидеть опасные ситуации (как явные, так и скрытые).

Очень часто использую интерактивные тесты, которые собраны в электронном пособии  «ФГОС: внеурочная деятельность. Правила дорожного движения 1-4 классы» издательства «Учитель». В конце года проводится комплексное тестирование по всем тема изучения ПДД. Результаты тестирования заносятся в таблицы. В конце учебного года  комплексное тестирование знаний ПДД. С целью диагностики осуществляется анкетирование родителей воспитанников. Это позволяет оценить проблему правопослушного поведения с разных сторон и вовремя скорректировать её. 

В конце каждой четверти проводится итоговое игровое мероприятие с привлечением родителей учащихся по правилам дорожного движения. Ребята принимают активное участие в проводимых акциях и всероссийских дистанционных конкурсах по ПДД.

 С отрядом «ЮИДД» школы разработали инструкции о правилах поведения на дорогах в различное время года, правилах движения в колонне, с которыми познакомили детей и их родителей на собраниях.
На каждом родительском собрании отельным вопросом выносится организация профилактической работы по ПДД. В этом учебном году проведены беседы на родительских собраниях на тему: «Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно» и «Использование движения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах». Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность и роль взрослых в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 

С целью обеспечения социальной защиты детей и подростков составлена подпрограмма «Зебра», одним из направлений которой является работа по профилактике безопасности дорожного движения. В  программу работы оздоровительного лагеря включаются мероприятия по ПДД: конкурсы рисунков на асфальте «Перекресток», фантазийные занятия «Сказочные дорожные знаки», КВН «Мы и дорога», соревнования «Образцовый пешеход», «Колесо истории ПДД» и т.д. Польза от проведения мероприятий такого рода для детей, как в течение года, так и в каникулярное время, очевидна. 

У детей много планов. Они вообще хотят все успеть сделать в жизни.  Впереди у них много путей и дорог.  И мы хотим, чтобы они были безопасными! 

Список литературы

  1. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
  2. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007
  3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно- методическое  пособие. – М.: Издательский дом Третий Рим. 2004
  4. Правила и безопасность дорожного движения : учебное пособие для детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008
  5. Учебное пособие по правилам дорожного движения \Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., Лики России, 2007
  6. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ Сфера, 2002
  7. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по осноам безопасности детей дошк. Возраста; книга для воспитателей /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина.. – М.: Просвещении,2006  
  8. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников  с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА ( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования детей)

В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает  около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается...

Программа деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2016 г.г.

Данная рабочая праграмма включает КТП по всем классам (1-4, 5-9, 10-11 классы), контрольно-измерительный материал....

ПРОЕКТ по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"

ПРОЕКТ по организации работы по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"...

«Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальн...

Организация работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в образовательном учреждении

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и под...