«Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».
статья по физкультуре на тему

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя СШ больше возможностей и способов реализации деятельностного,  практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».

Подготовила

учитель физической культуры

МКОУ Терновская ООШ

Лебедева Татьяна Ивановна

2017г.

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя СШ больше возможностей и способов реализации деятельностного,  практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.                                                                                      

1. Индивидуализация образовательного процесса и связанные с нею – формирование субъектной позиции ученика, умений учиться самому – важнейшая идея ФГОС. 
Реализация данных идей зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность, разновозрастные группы, многопредметность.  В сельской малочисленной школе учитель вынужден составлять план своих действий с каждым классом, в котором обучаются от 1 до 3 учащихся, что в определенной мере способствует индивидуализации образовательного процесса. В любом варианте объединения число учащихся в начальных классах незначительное, что позволяет учителю уделять внимание каждому. Имеются все условия для индивидуализации, но учителя чрезмерно опекают детей, тем самым лишая возможности учиться самостоятельно. В результате ученик способен осваивать материал лишь при непосредственном взаимодействии с учителем. Часть учителей представляет индивидуализацию образовательного процесса как непосредственное взаимодействие с каждым ребенком. Но подчеркнем, что высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и этому необходимо учить. Педагог целенаправленно работает над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей следующим образом:
- меня учат (1 класс);
- учусь сам (2 класс0;
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
Реализация такой схемы возможна в условиях разновозрастных групп.

     Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

2. Другая важная идея ФГОС – формирование у учащихся умений общаться. 

     Реализация ее ограничена из-за узкого круга общения сельских школьников. Она решаема, если правильно организовать обучение и взаимодействие детей в разновозрастной группе – это один из самых сложных вопросов: присутствие 2-3 классов, а в начальной школе и всех 4 классов, каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятий. На таких занятиях часто дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.

     В то же время организация совместной деятельности детей не должна быть самоцелью, она способствует реализации воспитательного и образовательного потенциала занятия. Для этого педагог выполняет следующее:

- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому освоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого ребенка для достижения общего результата и его личных успехов;
- использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.

Что дает такое обучение ребенку?

    Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочисленной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяется несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

   Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность,  как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

    В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшие получают возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. Исследования показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряженных ситуациях.

   Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одноклассниках. На разновозрастном занятии у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные за дачи.

    Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы учащихся.

    Некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть, выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализация, проектная деятельность и др.

3. Одна из важных идей ФГОС - это осуществление интеграции в самых различных аспектах. 
   В условиях СШ имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Малочисленность коллектива школы, классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, с другими структурами.

    При организации совместных уроков возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения разновозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда организовывать работу в разновозрастных группах, парах? В каких случаях целесообразнее проводить работу по классам? Реализуя данную идею, педагог:

- определяет общие для всех классов задачи, выясняет, что станет основой объединения детей разного возраста и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;

- с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;

- подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;

- с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими; с другой стороны — необходимые для изучения или закрепления младшими и уже не интересные для старших;

- отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

      Поскольку учитель в сельской школе ведет несколько предметов, а иногда и во всех классах, то возможностей для интеграции в учебном процессе значительно больше и легче решать проблемы межпредметных связей, проведения интегрированных занятий.
      Эффективность педагогического процесса в СШ значительно повышается, если осуществляется интеграция средств урочной и внеурочной деятельности учащихся. В результате рождаются новые педагогические средства, что предполагает следующее:
- создание условий для разностороннего развития детей;
- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка  (мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую);
- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;
- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;
- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;
- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;
- интегрирование образовательного процесса в социальную среду.

   Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в СШ позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересный досуг.

4. У учителя СШ есть ряд благоприятных социальных факторов для усиления практической направленности, реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников:

- тесные связи учащихся с жителями;
- включенность учащихся в производственные и социально-экономические проблемы села;
- наличие устойчивых местных традиций, духовно объединяющих всех жителей села;
- территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству села, природе;
- хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга, возможность привлечения специалистов, жителей к учебному процессу;
- раннее привлечение детей к домашнему труду;
- необходимость участия в сельскохозяйственном труде.

   Все эти обстоятельства позволяют ребенку быть ближе к жизни, осознать важность ряда изучаемых тем дисциплин, приобретаемой информации для применения на практике. Учитель имеет возможность организовать образовательный процесс, используя различные ресурсы села для решения практически важных проблем, с которыми сталкивается сельский житель.

5. ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности.
  Можно приобщать и детей с начальной школы. Особенно проекты с краеведческим содержанием: поиск сведений о жизни земляков, о событиях и … Многим занятиям можно придать исследовательский характер, важно привлечь детей к исследованию проблем, важных для села ( деградация молодежи на селе, социальные…). Подобные виды деятельности будут способствовать не только усилению практической направленности учебного процесса, но и развивать мотивацию учения, способствовать выявлению и развитию профессиональных интересов. 
Усиление практической направленности, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе способствуют проведению занятий с привлечением специалистов  к организации учебно-воспитательного процесса.

 
6. Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. 

В концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села – благоприятные условия. Хотя здесь, сегодня значительно больше проблемных семей, проблем в семьях, чем в городе, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

Некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

- совместное изучение особенностей и способностей детей;
- выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
- составление программы развития ребенка, развития конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.;
- обсуждение, анализ достижений ребенка, коллектива класса совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);
- знакомство педагогов с учебными планами, образовательными стандартами, которые предъявляются к учащимся, согласование этих требований;
- изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов по предложениям родителей;
- совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса;
- определение способов взаимодействия детей и родителей в учебном процессе, участия родителей в решении образовательных задач.
     Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при изучении темы или при подготовке к конкретному уроку. По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на уроке или после уроков, организацию спортивных состязаний , игр, эстафет с привлечением родителей.
    В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий. В устной или письменной форме, на родительском собрании или через детей учитель предлагает перечень возможных видов участия родителей в учебном процессе.

Очевидно, что активное вовлечение родителей в учебный процесс повышает эффективность обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:
- у детей развивается мотивация учения, улучшаются знания, формируются умения в результате выполнения домашних заданий;
- учителя повышают свой авторитет среди родителей, детей;
- родители занимаются самообразованием, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, ощущают свою значимость в школе, улучшают общение с детьми. 

Проблемы и трудности малочисленной, малокомплектной школы: 
–  классы объединены в класс-комплект
(затрудняется формирование УУД на совмещенных уроках);
– наполняемость классов – от 1 до 6 человек (
невозможность использования многих форм коллективной работы для формирования коммуникативных УУД);
– замкнутый социум, дефицит общения учащихся (
ограниченность возможностей в организации внеурочной деятельности и преемственности с учебной);
– учитель ведет несколько предметов (в основном звене);
– сверхопека учителя над учащимися.



В целом, можно отметить, что в сельской школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС, конечно, если педагоги будут готовы к грамотному использованию этих возможнойстей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Байбородова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Масленников С.М. Методика обучения физической культуре М., 2004

2.  Данилова Т. Малокомплектные школы -  http://vilvolovo.ru/news1813 

3. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001

4.   Килина И.В. Проблема реализации федерального государственного образовательного стандарта  в условиях сельской малокомплектной школы http://www.rae.ru/forum2012/288/2151

5.  Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель// Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 103-107 http://www.pedlib.ru/Books/4/0053/4_0053-1.shtml#book_page_top

6.   Мусс Г. Н., Гриценко М. В. Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5880-2013-01-19-06-18-45

 7. Настольная книга учителя физической культуры. Автор-составитель: Погадаев Г.И., . М. 2000. 445с.

8. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. Книга для учителя. М. 1990.

9. Червонный М,А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (Примеры разных стран) http://cyberleninka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Особенности образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС

Особенности образовательной программы школы в условиях реализации ФГОС...

«Модернизация сельской школы в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Доклад  «Модернизация сельской школыв условиях реализации ФГОС нового поколения»Зубакин Сергей АндреевичДиректор  МБОУ «Теньгинская  средняя общеобразовательная школа...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

Особенности моделирования уроков в школе в условиях реализации ФГОС

Материал можно использовать для выступления на методических планёрках, педагогических советах. Краткое сожержание:1. Сущность урока в условиях реализации ФГОС.2. Принципы построения современного урока...