материалы к уроку ПОСТ
план-конспект урока (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Брюхова Татьяна Валентиновна

Представлен фрагмент урока " ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА" по теме ПОСТ на примере ВЕЛИКОГО ПОСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Великий пост»

- Здравствуйте, дорогие  ребята!

Сегодняшняя наша  встреча- это  встреча  с  одной  из  важных  страниц  православной  жизни-  это  время  поста.

Пост-  самое  древнее  церковное  установление (правило).

Тема  сегодняшнего  нашего  урока- Смысл  поста.ВЕЛИКИЙ  ПОСТ.(написана  на доске)

Мы  с  вами  постараемся  выяснить,  в  чем  же заключается   главный  смысл  поста.  

Какие  правила  соблюдает  православный  человек  во  время  поста.

Вместе  с  вами  постараемся  раскрыть  смысл  высказывания (пост  текст 1 : «Пост- время  покаяния. воздержания  и  подготовки  души  к  празднику»)

Итак,  что же  такое  пост? Это  время, когда  мы  готовимся  к  встрече  праздника.

 Как  одежду  мы  тщательно  стираем, гладим, украшаем  к  празднику,  так  и  душу  надо  очистить  от  грехов, изменить  свою жизнь. Как  же  мы  постимся? (кадр- постные  продукты УРОК ПОСТ 9)

Во  время  поста  рекомендуется  перейти  от  пищи  животного  происхождения (мясные, молочные  продукты. яйца)  к  растительной (работаем  с  картинкой):грибы. горох.  фасоль, крупы, мед.

   Соблюдая  эти  правила  в  питании , мы  с  вами  становимся  более  легкими,  подвижными, способными  к  духовной жизни Мы  не  перегружаем  свой организм. А  от  того , что  мы  едим ,зависит  не  только  наше  здоровье,  но  и  мысли, и  поступки.

Это  пост  телесный.

 Но  гораздо  более  важен,  ребята, пост  духовный

Обратимся  еще раз  к  высказыванию, внимательно  прочитаем  его (« Пост-  время  покаяния, воздержания  и  подготовки  души  к  празднику)

 Давайте  вместе  с вами  подумаем,  как же  мы  можем  и должны  изменить  свою  жизнь,  как  себя  вести, чтобы  подготовить   душу  нашу  к  празднику?

(в ходе  обсуждения  подвести  детей  к  мысли  о  том. что душу  надо  украсит  добрыми  делами, не  следует  сквернословить, завидовать,  обижаться. сплетничать, быть  грубым и пр.)

У-  Совершенно  верно,  ребята, добрые  дела, милосердие, сострадание-  лучшее  украшение для  человеческой  души.  Как  вы  думаете, это  легко-  следовать  таким  строгим  правилам  и  в  поведении  и  в  питании,  и  даже  в  мыслях? ( «нет». Дети  делают  вывод, что  для  этого нужна  сила  воли,  чтобы  противостоять  соблазнам.Это  воспитывает  характер)

У- Очистить  душу  от    зла,  от  тех грехов,  неблаговидных  поступков,  которые  мы  уже  совершили,  помогает  нам  церковное  таинство-  таинство  ПОКАЯНИЯ (иллюстрация  слайд  УРОК  ПОСТ 5).

  Искреннее  раскаяние   всегда  облегчает  душу. ребята. Хотя  совершить  признание  в  своих  грехах, ошибках  порою  очень  нелегко (  на  картине  дьявол  стремится  помешать  человеку  покаяться) О  таинстве  покаяния, совершаемом  в храме  вы  узнаете  из  последующих уроков.  А  сейчас  обратимся  к  главной  части  нашего  урока- Великий  пост.

- Церковь  установила  на  протяжении  года четыре  многодневных  поста (таблица-схема  из  слайда  УРОК  ПОСТ 6)

Самый  длительный  из  них- Великий  пост.

(см. ПУТЬ  к  посту(ксерокопия)  и  рассказ  о  Иисусе  в  пустыне. Слайд  или  иллюстрация «Иисус  в  пустыне»)

Великий  пост  длится  семь недель. (схема-«лестница» слайд УРОК ПОСТ 2) 

В  четвертое  воскресенье Поста  мы  вспоминаем святого  Иоанна Лествичника. Он  получил  такое  прозвание за свою  книгу «Лествица» (лестница). Святой  Иоанн  в  своей  книге  пишет  о  том,  что  каждый шаг  наш  в  правильном  направлении  подобен  восхождению по лестнице. Вот  почему  книга  так  и  названа. Вот  они- ступени, на  которые  восходит  каждый  православный  человек  во  время  Великого  поста, чтобы  достойно  встретить  светлый  праздник  Воскресения  Господня.

           

Раскрытие  смысла  каждой  из  ступеней-это  тема не одного урока, ребята. Но  если  у  вас  появится после  нашей  встречи  интерес  к  этому  вопросу, то  ответы  вы  можете  найти  на  страницах  нашей  православной  газеты «Фавор», вот  в  таком  Календаре  школьника  на 2010 год,и , конечно,  посетив  библиотеку(показать  образцы)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  Итак, ребята,  мы  с  вами  узнали,

чтоВеликий  пост  установлен  в  напоминание  нам  о сорокадневном  посте  Спасителя  в  пустыне. Вспомним, что  вы  знаете  об  этом ( работа  по  слайдам.  Отдельно  написаны  слова,   которые  надо  вставить: сорок, постился, служить, постились).

 А  сейчас  я  предлагаю (имена 3-4 человек)  подойти  и помочь  нам  «накрыть»  постный  стол, т.е. использовать для  угощения  только  постные  продукты(дети  выполняют  задание)

 С классом  мы  тем  временем  поиграем  в  игру «Доскажи  словечко». (стр. 108-109  ксерокопия)

 Что же особенно  важно  для  православного  человека  в  период поста? (хорошие  дела,  поступки  и пр.ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Молодцы,  ребята.

Посмотрим,  какой же  стол накрыли  нам  наши  хозяева (проверка  постных  блюд).

  Итак. ребята,  о  чем же  мы говорили  сегодня  на  уроке?

(с  опорой  на   таблицу  новых  слов  поэтапно повторить )

  На  память  о  сегодняшнем  уроке  я подарю вам  вот  такие  небольшие  «лествицы». Вспоминая  то, о  чем  мы  сегодня  с  вами  говорили,  вы(я  верю  в это)  постараетесь  очистить  свою душу  от  грехов  и  украсите  её  добрыми  делами  и  хорошими  поступками .(стихотворение  пожеланию, можно прочитать  хором, если  оно  будет  написано  на обратной  стороне  «лестницы  поста»)

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА:

  • Неделя" - воскресный день (с церковно-славянского)
  • "Седмица" - промежуток в семь дней, соответствует нашим неделям.
  • "Святая Четыредесятница" - 40 -дневный период, включает в себя первые 5 седмиц Великого поста и 6-ю седмицу, с понедельника по пятницу.

"Великий пост" - продолжается 48 дней, включает в себя Святую Четыредесятницу,

Иоанн Лесвичник

«лествица»-  лестница

покаяние

Наглядность:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

24 января, воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее 

25 - 30 января — сплошная седмица

31 января, воскресенье, — Неделя о блудном сыне 

6 февраля  — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

7 февраля, воскресенье, — Неделя о Страшном суде. Заговенье на мясо.

8 - 14 февраля — седмица сырная (масленица), сплошная.

14 февраля - Прощеное воскресенье — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Заговенье на Великий пост


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...