Статья на тему "Здоровьесбережение в образовательном процессе"
статья

Чепурнова Анастасия Валерьевна

Представляю статью на тему "Здлоровьесбережние в обазовательном процессе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Здоровье школьников – одно из важнейших условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех, по которым развивается российская школа, с уверенностью можно сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и обществе в целом. Создание приятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно – значимых способов учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию, и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов. В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровье сберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников, формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности задания. Активные методы обучения: дидактические игры, деловая игра, мозговой штурм, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций, диалоговые методы, творческая учеба. Инновационные технологии: технология развивающего обучения, проектно – исследовательские технологии, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, коллективный способ обучения. В настоящее время хорошо известно неутешительная статистика ухудшения здоровье школьников по мере возрастания об объема учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов, что заставляет искать новые технологии оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве. Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физической активности учащихся. Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно – оздоровительной работы, таким как физминутки, а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект. Поэтому задачей педагога является – подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий – специальной одежды, помещения, вызывали школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков. Урок – зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроках. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов воздействия на уроки обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Известно, что среди факторов обусловленности потери здоровья школьниками на долю внутри школьных факторов среды обитания может приходиться до 20 ?. Однако, если принимать во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила этого влияния на их здоровье возрастает многократно. Характеризуя факторы внутришкольной среды, обусловливающих снижения уровня здоровья от первого до последнего года обучения, с одной стороны говорит о рисках, связанных с несоблюдением физиолога – гигиенических требований к условиям обучения, с другой стороны с большим объемом нагрузки. Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где использование здоровье сберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования, и служить как на благо сохранения здоровья учащихся и педагогов, так и повышению качества образования. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо проводить последовательно с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения с обязательным контролем его эффективности. Уместно будет отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. Известно, что любой вид трудовой деятельности приводит к утомлению, работа в классе по профилактики утомления, безусловно, должна проводиться организованно, но с одновременным осознанным включением каждого ученика. Отношение учащегося к своему здоровью, по мнению большинства исследователей, является основой здоровьесбережения, так как через мотивацию этого отношения можно осуществлять ценностно – ориентировочную деятельность детей и подростков по сохранению и укреплению личного здоровья. Одновременно изучение этого отношения необходимо для совершенствования система воспитания в общеобразовательных учреждениях, а так же выбора и внедрения соответствующей системы здоровьесберегающей системы в целом и здоровьесберегающей педагогической технологии. Важнейшим принципом в любой деятельности ученика должен возобладать принцип ответственности. Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровье учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Проблема сохранения здоровье у детей – одна из важнейших в учебно – воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения у своему здоровью. В своей педагогической деятельности эту проблему я решаю через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроки. Физкультминутка – на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Соблюдаются нормы СанПинов, режим проветривания учебного кабинета, температурного режима. В кабинете имеются комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью имеются аппараты для питьевой воды. Организовано рациональное питание учащихся. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья – одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для того, чтобы дети не уставали, мною проводятся физкильтминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока). При проведении физкультминуток учитываю два условия: 1) Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока. 2) Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Укрепление зрения: Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы на 2 мин., потом следует закрыть глаза на 1 – 2 мин., дать им отдохнуть. Это упражнение я использую на каждом уроке. Оно позволяет снять усталость, временно расслабить мышцы глаз. Упражнения по формированию осанки: Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеют нарушение осанки, что влияет на психику ребенка. От учителя во многом зависит, какая осанка будет у ребенка. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Для этого провожу следующие упражнения: 1) и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его (развернуть плечи, выпрямить спину); 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.); 5) легкий бег на носках. Так же провожу физкультминутки: на укрепление мышц рук, на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Пропаганду здорового образа жизни веду, практически на каждом уроке. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье («Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду»). На уроках окружающего мира говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня, о способах оказания первой помощи при травмах, порезах ушибах. Понятие сдоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на этих и других уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа в какой то мере помогает решить одно из условий здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую работу в парах, фронтальный опрос, игровые приемы, приемы с элементами соревнования (например: на уроках математики русского языка). Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеурочная технология с детьми. Ежегодно вместе со всей школой наш класс активно принимает участие в праздниках здоровья, в «лыжне Росси», «кроссе нации», творческом конкурсе «Быть здоровым – это модно!» Регулярно я провожу классные часы с беседами о том, как заботиться о своем здоровье, вредных привычках. Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно – развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ДОТ в учебно-образовательном процессе"

Статья по теме: "Дистанционно-образовательные технологии в учебном процессе"...

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

Статья «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»

«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»Автор: Дорохина Ольга Николаевна      Под инновациями в образовании поним...

Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....