Отчет по теме самообразования
материал


Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

учителя иностранного языка Кадыровой Галины Ашурматовны.

2017-2018 учебный год

Использование технологии проблемно-поискового обучения на уроках иностранного языка

Метод проблемного обучения широко распространен в системе российского образования и используется многими педагогами и учителями. Теория проблемного обучения представлена в трудах М.И. Махмутова, Ю.К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, Дж. Брунера, В. Оконя, Т. Новацкого. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.

Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Особое значение использование метода проблемного обучения приобретает при изучении иностранных языков.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций. В процессе обучения учитель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед учениками проблему и путем пробуждения интереса к ней вызывает у них желание найти средство и способы ее разрешения.

Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается учителем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию). Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий ученика. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре проблемности:

1) уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность;

2) уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации;

3) репродуктивно-поисковый уровень;

4) творческий уровень.

При выделении и формулировке проблемных ситуаций на любом уровне учитель должен руководствоваться следующими требованиями:

-не постулировать истины в готовом виде, а выявлять и показывать противоречия, показывающие зарождение и развитие того или иного явления;

-ориентировать учеников на максимальную самостоятельность в познавательной деятельности;

-соотносить проблемную ситуацию, с одной стороны, с тезаурусом обучаемых, а с другой - предусмотреть, чтобы она была достаточно трудной, а не банальной;

- опираться на основные дидактические принципы (научность, систематичность, наглядность и т.д.).

К сильным сторонам этого метода я отношу следующие:

  • Данная технология имеет практическую значимость в формировании общекультурных и социальных компетенций личности учащихся.
  • Уроки с использованием технологии проблемного обучения способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира, готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению.
  • Технология способствует поддержанию высокой мотивации к изучению иностранного языка.
  • В результате применения проблемного обучения происходит приобщение к культурному наследию и духовным ценностям не только своей страны, но и других стран мира.
  • Проблемное обучение способствует развитию воображения, фантазии, мышления и стимулирует познавательный интерес.
  • Проблемное обучение учит детей самостоятельно добывать знания, что немаловажно в современном информационном обществе, где главным капиталом является умение добыть информацию, которая является наиболее ценным и важным продуктом.
  • Технология проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, используя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода, который получен в самостоятельном поиске, из-за чего усваивается учеником как плод его собственного труда.
  • Проблемное обучение является более продуктивным, так как при проблемном обучении временные затраты на овладение знаниями и умениями минимальны по сравнению с традиционным обучением, поскольку в проблемной ситуации одновременно идет приобретение знаний, практических и поисковых умений.

При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из роли, сообщающего знания человека в традиционной школе, и становится тем, кто пробуждает, развивает и наблюдает мыслительные операции учащихся, а при необходимости исправляет ошибки и разъясняет сомнения.

Учитель, выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, призван действовать более как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний.

В ходе исследования различных аспектов проблемы я стараюсь помогать отдельным учащимся и группам, избегая при этом директивных приемов. Учитель должен научиться чувствовать саму проблемность ситуации, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом правильно сформулированные реальные учебные задачи. Педагог должен овладеть мастерством данной технологии, чтобы суметь увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Проблемное обучение предъявляет специальные требования и к толерантности учителя, который обязан терпимо относиться к ошибкам учеников, допускаемых при попытках найти собственное решение. Необходимо избегать желания самому все сделать за школьников. Кроме того, широкое использование проблемного метода обучения требует от учителя колоссальной предварительной подготовки и профессионального мастерства.

При проектировании уроков с использованием метода проблемного обучения учителю необходимо точно определить объем и содержание учебного материала, предназначенного  для изучения на уроке; систематизировать учебный материал в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а также в соответствии с принципами дидактики;  разделить учебный материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части; продумать систему контроля и коррекции результатов освоения учебного материала.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. В своей практике я использую приёмы обучения проблемно – поисковому чтению на иностранном языке. Работа над текстом делится на три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Большое внимание уделяется предтекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что учащиеся начинают работу с информацией до чтения текста.

Например: перед работой с текстом «Allein oder im Hotel “Mama”» по теме «Виды жилья» учащиеся получают задание: «Как вы думаете, что такое гостиница «Мама» и кто в ней живёт?»

Метод проблемного изложения учебного материала широко используется при объяснении грамматических правил. Учащимся сразу не представляется описание какого-либо грамматического явления, а предлагается алгоритм, пошаговое направление для активизации их мыслительной и самостоятельной деятельности  и актуализации опорных знаний. Проблемное обучение предполагает следующие последовательные операции: постановка вопросов преподавателем, анализ грамматического явления учащимися, самостоятельная формулирование ими правила  под контролем учителя. А далее предлагается алгоритм распознавания грамматического явления. Например, при объяснении темы «Местоименные наречия» сначала нужно вспомнить о падежах в немецком языке, их вопросах, артиклях и т.д. И, наконец, учащиеся самостоятельно делают выводы и дают определение местоименным наречиям.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такую ситуацию, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. 

Учебная тематическая дискуссия

При обсуждении теоретических и практических проблем мною обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.

Из практики видно, что метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов. Например, при обсуждении темы «Телевидение: за и против» нужен определенный запас слов, тогда ученику легче будет и понимать собеседника, и отстаивать свою точку зрения. Однако, в конце концов они придут к общему выводу.

Викторина, урок-игра

Для повышения интереса учащихся к изучению языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую  занятия, проводимые в форме деловой игры. Викторины, имитационные игры-дебаты, ток-шоу, и другие – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Такие виды занятий изменяют привычную обстановку на уроках, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности, ищут ответы на вопросы и решают свои проблемы.

 Метод “круглого стола”

 Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на среднем этапе обучения для реализации задач данной концепции. При проведении “круглого стола» я планирую  мероприятие таким образом, чтобы участвовали все присутствующие. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов. Стараюсь создать на занятии доверительную, доброжелательную атмосферу.

     В рамках изучения темы «Путешествие. Одежда. Еда» мы традиционно проводим круглый стол с целью «собраться правильно в дорогу». Группа провожающих (мамы, родственники, друзья) выслушивает доводы нуждающихся в сборе чемодана (роли распределены заранее), задает вопросы, создает ситуацию соперничества и даёт советы. Задача каждого участника доказать, что именно он правильно собирает сумку или чемодан в путешествие.

Я считаю, что активное использование метода проблемного обучения на уроках немецкого языка повышает мастерство учителя и способствует более эффективному освоению иностранного языка.

Применение этой технологии позволяет вызывать у учащихся активную поисковую деятельность в процессе решения ими проблемно-познавательных задач. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся, оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. В качестве проблемного задания служат вопросы, практические задания.

Все проводимые мной уроки включают в себя элементы современных образовательных технологий. Выбранные мной проблемно-поисковые технологии помогают организовать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с учетом их способностей, индивидуальных особенностей, мотивации. В школьной системе все это ведет к формированию личности, освоению учащимися оптимальных способов самостоятельной деятельности, практических навыков самообразования, развитию творческого потенциала каждого ученика. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

 

Список использованной литературы

 

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. М., 2008.

2. Пассов Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев. М.: Просвещение, 2001.

3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Ин. языки в школе. 2002. №2. С. 11.

4. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение.

6.Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб., 2005.




Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Кадырова Галина Ашурматовна, учитель иностранного языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск»

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития познавательного интереса у обучающихся к содержанию обучения. Технология критического мышления – универсальная, развивающая технология. При помощи этой технологии достигается важный результат – повышение уровня познавательной компетенции, учебной мотивации обучающихся. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

«Развитие критического мышления» - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире». Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых в учебе, в обычной жизни.

Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроках иностранного языка позволяет формировать умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию. Технология «Развитие критического мышления», ориентирует учителя и обучающихся на деятельностное участие в процессе обучения, на сотрудничество учителя и обучающихся.

Я применяю технологию «Развитие критического мышления» на средней и старшей ступени обучения немецкому языку. На своих уроках я использую методические приёмы, формирующие критическое мышление: кластер, мозговой штурм, синквейн, таблицу «ich weiss/ ich will wissen/ ich habe erfahren, инсерт, 5-«w» и т.д. Эти приёмы позволяют организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствуют развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия).

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза 
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление

 содержания
(получение новой информации)

  III фаза
  Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Фрагмент урока немецкого языка по теме «Подготовка к путешествию»

(8 класс).

На стадии «Вызов» я прелагаю обучающимся заполнить кластер, что они знают о туризме. Кластер - приём графической систематизации учебного материала используется при изучении нового материала или при повторении. Заслушиваются все версии обучающихся.   Затем предлагаю заполнить первую и вторую колонки таблицы «ich weiss/ ich will wissen/ ich habe erfahren». Этот приём используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового.

На стадии «Осмысление» обучающиеся работают в группах. Читают текст о туризме с использованием метода Инсерт. Инсерт – приём маркировки текста, который применяется для чтения сплошных информационных текстов. Обучающиеся на полях текста ставят карандашом знаки:

۷ -   обозначает знакомую информацию;

+ -   обозначает новую информацию;

?  -   обозначает неясную информацию.

Затем заполняют третью колонку таблицы «ich weiss/ ich will wissen/

ich habe еrfahren». Обсуждают в группах. Каждая группа рассказывает,

что узнали нового. Работают с картой мира.

На стадии «Рефлексия» каждая группа получает задание. Например,

первая группа – выполнение задания «Was passt zusammen?», вторая группа – работа по картинкам, к какому виду туризма относится картинка, третья группа - представляет прогнозы развития туризма. В заключение урока – художественная форма письменной рефлексии - синквейн.

Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет добиться усвоения материала всеми учащимися. Учитель становится координатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Технология «Развитие критического мышления» направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Библиографический список

  1. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе [Текст] - Томск, 2008 - с.6, 21
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm
  3. Сухова.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка. // Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-С.ЗО.


Предварительный просмотр:

План  работы с одаренными детьми по иностранному языку.

Цель:

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Использование на уроке иностранного  языка дифференциации на основе

индивидуальных особенностей детей;

2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

3. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету;

4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.

Функции учителя иностранного языка

- Выявление одарённых детей.

- составление плана для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; 

Принципы работы с одарёнными детьми.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.

- Принцип развивающего обучения.

- Принцип добровольности.

Формы работы с одаренными учащимися.

- Групповые занятия с сильными учащимися;

- Конкурсы и конференции;

- Участие в олимпиадах;

- творческие мастерские;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- работа по индивидуальным планам;

       

                  Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.                 

     

             

 План работы с одаренными детьми

на 2018 – 2019 учебный год

мероприятия

сроки

Направления и формы работы

1.

Диагностика одаренных детей.

сентябрь

Входящие контрольные работы.

2.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.

сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

3.

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку.

сентябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий.

4.

Подготовка учащихся к участию муниципального этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку.

ноябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий.

5.

Подготовка учащихся к участию в районном конкурсе защиты проектов

март

Консультации учителя, подготовка презентаций.

6.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня.

в течение года

Индивидуальная работа.

7.

Проведение предметной недели по английскому языку.

март

Викторины, праздники, инсценировки, концерт английской песни.

8.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка.

в течение года

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми.

10.

Консультация родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

в течение года

Индивидуальная работа.



Предварительный просмотр:

План самообразования на 2018-2020 годы

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Выявление проблемы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Определение целей и задач самообразования

2018 – 2020 год

Курсы повышения  квалификации учителей.

Дальнейшая работа по ФГОС основного  общего образования.

Прогностический

Изучение литературы и нормативных документов по соответствующей теме

Прогнозирование результатов

2018 – 2020 год

Участие в семинарах.

Работа в группе учителей по теме «Реализация   новых технологий   в школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2018 – 2020 год

Создание рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС.

Участие в вебинарах, посвященных изучению данной темы и с целью самообразования.

Выступление на педсовете

Выступления на заседаниях МО

Участие в проведение открытых уроков.

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2018 – 2020 год

Участие в работе районного МО учителей  иностранных языков.

Участие и результаты в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Пополнение материалов собственного сайта с целью обмена опытом.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2018 – 2020 год

Участие в  конкурсах.

Публикации в сети интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Отчет по теме самообразованя

В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....

Отчет по теме самообразования

Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...

отчет по теме самообразования

отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"...

Аналитический отчет о теме самообразования

Аналитический отчет о теме самообразования...