Методики по выявлению и развитию способностей учащихся
материал

Абашеева Татьяна Батожаповна

Работа по выявлению способностей и одаренности детей строится на диагностике, мониторинге и анкетировании.

Применяю методики

  1. А. И. Савенкова («Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет», «Оценка общей одаренности», «Как я вижу себя», «Характеристика ученика»);
  2. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей» по Лосевой А. А.;
  3. «Опросник для выявления одаренных учащихся» по Е. Н. Задориной;
  4. «Опросник креативности» Дж. Рензулли

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обшая характеристика

      Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

{+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Обработка результатов

   

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Интеллектуальная одаренность

Фамилия, имя ребенка

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать

абстрактными понятиями.

  1. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к

классификации.

  1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

 причиной и следствием.

4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Творческая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

3.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Академическая (научная) одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.

3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

7.  Умеет делать выводы и обобщения.

8.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

Художественно-изобразительная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

6.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Музыкальная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям.

2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

3. Хорошо поет.

4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Литературная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

2.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Артистическая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

2.  Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Любит игры-драматизации.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Техническая одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  Интересуется механизмами и машинами.

2.  Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",

4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

8. Быстро и легко осваивает компьютер.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Лидерская одаренность

Фамилия, имя ребенка

1.  Инициативен в общении со сверстниками.

2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

3. Легко общается с детьми и взрослыми.

4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

5. Часто руководит играми и занятиями других детей.

6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

Группа___________________________

Учебный год______________________

Воспитатели______________________________________

        

Параметры

одаренности

        Спортивная одаренность

Фамилия, имя ребенка

1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

8. Физически выносливее сверстников.

Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).




Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.

Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь.

Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.

Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  2. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  3. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.        Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -  два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  1. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  3. Любит рисовать.
  4. Проявляет тонкое чувство юмора.
  5. Не боится быть таким, как все.
  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV.        Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  1. Любит писать рассказы или статьи.
  2. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V.        Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI.        Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII.        Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  4. Любит рисовать чертежи механизмов.
  5. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII.        Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  2. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

IX.        Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.



Предварительный просмотр:

Методика «Характеристика ученика» по А.И. Савенкову


Общая характеристика методики:

Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.

 

Ученик____________________
дата _____

класс ____

учитель_______________________________


Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики:

  1. Имеет необычно большой запас слов.
  2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.
  3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
  4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.
  5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.
  6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики:


1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

  1. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики:


1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос  возбужден).
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики:


1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов:

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже  математической обработке, но это уже специальная работа.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).



Предварительный просмотр:

Опросник   для   выявления   одаренных   учащихся  (по  Е.Н. Задориной)

Предлагаемый  опросник  разработан Е.Н. Задориной на основе многофакторной модели одаренности.

Опросник включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается, опираясь на перечни основных параметров различных сфер одаренности, выявить тех  учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их.

При  выявлении   одаренных учащихся учителям рекомендуется:

- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;

- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;

- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.

Предлагаемый опросник может быть использован  для  выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.

Основные параметры интеллектуальных способностей:

•способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности;

•способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);

•языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);

•учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);

•технические и конструкторские способности;

•знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т. д.

Основные параметры творческих способностей:

•любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

•находчивость, фантазия, воображение;

•альтернативное мышление;

•творческое мышление, изобретательность, выдумка;

•гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

•оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;

•самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;

•самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами;

•широта и глубина интересов;

• устойчивость увлечений и интересов.

Основные параметры социальной одаренности:

•способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;

•способность к самоутверждению, уверенность в себе;

•проявление инициативы в социальных ситуациях;

•чуткость, способность к сопереживанию;

•способность сотрудничать и разрешать конфликты;

•способность руководить и принимать на себя ответственность;

•общительность, популярность в классе.

Основные параметры музыкальных способностей:

•чувство ритма и такта;

•музыкальная память;

•способность различать высоту тона;

•акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;

•способность распознавать гармонию;

•способность сочинять мелодию;

•способность повторить голосом заданную мелодию;

•радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;

•особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Основные параметры психомоторных способностей:

•ловкость пальцев;

•ловкость рук;

•ловкость тела;

•точность движений и быстрота;

•выносливость при физическом напряжении;

•интерес к точной механике и практическим заданиям;

•практические наклонности;

•способности к черчению.



Предварительный просмотр:

Опросник креативности Дж. Рензулли

(в адаптации Е.Е. Туник)

Творческие характеристики

  1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.
  2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
  3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
  4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
  5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
  6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
  7. Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
  8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
  9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
  10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов

(Шкала креативности)

Респондент _________________________________________________

(Ф.И.О. заполняющего)

Пожалуйста, оцените, используя четырёхбалльную систему, в какой степени каждый ребёнок обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-21

Низкий

20-16

Очень низкий

15-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...