Информация к размышлению...
статья

Губарев Николай Викторович

Учитель не аниматор, это совсем другая профессия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesnaya_statya_-_dlya_razmyshleniya.docx85.72 КБ

Предварительный просмотр:

Аниматор с указкой, или Почему у детей отсутствует мотивация

Скажите, коллеги, с вами такое случалось? Вы у доски с горящими глазами и презентацией, а школяры сидят, уткнувшись в свои гаджеты, и плевать они хотели и на вас, и на презентацию?

Самооценка падает ниже плинтуса и тут же слышится противный голосок общественного мнения «не можешь заинтересовать, уроки скучные».

Администрация настоятельно рекомендует работать над повышением учебной мотивации учащихся.

И учитель начинает превращать свои уроки в шоу – урок-викторина, урок-конференция, урок-игра, квест, КВН.  Сил и времени затрачивается немеряно, а вот КПД от таких уроков очень низкое. Процесс обучения имеет свои закономерности. Единственный плюс - самому учителю бывает интересно. Ну и стайке отличников, у которых познавательные процессы в норме. Остальное «болото», как сидело, так и сидит в своих гаджетах. Раньше это называлось попросту – лень. Быть ленивым было стыдно. Сейчас это называется отсутствием учебной мотивации. Соответственно не может быть стыдно за то, что у тебя что-то отсутствует. Это не вина, это беда. Надо жалеть, надо помогать…https://pedsovet.org/v3/upload/ckeditor/6/images/2019-04-24/1556098621_%D0%B0%D0%BF%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B0.jpg

Современных детей приучают развлекаться с дошкольного возраста.

И незаметно, праздник за праздником подсаживают на развлечения.

В начальной школе продолжаем играть - у них же игровая мотивация!.. А посмотрите, сколько праздников стало в школе! За Днём Знаний следует День Учителя – между ними где-то втыкают День здоровья и День лицеиста, затем Хэллоуин (как же без него), Праздник осени, День матери, потом Новый год. Во втором полугодии встреча выпускников, День Святого Валентина, Масленица, День защитника и 8 Марта, ну и финалом – 9 Мая, Последний звонок и выпускной. Ничего не забыла?.. Сашу, Машу, Петю регулярно снимают с уроков – они поют и пляшут.

Между тем учитель не аниматор, это совсем другая профессия.

Он не обязан быть ни феей, ни пиратом, ни канкан на уроках отплясывать. Изучение любой науки требует терпения, упорства, а порой и зубрёжки. Изложение материала, формирование навыка, отработка навыка, закрепление. Поэтому, что бы вы ни делали, хоть наизнанку вывернитесь – в гаджетах будет интереснее, потому что там – не учёба. 

Основа мотивации, как ни странно – знание. А не наоборот.

Ребёнок проявляет интерес, когда ориентируется в материале. И тут же теряет его, когда чего-то не понял. А нынешнее образование грешит несистемностью, обрывочностью. Нарушен научный принцип детерминизма. Если простым языком – преподавание ведётся по принципу – «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Зачастую и контроль знаний, спущенный сверху, не привязан к изучаемой по предмету программе.

Взять хотя бы модный нынче проектный метод. В некоторых учебных заведениях даже приплачивают учителям конкретно за «проекты». Ребёнок «сам» изучает какую-то область знаний, ставит эксперименты, делает модели. Вроде бы неплохо. Если в качестве дополнения к изучаемой теме, то да! Но вырванный из контекста «проект», повиснет в воздухе и лопнет, как мыльный пузырь. Причём и понятие проекта весьма расплывчатое. Нарисовал стенгазету – проект, написал сочинение – проект. А как результат, в голове – каша и полное отсутствие системных знаний. 

Кстати, что там писал о формировании мотивации Антон Семёнович Макаренко? Устраивал ли косплэй в своей колонии по случаю годовщины Октябрьской революции?

А вот что: «Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Вот так - «неприятную и скучную работу». Работягу, короче, воспитывал, а не шоумена. «Интересы коллектива» -  вот чем-то таким видимо и руководствовались наши родители, которые с детства приучали не развлекаться, а трудиться. Полоть грядки, пришивать пуговицы, чистить картошку, подметать пол.

Может быть, и не стоит зацикливаться на интересе к предмету, а в первую очередь, в жёсткой и директивной форме требовать знания? Нет, я не против использования различных форм уроков, но в разумных пределах, без фанатизма.

Посмотрите, репетиторы не проводят квестов, и не сочиняют кроссвордов, даже презентаций не делают – они просто учат, натаскивают на ЕГЭ и никто не жалуется, что скучно.

Автор: Ольга Самозванцева

https://pedsovet.org/beta/article/animator-s-ukazkoj-ili-pocemu-u-detej-otsutstvuet-motivacia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Информация к размышлению ( о двух упражнениях по русскому языку)

Эти упражнения заставили меня задуматься о двух вещах: о чтении=нечтении моих учеников и о том. что как можно без рассказов о своей жизни в школе дожить со своей дочкой ( своим сыном) до 6 класса?...

Информация к размышлению "Наказание и поощрение"

Консультация с целью обогащения воспитательных навыков родителей, поддержания их уверенности в собственных силах, умении правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осущ...

Творчески-исследовательская работа на тему: " Валентин Иванович Филатов... Информация к размышлению..." (Из опыта преподавания творчества В.И.Филатова). Объём 205 листов.Творчество В.И.Филатова на уроках русского языка и литературы.

Институт повышения квалификации при АГУ   Творчески – исследовательская работа на тему:  «Валентин Иванович Филатов…Информация к размышлению…» /Из опыта преподавани...