Тема урока: «Золотое кольцо России»
план-конспект урока

Тарунтаева Полина Владимировна

Класс: 3 «а»

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Цели урока: создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России; расширения кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету; содействовать воспитанию любви к России, интереса к ее духовному наследию.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._zolotoe_koltso_rossii.doc.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Выполнил студентка 41 гр.

Тарунтаева Полина

        Проверила:  

Отметка______________

Дата:________________  

Челябинск, 2019

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «а»

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Цели урока: создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России; расширения кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету; содействовать воспитанию любви к России, интереса к ее духовному наследию.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: тетрадь на печатной основе, учебник А. А. Плешаков, «Школа России», 3 класс, 2 ч.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

1 мин

-  Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Л.: Самоопределение

П.: формирование мотивации к обучению

Актуализация знаний и мотиваций

5 мин

- Сколько значений у слова кольцо вы знаете?

- Какие бывают кольца?

-А с каким кольцом мы с вами на уроке будем работать?

- украшение, предмет в виде окружности, имеет форму замкнутого круга

- Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма

Л.: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

Постановка учебной задачи

4 мин

Сегодня на уроке речь пойдет о золотом кольце. Вы слышали такое выражение? Что подразумевается?

А принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по древним городам «Золотого кольца России».

- Каковы же цели нашего путешествия?

- О чём вам хотелось бы узнать, когда будем путешествовать?

- Познакомиться с интересными древними городами России.

- Узнать об их достопримечательностях.

- Больше узнать об истории нашего государства.

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р.: Целеполагание

Открытие нового знания

10 мин

 – Самые заветные чудеса страны открывали миру именно путешественники. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Своё путешествие мы начнём с нашей страны и побываем в нескольких древних русских городах, – все вместе они образуют «Золотое кольцо».

– Почему кольцо? Почему золотое? «Золотое кольцо России» – популярный в нашей стране туристско-экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры.

– В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.

– С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются кольцами.

– С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства – показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него, очень изящны и затейливы.

– Посмотрите в учебнике на план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины. Посмотрите на карту. Назовите и покажите столицу нашей Родины.

– Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Тогда отправляемся в путь.

– У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия – рабочая тетрадь (№ 2, с. 46). Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. 

-Начиная и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории 5 областей: Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской. На северо-восток от Москвы ведёт древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. И вела она в древний русский город Сергиев Посад.

Первичное закрепление во внешней речи

2 мин

Первый город, который мы посетим, – это Сергиев Посад. Город назван в честь святого Сергия, родившегося в соседнем городке – Радонеже. Сергий Радонежский основал один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Мощи святого Сергия захоронены в Троице-Сергиевой лавре. Слово «лавра» означает «главный, самый важный монастырь». Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы.

Переславль-Залесский. До 1302 года Переславль-Залесский был отдельным княжеством. Основал город Юрий Долгорукий. Образование Переславля относится к глубокой древности. Первоначально город назывался Клещином. В переводе с древнерусского, «Переславль» означает «перенявший славу». Валы новооснованного города, высокие и широкие, охватили огромную территорию. Высота вала колебалась от 10 до 18 метров, а окружность составляла 2 километра 350 метров. Здесь родился Александр Невский – великий русский полководец. Переславль славен еще и тем, что здесь на Плещеевом озере Петр I построил свою первую флотилию. Плещеево озеро имеет возраст около 30 тысяч лет. Оно почти правильной овальной формы, береговая линия занимает почти 27 км. В озере водится 16 видов рыб. Зимой озеро замерзает, а летом его поверхность, обычно спокойная и неподвижная, иногда покрывается большими волнами.

Ростов – настоящая жемчужина Золотого кольца с удивительно сохранившимся, целостным ансамблем Кремля, с заповедным центром старого города, живописно расположившегося на берегу озера Неро. Это один самых старых городов Золотого кольца, в давние времена его называли Великим. По летописи, он был основан в IX веке (более 1200 лет назад).

Следующий город – Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом.

Город был основан князем Ярославом Мудрым. Послушайте легенду о создании этого города: «Плыл как-то по Волге-реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой – возвышается холм с крутыми склонами. “Хорошее место для крепости”, – решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем – Ярославль». Предание гласит, что в бою с местными язычниками Ярослав Мудрый топором зарубил медведя – их священного зверя. В память об этом событии на гербе города Ярославля изображён медведь с секирой.

В XII веке Ярославль  стал  известен по всей стране своими мастерами – каменщиками и плотниками, кожевенниками и кузнецами. В XVIII веке Ярославль становится родиной русского национального театра. Здесь начинает свою деятельность основатель русского театра Федор Григорьевич Волков, которому воздвигнут памятник в самом центре города.

– Еще один город, который стоит на Волге, – Кострома. Прочитайте легенду о его появлении в учебнике (с. 91).

Город был основан Юрием Долгоруким. Как говорит легенда, Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер, вот город и спланирован по веерной системе, где улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Ансамбль костромской площади – один из лучших в русской провинции. Сначала построили Большие и Малые мучные ряды, затем Овощные, Рыбные, Молочные ряды. Горожане стали называть торговые ряды «Гостиный двор».

П.: Структурирование знаний

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Динамическая пауза

Повторяют движения за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации и силы энергии

Сам.работа с самопроверкой

5 мин

Работа в тетради (задания № 1, 3, с. 45–46). 

Выполняете самостоятельно

П.: Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Включение в систему знаний, повторение

5 мин

- Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?

– Как в древние времена называли  город Ростов?

- Кто основал город Ярославль? А Кострома?

П.: синтез

Р.: осуществлять итоговый контроль

Рефлексия

3 мин

Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

– Посмотрите ещё раз на карту-схему. Перечислите города Золотого кольца.

– Почему древние города строились на берегах рек и озёр?

– Что удалось на уроке?

– Что было самым трудным?

Р.: анализировать собственную работу

Домашнее задание

   1 мин

учебник, с. 86–97 (прочитать), задания 3, 4; подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок "Золотое кольцо России"

Предмет - Окружающий мирКласс - 3Тема - "Золотое кольцо России"...

открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"

Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».

Вступительное слово учителя.   Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...

Презентация для урока развития речи по русскому языку на тему: "Золотое кольцо России".

Урок развития речи. Презентация на тему: "Золотое кольцо России"....

Презентация на тему "Золотое кольцо России"

Владимир-это город-музей. Является одним из самых древних городов России. Обладает уникальными историко-архитектурными памятниками 12 века.Суздаль-небольшой город, в 10 раз меньше Владимира. Уникально...