Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
рабочая программа (5 класс)

Верещагина Нина Ивановна

Программа "Дорогою добра" разработана для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx10.25 КБ
Файл poyasnit_zapiskamicrosoft_word.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования и осуществляется в соответствии с основными  нормативными  документами:

- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795);

- распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД»;

- инструктивно-методическим письмом «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).

Актуальность, педагогическая целесообразность данной программы

Ведущая идея программы – развитие общей  культуры личности, патриотизма, гражданственности, что  является важной движущей силой российского общества, формирования  национального самосознания молодёжи.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свою Родину (в т.ч. свой родной посёлок, его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в развитии родного города, поселка.

Основная   цель программы:

- воспитание гражданских  и патриотических качеств учащихся, чувства любви к малой Родине,  стимулирование желания самостоятельного поиска, любознательности и расширения знаний по истории родного посёлка – Усть – Кинельский.            

Основные  задачи:

- познакомить с основными событиями, личностями,  связанными с   историей родного края,  расширить и углубить знания;

- способствовать осознанию учащимися  роли и  места нашего поселка в истории России;

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;

- овладевать навыками исследовательской работы;

- формировать умения и навыки общения при организации коллективных проектов, творческих работ;

- воспитывать  чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину на положительном примере  жизни  и  деятельности земляков, ветеранов  войны  и  труда;

- способствовать воспитанию чувств личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребности быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2  программа «Моя малая Родина» (основы краеведения)  реализуется в 5-7 классах. Общий объем учебного времени составляет 68 часов (34 недели, по 1 часу в неделю в каждом классе). В 5 «Б» классе объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю), в 7 «Б» - 34 часа (1 час в неделю).

Формы и методы реализации программы:

- беседы;

- викторины;

- работа с различными источниками, их анализ;

- интервью;

- анкетирование;

- встречи с интересными людьми;

- работа с ресурсами сети Интернет;

- поисковая деятельность;

- организация выставок рисунков, фотоматериалов;

- туристические походы;

- проектная деятельность;

- показ презентаций и их обсуждение;  

 - экскурсии и др.

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка задачи;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование — предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование  цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

 - анализ результатов элементарных исследований; фиксирование результатов;

- высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов, составление  планов простого  эксперимента; 
            – выбор  решения из нескольких предложенных, краткое обоснование выбора ;

- приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение мотивировать свои действия;

 - применение правил делового сотрудничества: умение сравнивать разные точки зрения.

 Личностные УУД:

- умение считаться с мнением другого человека; готовность проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- желание приобретать новые знания,

- осознание  своих трудностей и стремление  к их преодолению,

- освоение  новых видов деятельности,

- участие  в творческом, созидательном процессе.

Рабочую программу отличает гибкий график выполнения запланированных мероприятий, экскурсий, походов. Планирование может измениться по причине возникновения различных обстоятельств (ухудшения погоды, отсутствия транспорта и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела

Содержание

Кол-во

часов

1.

Введение

Цели и задачи программы, содержание, организация занятий, формы и методы исследовательской работы, правила техники безопасности на занятиях,  при работе с ПК, правила поведения во время экскурсий, походов. Источники изучения истории родного края, географическое положение поселка Усть - Кинельский, особенности природного ландшафта. Правила и этапы проектной деятельности, правила опроса, анкетирования, интервью.

2

2.

Наш поселок - место проведения Губернской сельскохозяйственной выставки

Федеральное государственное учреждение Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция.  Испытания сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов,  сельскохозяйственной техники и оборудования.

Из 13 МИС, действующих в России, крупнейшая – Поволжская. Формирование представлений о традициях и культурном достоянии Самарского края и других субъектов Российской Федерации

3

3.

«По родным тропам»

Воспитание эколого-культурных ценностей;   ценности природы — родная земля, природа, планета Земля, экологическое сознание,  знакомство с природой и историей родного края; пойма - природная зона родного поселка, река Большой Кинель; активная позиция в борьбе за сохранение чистой окружающей среды; понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; развитие чувственного, эмоционального  отношения к природе; формирование бережного отношения к природе, экологического сознания учащихся; здоровый образ жизни - залог долгой и счастливой жизни.

2

4.

По страницам истории Кинельской земли с древнейших времен до конца XIX века

Обзор основных событий родного края с древнейших времен до конца XIX в., государство Волжская Булгария, монгольское нашествие, Золотая Орда, князь Г.О. Засекин,  основание  крепости Самара в 1586 г., засеки, первое описание нашего края Адамом Олеарием, крестьянское движение под предводительством С. Разина,  легенды о С. Разине; Алексеевская крепость, крестьянское движение во главе с Е.И. Пугачёвым, движение декабристов,  каторга; строительство железных дорог, железная дорога Самара- Златоуст.

6

5

Как был основан наш поселок

Ознакомление с основными событиями, связанными с рождением нашего поселка: поселок Студенцы, сельскохозяйственное училище «Земледелка», М.И. Ульянова, революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Февральская революция и двоевластие в нашем крае, великий голод 1921 г., Гражданская война, «Золотой эшелон», Самарский сельскохозяйственный институт.

6

6

Учреждения и достопримечательности пгт Усть – Кинельский

Пгт  Усть-Кинельский — посёлок городского типа в городском округе Кинель Самарской области России, ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия; Государственное научное учреждение Поволжский Научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук;

Федеральное государственное учреждение Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция; бюст П.Н. Константинова,  каштановая аллея, Обелиск, Стела, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале №1653, здание храма - уникальный памятник народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища.

8

7

Родной поселок и школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. XX в.  

Великая Отечественная война,  пос. СХИ (Усть – Кинельский) -  база формирования 356-й стрелковой дивизии,  эвакогоспиталь № 1653, институт -  шеф госпиталя,  профессор А.Н. Клечетов - исследователь по выращиванию каучуконосов, А. З.  Бугранов- Полный кавалер Ордена Славы; учителя – участники Великой Отечественной войны,  учащиеся 9 – 10 классов, ушедшие на фронт в первые дни войны, школьники-шефы  госпиталя,  семей фронтовиков и престарелых.

6

5.

Подведение итогов

Результаты и итоги работы: получены ли знания о значимых событиях по истории родного поселка,  о примерах исполнения гражданского и патриотического долга наших земляков, о традициях и культурном достоянии родного края, получен ли опыт участия в инициативах, проектах, в природоохранной деятельности и др.

1

Общее количество часов

34

Материально – техническое и методическое обеспечение

Нормативные документы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795).

2. Инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).

3. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД».

Литература

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 

2. История и современное развитие города Кинель. Краеведческое издание. / Кол. авт. – Самара: ООО Агентство коммуникаций «Реноме», 2010.

3. Кривобоков В.И.,  Кудряшова  О.Н. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г. Кинель, п. Алексеевка /В.И. Кривобоков, О.Н. Кудряшова.  – Самара: ООО «Офорт», 2011.

4. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Сост. Пахомов В.П. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2005.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7.        

6. Самарская государственная сельскохозяйственная академии - 90 лет/Авторский коллектив: А.М. Петров, В.Г. Клевлин, З.Я. Биккинина и др. Самара: изд-во «Книга», 2009.

7. Самарскому сельскохозяйственному институту 75 лет. Самара: «СамВен», 1994 г., с. 4-6.

Интернет – ресурсы

1. cerkov-shi.ru/ (приход во имя Архистратига Божия Михаила)

2. http:// www.vkinele.ru/

3. Кинельгород. РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"

Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»

Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"

рабочая программа по внеурочной деятельности  "Добро пожаловать в Великобританию" для 7 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфесси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...