Секционные доклады
статья

Плешакова Анна Викторовна

АктуаАктуальность темы опыта обусловлена обновлением всех сфер общественной жизни, выявлением потребности инновационных преобразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_.doc764.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Доклад на тему:

 «Применение инновационных технологий в практике учителя музыки».

                                         Подготовила:

                              учитель музыки  СШ

                       Дубёнского МОУ

                                             Плешакова А.В.

                         2008г.

                   


Актуальность темы опыта обусловлена обновлением всех сфер общественной жизни, выявлением потребности инновационных преобразований.

Особенно это актуально при переходе к профильному обучению на 3 ступени общеобразовательной школы.

Его осуществление невозможно, во-первых, без повышения качества образования, во-вторых, без осознания учащимися значимости выбора профиля и развития способности адекватно оценивать свои возможности и стремления, в-третьих, без возрастания управленческой деятельности учителя при проведении уроков, проявления им таких профессиональных умений, как прогностические, аналитические, диагностические, рефлексивные.

Очевидно, что успешность решения обозначенных выше проблем зависит от системного использования учителем инновационных технологий. В свою очередь эффективность инновационных технологий напрямую связана с их непрерывным использованием.

Таким образом, основная идея опыта заключается в поиске и внедрении в практику работы учителей эффективных инновационных технологий через систематическую целенаправленную методическую работы с кадрами по освоению и внедрении инновационных технологий.

Новизна предлагаемого опыта заключается в:

  • технологичном подходе к методическому обеспечению внедрения инновационных технологий, интерактивных стратегий и методик в практику работы учителя;
  • соблюдении определенной последовательности в процессе работы учителя с технологией;
  • предоставлении учителю реальной возможности свободы выбора интерактивной стратегии, методики, технологии через обеспечение его материалами по концептуальной и процессуальной сторонах технологии;
  • «проживании» инновационных технологий, методик, интерактивных стратегий в процессе обучения на школьных семинарах, тренингах;
  • осуществлении обучения

учителями, достигшими высоких результатах в своей педагогической деятельности за счет системного осмысленного использования инновационных технологий, интерактивных стратегий и методик;

  • проведении всех форм методической учебы в интерактивной форме;
  • создании условий для постоянной рефлексии реализованных педагогических технологий через портфолио учителя-инноватора.

Изучение научной и методической литературы (Приложение 1) позволяет констатировать в основном наличие в них прекрасно разработанной концепции технологии и отсутствие ее процессуальной стороны, что не дает возможности учителю грамотно использовать ее в своей профессиональной деятельности. Анализ существующей практики, собственного педагогического опыта, общение с коллегами определяют в методическом обеспечении инновационных процессов в школе на первом месте именно процессуальную сторону технологии. На мой взгляд, оптимально, если  учитель музыки, который занимается обучением учащихся, сам будет владеть ими на уровне осознанного систематического использования в своей педагогической, методической и управленческой деятельности.

Анализ затруднений учителей позволил обозначить важнейшие направления в методическом обеспечении внедрения инноваций:

  • психологическая перестройка личности учителя;
  • расширение методологической базы;
  • создание условий для деятельностного общения учителей-предметников;
  • создание условий для осмысленного внедрения технологий;
  • обозначение важнейших направлений работы творческих групп;
  • определение организационных функций творческих групп:
  • проблемная (осмысление проблем);
  • диагностическая (выбор оптимальных вариантов, обработка информации);
  • экспертная (анализ, обобщение).

Одним из основных направлений модернизации общего образования является «деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности». Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием  новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.

Процесс развития ребёнка, становление его как творческой личности-это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребёнка. Ещё Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.

Что же такое- творческие способности? бесспорно, это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Б Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».

Одним из компонентов музыкальной культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе.

Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках для развития творческих способностей, бесспорно, -насущная необходимость.

Какие  же формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых в моей практике:

На основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» ученики свободно сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо;

На основе знаний по теме: «Симфоническийоркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами и имитируют исполнение оркестром Симфонии №40 В.А Моцарта;

На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, в частности о длительностях нот, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры и решают их;

Изучая музыкальные инструменты, ребята сочиняют различные сказки, где инструменты являются главными героями приключений, а также придумывают и создают свои собственные инструменты.

Большое значение придаётся развитию ассоциативного мышления. При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его частей ребята используют цветные карточки, которые помогают провести аналогии музыки с цветом. Такая работа направлена и на развитие воображения.

Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом  возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приёмами поисковой  и творческой деятельности.

Современных  подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок – дискуссия, урок –встреча, урок –состязание, урок –музыкальная викторина, урок –защита; а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей:

Сообщения интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов;

Конкурс стенгазет (творческие биографии рок- групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звёзд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов, отражение проблем подросткового восприятия искусства);

Создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения);

Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического искусства, так и современного );

Сравнительный анализ различных стилей музыки;

Рецензирование концертов, песенного репертуара рок- групп;

Создание проекта программы для последующих поколений;

Представление и «защита» домашней фонотеки;

Сочинение песен, музыкальных произведений;

Придумывание кроссвордов, ребусов;

Написание мини- сочинений.

Необходимо подчеркнуть, что подростковый и юношеский возраст- не менее интересный и благодатный для развития творческих способностей. «Юность подобна молодому дереву, ибо, куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево. Так и век юношеский, к чему его повернёшь, легко будет наклонён».(С.Полоцкий)

Развивая музыкально- творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Ещё Петр Федорович Каптеров говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

За прошедший учебный год проводила два открытых урока «Музыка мордовского народа», «Авторская (бардовская песня)».проект –исследование «О влияние музыки Н.В Кошелевой на здоровье человека». Выступила с докладом на педсовете «Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК» с применением компьютерной технологии. 

Освоение инновационных технологий осуществляется поэтапно, в соответствии с проектом «Педагогические технологии» (Приложение 2) и «Принципами организации инновационной деятельности» (Приложение 3). Методическое обеспечение инновационной деятельности осуществляется через работу секционных занятий «Инновационные технологии, интерактивные стратегии и методики как факторы повышения качества образования», проведение семинаров-тренингов, консультаций по запросам учителей, самообразования, работы творческих групп. В течение ряда лет на секционных  занятиях   «Инновационные технологии, интерактивные стратегии и методики как факторы повышения качества образования» учителя освоили концептуальную и процессуальную стороны технологий «Педагогические мастерские», развития критического мышления, проектов, «Портфолио», образовательную модель «Шаг в будущее», познакомились с концепцией технологии «Коучинг», дидактических многомерных инструментов, «Открытое пространство», интерактивные стратегии (Приложение 4). Семинар рассчитан на несколько лет. Причем, каждый год в рамках семинара показывается возможность использования интерактивных стратегий, инновационных технологий, методик, методических приемов для различных целей: повышения профессиональной компетентности педагога (Приложение 5), создания благоприятных условий для приобщения родителей к проблемам воспитания, решения задач нравственного воспитания учащихся. Все занятия семинара проводятся в интерактивной форме (Приложение 6) с тем, чтобы учитель, побывав в роли ученика, ощутил все «плюсы» и «минусы» той или иной технологии и осознанно делал выбор в пользу того или иного метода, приема, стратегии, технологии. Осознанно осуществлять выбор технологии, стратегии, метода, методического приема способствует также графическое представление концепции технологии (Приложения 7, 8). Обязательное условие для участников семинара — систематичность использования изученных на семинаре методов, приемов, стратегий, проведение «пробных» уроков с последующим письменным осмыслением, обсуждением с коллегами. По запросам учителей создаются творческие группы (Приложение 9).

Анализ проделанной работы позволяет сформулировать необходимые условия успешности обучения учителей инновационным технологиям и внедрения их в практику работы:

  • планирование работы семинара на этапе знакомства с технологией в течение длительного времени с целью его «внутреннего» принятия учителем;
  • доведение до сведения учителей концепции технологии и овладение процессуальной стороной;
  • деятельностное общение учителей-предметников на занятиях семинаров за счет проведения их в интерактивной форме;
  • осмысленное использование инновационных технологий, интерактивных стратегий, методик через системную рефлексию деятельности (портфолио);
  • организация совместного поиска решения проблем освоения инновационных технологий в условия работы творческих групп;
  • оказание консультативной помощи коллегами, достигшими высоких результатов в своей деятельности за счет внедрения технологий;
  • систематичность использования;
  • презентация опыта учителей-инноваторов на педсоветах, заседаниях МО, МС…;
  • проведение совместно с зам. директора мастер-классов (Приложение 10), своих собственных семинаров и тренингов.

         Как свидетельствует диагностика учителей, анализ посещенных уроков использование инновационных  образовательных технологий большинством учителей школы является осознанным, осуществляется ради ребёнка, с целью развития способностей, необходимых выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.

Мониторинг реализации проекта «Педагогические технологии» и оценка результатов позволяет констатировать, что системное использование учителем инновационных технологий приводит к тому, что изменяется профессионально-личностный его портрет, инициируется движение педагогического творчества от традиционной деятельности к проектно-технологической компетентности, возрастают уровни креативности участников педагогического процесса, расширяются возможности для личностного самовыражения (Приложение 11).  Об эффективности опыта свидетельствует также ежегодное увеличение количества учителей, аттестующихся на высшую категорию, оказание методических услуг учителями-инноваторами на уровне района, города, республики, результативность участия учащихся школы в районных, городских и республиканских НПК, достаточно высокий для средней школы процент поступления в ВУЗы, участие учителей школы в различного уровня семинарах, а главное, степень удовлетворения учителя результатами собственной деятельности, ежегодное результативное участие в конкурсе образовательных проектов по получению грантов Мингорисполкома.


Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /М.: Просвещение, 2004.
  2. Зубов Н. Как руководить педагогами. М., 2002.
  3. Данильчук Е. В., Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Педагогика, 2001, № 1.
  4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  5. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения/ С. С. Кашлев. — Мн.: Белорусский верасень, 2005.
  6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 2002.
  8. Михайлова Н. Н., Юсфин С. Н. Педагогика поддержки, М., 2001.
  9. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты. М., 2002.
  10. Ямбург Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики / Педагогика, 2001, №1

11.Журнал «Музыка в школе» №3-2005 год.


Приложение 2


Приложение 3

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДСШ

  1. Цель инновации — освоить концептуальную и процессуальную стороны технологии для совершенствования основных видов деятельности педагога и познавательной деятельности учащегося применительно к условиям и особенностям работы школы.
  2. Проблема, решаемая в инновации — снять противоречие между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащенности учителя и учащегося дидактическими инструментами.
  3. Объект инновации — применяемые или осваиваемые педагогическим коллективом технологии обучения в рамках инновационной работы по обновлению содержания образования и совершенствованию образовательного процесса.
  4. Предмет инновации — деятельность учителя по освоению технологий и их применению в практике обучения, включая подготовительную деятельность. Она занимает 30-40% общего рабочего времени и выполняется в нерабочее время, которое необходимо, чтобы восстановить интеллектуально-психологические ресурсы учителя.
  5. Гипотеза инновации — основные виды деятельности учителя (подготовительная, обучающая, творческая) и познавательная деятельность учащегося будут совершенствоваться.
  6. Исходные трудности инновации:        
  • недостаточная технологическая компетентность педагога;
  • дефицит педагогической литературы;
  • трудоемкость и значительный объем инновационной работы, выполняемой учителем без отрыва от основной работы.
  1. Задачи инновации:        
  • освоить теоретические и практические основы технологии;
  • спроектировать экспериментальные уроки;        
  • представить результаты инновации в форме, обеспечивающей возможность переносить опыт как второе условие инновационности.
  1. Планируемые результаты инновационной деятельности:
  • освоить новый способ представления знаний во внешнем и внутреннем планах;        
  • усовершенствовать основные виды деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося;        
  • обновить содержание и технологии обучения в школе.
  1. Программа инновационной деятельности:        
  • общая диагностика стартового уровня педагогов, с помощью которой определяются: исходная подготовка, степень обучаемости и мотивации, инструментализованность подготовительной и обучающей деятельности, склонность к инновационной работе;        
  • начальная технолого-педагогическая подготовка, включающая: ознакомление с инновационными технологиями и особенностями их применения, разработку и защиту эскизов уроков, проведение пробных технологизированных уроков;        
  • формирующий технолого-педагогический раздел: освоение проектирования учебных и технологических моделей и сценариев занятий, подготовка и проведение экспериментальных занятий, подготовка педагогов к аттестации, участию в конкурсах и конференциях;        
  • рефлексивно-оценочный раздел: рецензирование спроектированных и проведенных занятий, обсуждение результатов инновации, подготовка публикаций, обсуждение дальнейшей инновационной деятельности.
  1. Результаты инновационной деятельности и форма их представления:        
  • новые знания и умения, повышающие технологическую компетентность учителя;        
  • совершенствование основных видов профессиональной деятельности на основе возросшей технологической компетентности;        
  • подготовка и опубликование учебно-методических разработок учителей по результатам инновационной деятельности.
  1. Анализ и оценка экспериментальных занятий (уроков, классных часов, родительских собраний и т.д.)        
            При анализе и оценке экспериментальных технологизированных уроков необходимо учитывать ряд важных моментов:        
  • цель первого этапа инновации — освоить технологии обучения;        
  • при обсуждении экспериментальных уроков рассматриваются следующие аспекты: полнота, логичность, компактность и удобство представления знаний во внешнем плане деятельности; гуманитарный фон темы; возможность использования их в качестве ориентировочной основы действий на этапе предметной познавательной деятельности;        
  • на втором этапе эксперимента, при более полном и интенсивном использовании методических приемов, технологий в учебном процессе, оцениваются изменения характеристик деятельности субъектов образовательного процесса, а также уровни деятельности;        
  • учитывая, что освоение инновационных технологий инициирует развитие продуктивных качеств мышления, обсуждать эффективность одного экспериментального урока и его влияние на развитие учащихся и изменение качества обучения некорректно;        
  • участие в обсуждении учителей и членов администрации, не освоивших данную технологию и не подготовивших собственное экспериментальное занятие, некорректно; в таких случаях возможны проявления педагогического консерватизма, в основе которого лежат поспешность суждений без необходимой предварительной информативности, так как новая технология осваивается не через смотрение и слушание, а исключительно посредством собственной творческой деятельности.


Приложение 4

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ «ИДЕАЛ»

Развитие критического мышления подразумевает формирование умения решать проблему, т. е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т. е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же — решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением публицистических текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

        

И     Идентифицируйте проблему. (Проблема определяется в  
        самом общем виде.)

Д     Доберитесь до ее сути. (На этом этапе школьники форму-
       лируют проблему в виде вопроса. Он должен быть пре-
       дельно точным, конкретным, начинаться со слова «как», и
       в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не», на
      пример).

Е  Есть варианты решения! (Генерирование как можно
       большего числа вариантов решения проблемы осуществля-
       ется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь за-
       прещена. Важно количество: чем больше решений, тем
       лучше (для графической организации идей можно исполь
       зовать кластер).)

А   А теперь — за работу! (Выбор оптимального варианта(ов).
     Теперь ученики, взвесив все «за» и «против», выбирают
     лучший(ие) вариант(ы) решения проблемы.)

Л   Логические выводы. (Анализ действий, предпринятых для
       решения проблемы, логические выводы. На последнем эта-
       пе учащиеся анализируют проделанную ими работу.)

Приложение 5

МИКРО-СЕМИНАР

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИННОВАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ

ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ЦЕЛИ:

  1. Способствовать формированию актуальности, важности развития коммуникативных, интеллектуальных умений и навыков учащихся, самостоятельности, ответственности, навыков рефлексии через использование методов ТРКМ.
  2. Расширить представление участников семинара о ТРКМ путем интерактивного включения в деятельность.
  3. Способствовать осмыслению методов «толстый» и «тонкий» вопросы, инсерт, взаимоопрос, синквейн путем использования их на семинаре.
  4. Содействовать расширению кругозора участников семинара через знакомство с творчеством писателя Р. Баха.

ТЕХНОЛОГИЯ: РКМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рассказ Р. Баха, правила работы по методам: инсерт, синквейн, «толстый» и «тонкий» вопросы (? и ?), взаимоопрос, правила работы в группе.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: Учителя разбиваются на группы «Чайка», «Сова», «Колибри», «Путешествие», «Коршун».

  1. Вызов.        
    Мы будем читать рассказ с названием «Далеких мест не бывает». Как вы думаете, о чем он?        
  2. Осмысление.        
    Основной метод — взаимоопрос.        
  1. индивидуальное чтение текста (методом инсерт — маркировка, ? и ?);
  2. разбивка на смысловые части текста;
  3. составление по 2 вопроса к каждой части (? и ?);
  4. разбивка на группы по действующим лицам, на пары , О, ;
  5. ответы на вопросы в паре;
  6. озвучивание вопросов в группе и выбор 2-х вопросов от группы;
  7. МП «Вопрос-ответ»;
  8. 2 вопроса задаются от 1-ой группы 2-ой группе (задавать вопрос имеет право выбора группа для ответа).        
    Если группа не может ответить задается классу.
  1. Рефлексия.
  1. Рефлексия содержания рассказа.
  • Синквейн «Далеких мест не бывает».
  • Была на стадии 4, 6, 7 при сравнении своего варианта ответа и партнера в паре, классе.        
    По этой же схеме ВОР строится урок в ТКМ.
  1. Рефлексия метода «Взаимоопрос».
  • Составьте алгоритм действия.
  • Подумайте и напишите на листочке на каком уроке (конкретно) вы могли бы применить этот прием.
  • Подумайте и напишите, где и как вы могли бы применить эту сказку-притчу.


Приложение 6

СЕМИНАР

«Мотивация деятельности учащихся на уроке

и создание условий для ее развития»

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

  • Самодиагностика: МП – «Диагностическая линейка».
  • Мини-лекция «Методы мотивации и стимулирования».
  • Практикум «Создание условий для развития мотивации»
  • участие в уроке «Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова»);
  • анализ урока с позиции создания оптимальных условий для развития мотивации (индивидуально, пара, группа);
  • самоанализ урока с позиции создания оптимальных условий для развития мотивации;
  • презентация работы.
  • Самодиагностика: МП – «Диагностическая линейка».
  • Рефлексия собственной деятельности по созданию условий для развития мотивации.

Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9

ПРОГРАММА

деятельности временной творческой группы

учителей СШ №218 г. Минска

«Развитие рационального и абстрактно-логического

 мышления учащихся как факторы повышения

качества образования»

на 2005/2006 учебный год (1-ый год работы)

Цель: создать условия для повышения эффективности педагогического процесса и обеспечения развития мышления учащихся, повышения качества образования.

Задачи:

  1. создать группу единомышленников;
  2. внедрить в педагогическую деятельность учителя технологию дидактических многомерных инструментов (ТДМИ);
  3. разработать уроки и внеклассные мероприятия с использованием логико-смысловых моделей, матриц и реализовать их в установленные сроки;
  4. представить уроки и внеклассные мероприятия коллегам;
  5. экспериментально проверить эффективность использования ТДМИ на качество образования и развитие мышления.

План работы

№ п/п

Название этапа

Продолжительность этапа

Содержание

работы

Формы

представления работы

1.

Организационно-

деятельностный

Сентябрь

Проведение круглого стола «Знакомство с ТДМИ»

  1. Создание группы, определение целей, задач, составление плана работы.
  2. «Факторы, повлиявшие на необходимость внедрения в педагогическую деятельность ТДМИ».
  3. Концепция ТДМИ.
  4. Презентация технологии (на примере ЛСМ «Педагогическая технология»).
  5. Рефлексия.
  1. Программа работы.
  2. Наработка теоретической части портфолио.
  3. Разработка ЛСМ «Педагогическая технология».
  4. Выходная карта.

2.

Моделирование ЛСМ, матриц

Сентябрь — май

Проведение семинара-тренинга «Моделирование основных компонентов ТДМИ»

  1. Мини-лекция «Сущность, этапы и принципы моделирования дидактических многомерных инструментов».
  2. Тренинг по конструкции ЛСМ.
  3. Рефлексия.
  4. Задание на дом: разработать и провести урок по ТДМИ».

1. Материалы лекции.

2. Разработка уроков.

3. Текст «Речная долина».

4. ЛСМ, составленная по тексту.

5. Выходная карта «Осмысление своего преподавания».

3.

Практикум

Февраль — май

Парад открытых уроков

Апробация ТДМИ.

1. Практическая часть портфолио: разработки уроков, классных часов.

2. Материалы наблюдения за уроками коллег.

3. Карта «Осмысление своего урока».

4.

Рефлексивная оценка деятельности, подведение итогов

Ежемесячно; май

Круглый стол «Плюсы и минусы ТДМИ», «Преимущества и недостатки ТДМИ»

  1. Отчет по освоению моделирования и использования ТДМИ.
  2. Выявление достоинств и недостатков традиционных уроков и уроков с использованием ТДМИ.
  3. Определение перспектив деятельности.
  4. Составление плана работы на следующий год.

1. Рефлексивная часть портфолио.

2. Программа деятельности творческой группы на 2006/2007 учебный год.

Руководитель группы  Е. М. Михалкевич


Приложение 10

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА

««Методы качественной оценки:
портфолио учителя — портфолио ученика»

  1. Самодиагностика: МП – «Диагностическая линейка».
  2. Практикум «Создание кластера «Портфолио».
  3. Мини-лекция «Портфолио как метод формирования компетентностей ученика и учителя».
  4. Практикум «Проектирование различных видов порт-фолио учителя и ученика» (групповая работа).
  5. Презентация работы.
  6. Практикум «Создание логико-смысловой модели «Портфолио» (групповая работа).
  7. Презентация работы.
  8. Самодиагностика: МП – «Диагностическая линейка».
  9. Рефлексия мастер-класса.

Разработали Дрозд Ирина Владимировна, учитель математики, Торпачева Тамара Васильевна, учитель физики, зам директора по УР


Приложение 11

Краткая характеристика мониторинга реализации

проекта «Педагогические технологии» и оценка результатов

2001-2002

Разработка проекта «Педагогические технологии».

Информирование о концепции технологии «Французские мастерские», проектов, образовательной модели «Шаг в будущее».

Семинар «Приемы педагогической техники».

Работа творческой группы по апробации  образовательной модели «Шаг в будущее»

Городской семинар для директоров, заместителей директоров школ, апробирующих образовательную модель «Шаг за шагом», «Шаг в будущее»

2002-2003

Семинар «Инновационные технологии, интерактивные стратегии и методики как факторы повышения качества образования».

Информирование о технологии проектно-тематического обучения.

Работа пяти творческих групп.

Республиканский семинар для директоров экспериментальных площадок, апробирующих образовательную модель «Шаг в будущее»; открытые уроки по технологии развития критического мышления, интегрированные уроки по образовательной модели «Шаг в будущее»

Семинар для директоров школ Заводского района г. Минска «Рефлексивная и критическая компоненты знаний как ценностные характеристики педагогического процесса».

Районный семинар для заместителей директоров «Развитие рефлексивной, критической компетенции в педагогическом процессе».

Грант Мингорисполкома «Обеспечение принципа преемственности на различных ступенях образования в старшей школе».

2003-2004

Семинар «Методы и методические приемы инновационных технологий как факторы педагогического влияния на духовно-нравственное развитие ученика».

Информирование о технологии многомерных дидактических инструментов.

6 творческих групп.

Республиканский семинар для директоров экспериментальных площадок, апробирующих образовательную модель «Шаг в будущее», технологию развития критического мышления; открытые уроки по технологии развития критического мышления, интегрированные уроки по образовательной модели «Шаг в будущее»

Республиканский семинар для учителей музыки «Инновационные технологии на уроке музыки».

Городской научно-методический семинар для заместителей директоров и педагогов, работающих по образовательной модели «Шаг в будущее», «Далучэнне дзяцей і моладзі да захавання культурных ландшафатаў: сучасныя падыходы».

Районное методическое объединение учителей белорусского языка и литературы «ТРКМ на уроках белорусского языка и литературы».

Грант Мингорисполкома «Воспитание гражданственности и патриотизма в рамках образовательной модели «Шаг в будущее».

Публикация в журнале «Веснік адукацыі»

2004-2005

Семинар «Использование инновационных технологий, интерактивных стратегий с целью развития мыслительных процессов учащихся».

Информирование о технологии «Коучинг».

6 творческих групп.

Семинары-консультации по запросам учителей.

Городской семинар для учителей музыки «Интеграция искусств на уроках музыки».

Районный семинар «Инновационные технологии на уроке обслуживающего труда».

Грант Мингорисполкома «Повышение профессиональной компетентности педагога в процессе научно-методической деятельности творческих групп».

Публикации в журнале «Народная асвета».

2005-2006

Семинар «Использование инновационных технологий, интерактивных стратегий с целью развития мыслительных процессов учащихся».

Информирование о технологии «Открытое Пространство».

6 творческих групп.

Семинары-консультации по запросам учителей.

Районный семинар для заместителей директоров старшей школы «Инновационные технологии в практике педагога как фактора развития мышления учащихся в учебном процессе.

Республиканская школа профессионального мастерства, мастер-класс «Методы качественной оценки: портфолио учителя — портфолио ученика».

Районное объединение учителей математики «Использование технологии «Портфолио» на уроках математики».

Грант Мингорисполкома «Совершенствование системы работы по приобщению учащихся к ценностям национально-региональной культуры».

Публикации в журнале «Народная асвета».

2006-2007

Семинар «Использование инновационных технологий, интерактивных стратегий с целью развития мыслительных процессов учащихся».

Работа творческих групп.

Внедрение ТДМИ в практику работы учителей.

Работа 5 творческих групп.

Семинары-консультации по запросам учителей.

Районный семинар для зам. директоров «Содержание деятельности и организации педагогических советов как важнейший способ продуктивного взаимодействия педагогов».

Районное МО учителей химии «Применение современных образовательных технологий для развития познавательных и творческих способностей учащихся».

Выступление на республиканских семинарах в АПО «Применение инновационных педагогических технологий в процессе изучения химии», «Эффективные педагогические технологии в системе допрофильного и профильного обучения географии».

Грант Мингориспол

к ресурс повышения качества образования».

Выступление на курсах для заместителей директор в МГГИ ПК и ПКО по теме «Методическое обеспечение инновационных процессов в школе».

Публикации в журнале «Народная асвета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа секционных занятий по волейболу

Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной программе физического воспита...

Конспект секционного занятия по волейболу для 5-9 классов

Материал данного конспекта предназначен для учащихся 5-9 классов...

методика преподавания секционными занятиями по волейболу

  Для привлечения детей в спортивные секции на начальный этап подготовки и формирования стойкого интереса к занятиям возникает необходимость нестандартного, нешаблонного подхода в из...

Конспект секционного занятия по волейболу

План - конспект тренировочного занятия для УТГ 3....

План-конспект секционного занятия по волейболу

Задачи: 1) совершенствовать отбивание мяча кулаком у сетки в прыжке;              2) совершенствовать верную прямую подачу...

Секционные доклады

Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Искусство» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником...

Секционные доклады

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....