"Дорогою добра" факультатив
рабочая программа (5 класс)

Дёмина Наталья Геннадьевна

Рабочая  программа факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogoyu_dobra.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Рабочая  программа факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию

«Дорогою добра»

      Рабочая программа факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»  на основе примерной программы факультативных курсов основ религиозных культур и светской этики для общеобразовательных учреждений к УМК А.В.Кураева и А.И.Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики» для 5 класса общеобразовательных учреждений.

      ЦЕЛЬ: Способствовать формированию ориентации младших школьников на  непреходящие духовно-нравственные ценности русской и мировой культуры,

 мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

       ЗАДАЧИ:          

  • в плане личностного развития учащихся курс «Дорогою добра» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
  • в плане социализации учащихся призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
  • в плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности призван привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский и культорологический.

Формы контроля: творческие работы учащихся, презентации.

  На изучение факультатив  «Дорога добра» отведен 1 час в неделю. Всего 34 часа.

1. Планируемые результаты освоения факультативного курса

 Личностные результаты

Обучающийся научится:

  1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2.  Сформирует образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав
    ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо
    циональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  1. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Сформировывать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  3. Сформировывать умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5. Овладевать способностью слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  6. Овладевать логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиями.
  7. Определять общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
     

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  1. Осознавать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомиться с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  1. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В ходе изучения курса ученик получит возможность узнать:

  • историю возникновения христианства на Руси;
  • основы христианского образа жизни, мировоззрения;
  • роль православной культуры в судьбе России;
  • православные культурные, духовные традиции и ценности русского народа;
  • образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.

                                                   Учащиеся будут уметь:

  • соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
  • формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
  • делать осознанный нравственный выбор;
  • связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
  • обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

1.формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 

В результате изучения курса факультатива ученик научится:

  • работать с дополнительной литературой, т.е. читать ее, использовать как источник знаний,;
  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, устанавливать принадлежность разнородных явлений и событий к одному времени и последовательность событий;
  • изучать исторические источники (письменные, материальные), извлекая из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно- следственные связи, характеристики;
  • давать оценку отдельным явлениям культуры, художественной и духовной ценности;
  • составлять  связный и четкий рассказ по тексту разных источников знаний (на основе простого плана);
  • составлять характеристику исторических деятелей, представителей отдельных социальных групп, определять свое отношение к их  действиям;
  • участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение, давать отзыв на ответы учащихся.

При проведении занятии применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное  обучение), игровые,  личностно- ориентированные, информационные (компьютерные).  Методы обучения: частично – поисковый,  беседа,  обсуждение, игра, работа с источниками и другие.

Дозирование  домашнего задания соответствует  возрастным особенностям обучающихся.

В результате изучения факультативного курса ученик получит возможность научиться:

  •   понимать основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья, и сторию возникновения культуры;
  • описывать основные священные книги, праздники, святыни, различные явления религиозной культуры, традиции;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам.

Согласно учебному плану на изучение       факультативного курса  «Дорогою добра» в 5 классе    рассчитано 1ч в неделю (34 учебных недели).  

2. Содержание факультативного курса.

             РАЗДЕЛ 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни            человека и общества. ( 7ч.)

Проект – итог дела( 2 ч.)

Что такое проект. Тема, цель, план выполнения проекта. Виды проектов.

Мир созданный для добра (1 ч.) 

Добро и зло в православной традиции.

«Как хорошо жить». Что говорит о Боге и мире православная  культура. Мир –          творение Божие. Легенда о сотворении мира. «Шесть дней творения».

Золотое правило жизни (1 ч.)

Как аукнется, так и откликнется. Мудрость народная, отраженная в пословицах и поговорках. Золотое правило жизни. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти.

Григорий Победоносец – образ запечатленный на гербе РФ (1 ч.)

Государственные символы России. История герба России. Символическое значение образов герба РФ. Легенда о Григории Победоносце. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Образ крестьянина-богатыря. Соха и топор (1ч.)

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции.

Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Трудовые качества человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Былинный образ Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крест и  его образ (1 ч.)

Символическое значение креста в жизни православного христианина. Крест и крестные страдания Иисуса Христа. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Крест как образ судьбы – жизни человека. «Достойно пронести свой крест».

Сокровища нашего имени (1 ч.)

Значение имени. Обряд крещения и наречения имени, как старинные обычаи Руси. Ангел-Хранитель и наречение в православной традиции. Именины.

РАЗДЕЛ 2. Как христианство пришло на Русь (13 ч.)

Крещение Руси (1 ч.)

Христианская семья (1 ч.)

Святая княгиня Ольга и князь Владимир. Исторические события 8-9 веков, сопряженные с выбором веры на Руси. Крещение князя владимира. Крещение Руси 988г.

Икона «Живоначальная Троица» (1 ч.)

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль (1 ч.)

Московский Кремль – символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».

Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Христианская семья (1 ч.)

Человек и Бог в православии (1 ч.)

Любовь и уважение к Отечеству (1 ч.) 

Культура и религия (1 ч.)

Человек и Бог в православии (1 ч.) 

Христос и его крест (1 ч.)

Христос и его крест (1 ч.)

Раздел 3. Православное учение о человеке (14ч.)

Летописи ( 1 ч.)

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. 

Заповеди блаженств (4 ч.) 

Защита Отечества (1 ч.)

Икона ( 1 ч.)

Монастырь (1 ч.)

Совесть и раскаяние (1 ч.)

Православие о Божием суде (1ч.)

Отношение христианина к природе (1 ч.)

Зачем творить добро (1ч.)

Милосердие и сострадание (1 ч.)

Творческие работы учащихся (5 ч.)

                                                       Виды и формы контроля:

       - входной, текущий, итоговый;

      - индивидуальный и фронтальный, комбинированный, письменный и устный;

      - наблюдение, тесты, тематические проверочные работы

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.

Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6".  Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...