МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА на тему «Деление натуральных чисел»
классный час (5, 6, 7, 8 класс)


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

на тему «Деление натуральных чисел»

Выполнила учитель математики

МОУ гимназия №3 г. Ярославля

Левина Марина Павловна

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ  «Деление натуральных чисел»

Класс -  5

Объем учебного времени на тему – 5 час.

Место урока в теме (взаимосвязь с другими темами) -1 урок

Цель (цели, задачи): создать условия для совершенствования знаний , умений    и навыков деления натуральных чисел  и способов действий в измененных условиях  и нестандартных ситуациях

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные, уровни) 

  Предметные

Моделируют ситуацию, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, выбирают алгоритм решения нестандартной задачи, решают уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом арифметического действия.

Метапредметные

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют средства ее достижения.

Познавательные : самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, передают содержание в сжатом или развернутом виде.

Коммуникативные: умеют высказать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

 Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Тип урока - открытие нового знания

Используемый УМК : основной - учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2012г;  дополнительный-  Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина , 2009.

Ход урока

1.Организационный момент.

В труде применяем сложение,

Сложению честь и почет!

К умениям прибавим терпение,

И сумма успех принесет.

Нельзя забывать вычитание.

Чтоб зря не потратился день,

Из суммы стараний и знаний

Мы вычтем безделье и лень!

В труде умножение поможет,

Чтобы полезной работа была,

Стократ трудолюбие умножим-

Умножатся наши дела.

Деление служит на деле,

Оно нам поможет всегда.

Кто трудности поровну делит-

Разделит успехи труда!

Поможет любое из действий-

Они нам удачу несут.

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд.

II. Формулирование темы и задач урока

-Вам понравилось стихотворение? Чем оно вам понравилось?

(ответы учащихся)

-Очень хорошо вы сказали. Прочитанные строки очень хорошо подходят к нашему сегодняшнему уроку. Вспомните услышанное вами стихотворение и попробуйте определить тему урока.

( Деление чисел) Запишите число и тему урока в тетради.

-Сегодня первый урок по теме «Деление чисел»? Что у вас не получается еще и чему бы вы хотели научиться? (ответы учащихся)

- Итак, сегодня мы будем совершенствовать  навыки деления, будем учиться обосновывать свои решения ,находить ошибки и исправлять их, оценивать свою работу.

III .Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

  1. Мотивация учения школьников

Делению человечество обучалось дольше всего. До сих пор в Италии сохранилась поговорка «Трудная вещь- деление». Это трудно и с точки зрения математики, и технически, и нравственно. Не каждому человеку дано умение делить и делиться.

  А теперь я хочу, чтобы вы поделились друг с другом интересными историческими зарисовками по теме «Деление»

  (сообщения школьников)

  В средние века человек, усвоивший деление, получал звание «доктор абака »

 Абак-это счеты.

      Сначала знака для действия деления не было. Это действие писали словом.

 А математики Индии записывали деление первой буквой названия действия.

 Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в 1684г благодаря немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.

    Деление еще обозначают косой или горизонтальной чертой. Этот знак впервые стал использовать итальянский ученый Фибоначчи.

 -Как выполняем деление многозначных чисел? (Уголком или методом придачи).

  - А вы знаете, компоненты деления : делимое, делитель ,частное впервые в России  ввел Магницкий .Кто это и как этого ученого звали по-настоящему? Подготовьте ответы на эти вопросы к следующему уроку.

      2)  Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Графический  диктант

     1.Деление - это действие , с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель.

      2.Деление обладает переместительным свойством.

      3.Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

      4. Делить можно на любое число.

      5.Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

       6.Равенство с буквой значение которой надо найти, называют уравнением

              (Обозначения : _ да;    ˄ -  нет)

        КЛЮЧ:                           - ˄ - ˄-  -   

             б) Индивидуальная работа  учащихся  

           (одновременно с диктантом)

  1. Докажите, что число 4 — корень уравнения 44: х + 9 =20.
  2. Решение. Если х=4.то 44:4+9=20

                                                      11+9=20

                                                        20=20,верно.

            2.Вычисли: а) 2754 :27=                (102)         г) 27·25·4=         (2700)

                                 б) 131 313 :13=          (10101)     д)  34· 11=           (374)

                                 в) 172000 : 100=        (1720)

             3.Решите уравнение:     (у +25) : 8=16.

                                         Ответ: у=103

             4. Двое учащихся работают с интерактивным пособием: решают по 3 задания и задают друг другу вопросы по теории

             в) Коллективная проверка индивидуальной работы

             (Учащиеся задают отвечающим вопросы по теории)

  1. Применение знаний и способов действий

            а) Самостоятельная работа с самопроверкой   (Слайды 3 -4)

     Выберите и решите только те примеры, в которых в частном три цифры:

          Вариант 1                                                 Вариант 2

    а)2888: 76  =         (38)                                 а)2491 :93=              (47)

    б)6539:13  =          (503)                               б)5698: 14=              (407)

   в) 5712 : 28 =         (204)                                в)9792: 32=              (306)

     

   б)Физкультминутка

         в)Работа в парах

 (во время работы в парах при необходимости учитель дает консультации)

       № 484 (учебник, стр76)

     х см-длина одной из сторон восьмиугольника

         4х+4·4 =24

         4х+16=24

          4х=24-16

           4х=8

            х=2

      2 см-длина одной из сторон восьмиугольника

           г)Работа в группах

   Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочитайте правила работы в группах  

                                      

Группа I

                         Правила работы в группах

  • Активно участвуй в совместной работе.
  • Внимательно выслушивай собеседника.
  • Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
  • Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
  • Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
  • Поблагодари партнеров за совместную работу.

     Исправь ошибки:

      а)9100:10=91;                                           а) 9100 :10 =      

       б)5427: 27=21;                                        б) 5427 : 27 =                                                  

       в)474747: 47=101;                                  в) 474 747 : 47 =

       г)42·11=442.                                            г) 42 · 11 =

Группа II

                         Правила работы в группах

  • Активно участвуй в совместной работе.
  • Внимательно выслушивай собеседника.
  • Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
  • Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
  • Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.

                -Поблагодари партнеров за совместную работу.

    Проверьте, верно ли выполнено задание. Предложите свое решение

             Найдите значение выражения х:19 +95, если  х =1995.

            Решение.

      Если х=1995, то   х:19 +95 =   1995 :19 +95=15+95=110

Группа III

                                      Правила работы в группах

  • Активно участвуй в совместной работе.
  • Внимательно выслушивай собеседника.
  • Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
  • Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
  • Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.

                -Поблагодари партнеров за совместную работу.

                   Докажите , что при решении уравнения допущена ошибка.

                   Решите уравнение.

                  124: (у-5) =31

                    у-5 = 124·31

                    у-5 = 3844

                    у = 3844+ 5

                    у = 3849

                  Ответ:3849

            д) Взаимопроверка работы в парах

         Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга, подчеркивают ошибки  простым карандашом и выставляют отметку

            е) Отчет групп о проделанной работе

                            (Слайды 5-7)

       На слайде демонстрируется задание для каждой группы. Руководитель группы объясняет допущенную ошибку и записывает на доске решение, предложенное группой.

           V. Контроль знаний учащихся

             Индивидуальное тестирование  «Момент истины»

                             Тест по по теме «Деление»

               Фамилия, имя___________________________________________

                       

 Вариант1

                     Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ

                    1.Найдите частное чисел  7856 и 1.

     а)    1  ;      б) 7856;            в) 7855;        г) свой ответ_______________

                   2.Найдите корень уравнения 32 832 : х =108

   а)    304  ;      б) 34;            в) 32940;       г) свой ответ ________________

                  3.Найдите частное чисел 3750 и 30.

   а)   125  ;      б) 3780;        в)1250;       г) свой ответ_______________

                 4.В одной книге 480 страниц, в другой в 4 раза меньше. Сколько                                      

                    страниц в дух книгах?

   а)   125 0 ;      б) 600;        в)1920;       г) свой ответ________________

             5.Найдите два числа, если одно из них в 3 раза больше другого, а их

               их сумма равна  20.      

   а)   12 и 6  ;      б) 6 и10;        в)2 и 6;       г) свой ответ________________

                                   Тест по по теме «Деление»

               Фамилия, имя___________________________________________

                                      Вариант 2

                     Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ

                 1.Найдите частное чисел  4583 и 1.

     а)    1  ;      б) 4584;            в4583;        г) свой ответ_______________

                 2.Найдите корень уравнения  51706 : х =103

   а)    5 325 718  ;      б) 502;            в) 52;       г) свой ответ ________________

                 3.Найдите частное чисел 7920 и 60.

   а)   506  ;      б) 132;        в)13365;       г) свой ответ_______________

               4.Скорость велосипедиста 15 км/ч ,а скорость мотоциклиста 45 км/ч.

               Во сколько раз скорость мотоциклиста  больше скорости

                 велосипедиста?

   а)   в 3 раза ;      б) в 2 раза;   в)в 30раз;   г) свой ответ_______________

              5.Найдите два числа, если одно из них в 4 раза меньше другого, а

               их разность равна  15.      

   а)   12 и 6  ;      б) 6 и10;        в)2 и 6;       г) свой ответ_____________

               Ключ для проверки теста

             Вариант 1

     

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ

б

а

а

б

5;  15

               Вариант 2

     

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ

в

а

б

а

5;20

                  VI.  Итог урока. Домашнее задание.

    Дом. Задание. П.12, №520,523,528 (сочинение).

        Итак, наш урок подошел к концу. Я хотела бы взять у вас интервью об итогах вашей работы.

    Продолжите предложения:

         Своей работой на уроке я...             доволен\ не доволен  

         У меня получилось …

          Было трудно  ...

         Материал урока мне был …         полезен/ бесполезен

         Чему учит математика?



Предварительный просмотр:

Программа классных часов

8 г класс 2016-17 учебный год

Классный руководитель – Левиной М.П.

 Программа составлена на основе  программы ООП ООО  МОУ «Гимназия  №3», программы духовно-нравственного воспитания и социализации  МОУ «Гимназия №3», программы воспитательной работы классного руководителя Левиной М.П. на 2015-18 г.г.

 Пояснительная записка

Целью воспитательной работы является воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

 Общие задачи:

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся
  • Развитие органов классного ученического самоуправления.
  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности
  • Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
  • Формирование культуры здоровья.

Частными задачами на период 8 класса является:

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

В воспитательной работе выделяются следующие направления:

«Знание - сила», «Я – гражданин России»,«Я - человек и личность», «Родители и мы», «Я отвечаю за окружающий мир»,«Труд - основа жизни»,«Красота спасет мир».

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  2. Воспитание  потребности  в интеллектуально-познавательной деятельности, потребности интеллектуального роста и развития
  3. Воспитание социальной ответственности и компетентности, организация работы  органов ученического самоуправления
  4. Воспитание нравственных чувств и  убеждений
  5. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
  6. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
  7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
  8. Взаимодействие с семьями обучающихся

 В программе классных часов выделены  следующие направления:

Самоопределение личности

Здоровье физическое, душевное, нравственное

Интересы

Самоуправление в классе

Кол-во часов в год  – 34  (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

примечание

Самоопределение личности

1.09

«Я и моя будущая профессия»  

Урок России

октябрь

Определение профессиональных интересов

Ноябрь

Современные профессии месяца

В течение года

Декабрь

«Идеальная» профессия

январь

Секрет успеха

Февраль

Я имею право на свой выбор?!

Март

Формула успеха

Апрель

Предприятия нашего города

Экскурсия на полиграфкомбинат

Май

Современный рынок труда: востребованные профессии

Здоровье физическое, душевное, нравственное

сентябрь

Все мы разные

ноябрь

Конфликты в нашей жизни 

декабрь

Курение – дань моде, привычка, болезнь?...

январь

В здоровом теле – здоровый дух?!

апрель

Дети и деньги

апрель

Мирное существование в семье: подросток и родители.

февраль

 Какие они современные мальчики? (к 23 февраля)

октябрь

Умею ли я слушать

ноябрь

Административная и уголовная ответственность  несовершеннолетних 

март

Умеют наши мамы, умеют наши девочки (игра для мам и девочек к празднику 8 марта)

декабрь

Домашняя экология

декабрь

Ложь во спасение

Это интересно

январь

Мое увлечение. Кладовая идей

ноябрь

Нам нравиться то, что модно или …?(фильмы, внешний вид, поведение)

март

Читать – это модно?! Новинки современной литературы для подростков.

декабрь

Государственная символика России. История и современность

февраль

март

Человек и творчество. Великие творения человечества. История и современность

октябрь

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Лиц урок

Май

Войне любовь не разделить…

май

Золотому кольцу – 50 лет

Самоуправление в действии

сентябрь

Классное собрание по планированию года

сентябрь

Годовой проект «Современность», наше участие в проекте

Современные профессии, проведение мероприятий для параллели 5 классов (2-3в год)

октябрь

Итоги 1 триместра

февраль

Итоги 2 триместра

май

Итоги года



Предварительный просмотр:

8

5

2

4

6

1

11

3

14

10

12

13

7

9

Математический кроссворд

По горизонтали:

1.Исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств  др. ее положений.

2.В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа;  В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью

3.Положение, истинность которого нуждается в доказательстве и устанавливается путем доказательства (в математике).

6.Отрезок прямой, характеризующийся численным значением и определенной направленностью.

9.Раздел математики, изучающий свойства переменных числовых величин и общих методов решения задач при помощи уравнений.

10.Алгебраическое выражение, представляющее сумму или разность нескольких одночленов.

11. Число или величина, на которую делится делимое

14.В математике: переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменений другой величины.

По вертикали:

4.Число, которое складывается с одним или несколькими другими при сложении;  Составная часть какого-л. целого.

5.Раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения и формы

7.Незамкнутая кривая, получаемая сечением круглого конуса плоскостью, параллельной какой-л. касательной плоскости этого конуса;  Путь, описываемый телом, брошенным под углом к горизонту;  Предмет, очертания которого имеют форму выпуклой кривой, полуовала.
8.В математике: величина, получающаяся в результате действия, обратного дифференцированию. Конечная измеримая величина в отношении к бесконечно малой части ее - к диференциалу
11. главная линейная часть приращения зависимой переменной величины (функции), приближенно выражающая значение этого приращения

12.Диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-н.; План работ с точными показателями норм и времени выполнения.

13.Число, полученное от деления одной величины на другую (в математике);  То, что представляет собою отдельную часть, подробность, деталь чего-л.



Предварительный просмотр:

8и

5г

н

е

т

2г

и

п

е

р

б

о

л

а

е

м

г

4с

6в

е

к

т

о

р

л

т

а

1а

к

с

и

о

м

а

р

11д

е

л

и

т

е

л

ь

г

и

и

3т

е

о

р

е

м

а

я

14ф

у

н

к

ц

и

я

е

ф

10м

н

о

12г

о

13ч

л

е

н

7п

о

р

а

р

9а

л

г

е

б

р

а

с

е

р

ф

т

н

а

и

н

ц

б

к

о

и

о

е

а

л

л

а

По горизонтали:

По вертикали:

1. аксиома

2. гипербола

3. теорема

6. вектор

9. алгебра

10. многочлен

11. делитель

14. функция

4. слагаемое

5. геометрия

7. парабола

8. интеграл

11. дифференциал

12. график

13. частное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

План урока по математике 5 класс по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»

выработка умений рассуждать, четко формулировать правила, приводить примеры, применять свои знания и умения на практике, самостоятельно оценивать свои знания;- организовать внимание, т. е. так организ...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме"Деление натуральных чисел. Деление с остатком"

Презентация позволит быстро и наглядно повторить материал начальной школы по теме "Деление" и закрепить умение выполнять деление с остатком...

Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент  и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...