Образовательная среда в условиях реализации ФГОС
статья

Пискунова Ольга Владимировна

Образовательная среда современного образовательного учреждения – это взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Данные модели сложены из стандартов образования, интегрирующего содержания учебных программ и планов, а главное, нового качества взаимоотношений между субъектами образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная среда в условиях реализации ФГОС

Образовательная среда современного образовательного учреждения – это взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Данные модели сложены из стандартов образования, интегрирующего содержания учебных программ и планов, а главное, нового качества взаимоотношений между субъектами образования.

Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, выделил четыре основных типа образовательной среды:

-Догматическая среда

-Идейная среда

-Среда безмятежного потребления

-Среда успеха и карьеры

Догматичская среда способствует развитию пассивности и зависимости ребенка. Идейная, творческая среда способствует свободному развитию активного ребенка. Безмятежная среда способствует свободному развитию ребенка, но одновременно обуславливает его пассивность. Успешная среда – развивает активность, но одновременно и зависимость ребенка.

Для определения характеристик образовательной среды. В.А. Ясвин предлагает специальную процедуру оценивания, включающую такие показатели как экскурсии, путешествия, посещение учреждений культуры, обмен между педагогами и учащимися, широта материальной базы, возможность выбора образовательных микросред (занятия в кружках, клубах и др.). Интересно отметить, что иллюстрируя педагогическую значимость широты образовательной среды, В.А. Ясвин обращается к сравнительному анализу подходов, в том числе и Я. Корчака.

Преемственность идей позволяет утверждать, что становление норм образовательной среды процесс длительный и непрерывный. Получение современного, высококачественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями и навыками, приемами деятельности – одна из главных и важнейших составляющих успешности человека, в отдельности, и государства в целом во все времена. Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества.  Три основные функции образования:

- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать)

- социальная (социализация личности, воспроизведение социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности личности)

- культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).

Безусловно, новые стандарты образования созданы и разработаны с учетом требований и условий, предъявляемых современным обществом к качеству образования. Основным принципом образования в настоящее время является система деятельность-образование-личность, которая включает открытость, целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу. Избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности. Функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности.

Образовательная среда школы обеспечивает: содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг) сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы, поддержку деятельности педагога.

А педагог, конечно, и как человек, и как специалист, на плечи которого ложится основной груз ответственности за качество образования нового поколения, стремительно осваивает инновации в среде своей деятельности, ищет пути наиболее эффективного использования положительных характеристик нововведений.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа стандарта – научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком. В основе деятельностного метода лежат семь основных принципов:
1. Принцип деятельности:
 то есть ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам.
2. Принцип непрерывности:
 связь между всеми этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных особенностей и развития детей.

3. Принцип целостности: то есть формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе обществе, самому себе.

4. Принцип минимакса: имеется в виду ,что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечить его усвоение обязательно на минимальном уровне.

5. Принцип психологической комфортности: принцип предполагает устранение всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы для развития диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности: то есть формирование способностей систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решении в ситуациях выбора.

7. Принцип творчествa: предполагает создание условий для приобретения собственного опыта творческой деятельности учащихся.

Последний из принципов в собственной практике наиболее часто я использую при проведении дополнительных или кружковых занятий по математике, а также при проведении школьной математической недели. Так, например, при изучении темы «Симметрия» в 5 классе мы с учащимися рисуем коллективные картины, на которых каждый изображает свою симметричную фигуру, которая обязательно должна быть отлична от остальных. При изучении темы «Цилиндр. Конус. Шар» в 6 классе я организую мастер-класс по изготовлению макетов фигур из картона или твердой бумаги, который проводят учащиеся старших классов. Одним из любимых творческих конкурсов является конкурс рисунков на координатной плоскости, в котором ребята принимают участие с удовольствием и широким полетом фантазии. По итогам такого конкурса они получают Грамоты. Подобными практическими занятиям я стараюсь сопровождать каждую новую тему, что позволяет закрепить изученный материал с помощью ассоциативного ряда детского восприятия. В старших классах наиболее уместны занятия по систематизации полученных знаний в виде форумов, тренингов, семинаров, на которых они представляют творческие работы, а также проектные и исследовательские труды.

Открытый диалог при проведении планового урока или кружка и дополнительного занятия, в любом случае дает положительные результаты. Практическая деятельность обучающихся оставляет более яркий след в памяти, давая возможность развить ее от краткосрочной до долгосрочной.

Введение нового стандарта во многом изменил школьную жизнь. Это и новые форматы организации обучения, новые образовательные технологии, открытая информационная среда. Поэтому преодолевая трудности освоения инновационных технологий каждый педагог стремиться в первую очередь организовать свою деятельность во благо учащимся, и выучить, а главное воспитать не только хорошо образованного, но и достойного человека, профессионала, патриота.

Источники:

1. Януш Корчак «Как любить ребенка», - М.  «Книга», 1980 г.

2. В.А. Ясвин «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», - М. «Смысл», 2001 г.

 3. П.А. Баранов, С.В. Шевченко «Обществознание. ЕГЭ-учебник.10-11 класс»,- М. «Астрель», 2012 г.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего образования Особенности введения ФГОС основного общего образования Александр Кондаков, д.п.н., член- корреспондент РАО, Управляющий директор «ОАО Издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС

Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Видеодоклад "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...