Формирование целостной образовательной среды в условиях реализации ФГОС для повышения качества образования
статья по русскому языку по теме

Выступление на районных педчтениях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tselostnoy_obrazovatelnoy_sredy.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование целостной образовательной среды в условиях реализации ФГОС для повышения качества образования.

(Выступление на районных педчтениях

Секарева И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО)

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Киплинг

ФГОС ООО 2-го поколения рассматривается сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства.

Концепция гуманизации образования меняет основное направление деятельности школы, нацеливая образование на личность ученика. Она находит выражение в демократизации школы, гуманитаризации обучения, профильной и уровневой дифференциации, развитии системы самообразования, создании условий комфортного обучения и ориентации на активную учебную деятельность учащихся. В этих направлениях действует ФГОС ООО 2-го поколения, образовывая сочетание единого образовательного пространства с возможностями ученика. Гуманистическое педагогическое образование ставит учащегося в центр процесса, а учитель организует обучение так, что школьник саморазвивается в процессе общения с педагогом и другими учениками. 

Важное значение имеет создание образовательной среды, способствующей повышению качества образования в условиях реализации ФГОС. Обратимся к словарю.

Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Она создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим особенностям

  Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и  главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их  родителями и педагогами.

Основные характеристики образовательной среды. Непрерывность

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

     Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования. Из чего оно складывается?

  • Из высокого уровня профессионализма педагогов
  • Из создания комфортности в обучении школьников
  • Прочности знаний учащихся
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм
  • Из материально-технического обеспечения школы.

Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов, отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения.

Составляющие качества образования:

  • качество обученности школьников по образовательным областям;
  • качество сформированности общеучебных умений школьников качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
  • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках учителя применяют системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход. 

Рассмотрим некоторые технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы.

 Продуктивное использование новых образовательных технологий в школе имеет тесную связь с уровнем оснащенности учебного заведения. Применение современных средств преподнесения информации невозможно при отсутствии соответствующего оборудования. В моем кабинете есть интерактивная доска и 10 ноутбуков, что позволяет внедрять интерактивные элементы обучения не только непосредственно на уроках, но и на конференциях, в рамках внеклассной деятельности. С помощью этого инструмента преподаватель и сами дети могут демонстрировать различные ученические продукты. Передача данных при этом может осуществляться в режиме онлайн. В режиме онлайн ребята выполняют и различные задания, тесты по русскому языку.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. На уроках литературы кроме индивидуальных проектов, создаем коллективный проект, состоящий из мини-проектов обучающихся. 

Создание исследовательской компетенции

В процессе реализации стандартов второго поколения исследование рассматривается как способ познания. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность приобретает разные формы: урок- исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, учебный эксперимент. В программах по русскому языку есть множество тем, способствующих развитию интереса и к предмету, и к исследовательской деятельности. К примеру, лексикология. Данный раздел предполагает подробное знакомство с различного рода словарями. На уроках мы разбираем состав словарной статьи, находим интересное толкование того или иного слова, сравниваем словари различных типов, обязательно анализируем статьи из словаря В.И. Даля, Ожегова. Учащиеся получают представление о словарных  словах русского языка. Уже на этом этапе оказывается возможным подтолкнуть желание ученика проанализировать пути развития лексического значения слова или его графического облика. Обучающиеся 5-6 классов делают сообщения  о разнице лексического значения слов, создают презентации о слове, пишут сочинение-рассуждение о слове. Материалы подобных исследований становятся частью учебно-методического комплекса кабинета и используются на уроках русского языка и литературы. Особенность уроков по лексикологии заключается в том, что они  дают толчок для детского творчества. Во внеурочной работе (веду кружок «Сувенирная лавка, или новая жизнь старых вещей») использую знания, полученные на уроках русского языка. На одном из занятий кружка задаются вопросы: каково лексическое значение слова «играть»? когда у русских детей появились игрушки? как они могли выглядеть? что называли в старину куклой?  Кроме того, ребята создают на кружке глиняную игрушку, шкатулку, рождественский венок затем, знания, полученные на кружке, использую на уроке развития речи при написании сочинения «Описание действий: трудовых процессов», «Рассказ на основе услышанного».

 Продуктивное использование новых образовательных технологий позволяет сформировать одну из ключевых способностей ребенка. Она выражается в наличии у него взаимосвязанных умений, знаний, навыков, которые требуются для эффективной деятельности в области обучения (самостоятельного в том числе), саморазвития.

Большое внимание уделяю решению проектных задач, которые помогают увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством.

Главный принцип, на котором базируется продуктивное использование новых образовательных технологий, - системность использования.

Одной из интереснейших, на мой взгляд,  технологий является кейс-технология.

 В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие решения. Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций.

В зарубежных публикациях встречаются следующие названия метода: деловых историй; изучения ситуации; метод кейсов. Наши издания называют рассматриваемый метод следующим образом: АКС (анализа конкретных ситуаций); кейс-метод; деловых ситуаций; ситуационные задачи (впервые понятие ввели американские исследователи Й. Уилсон, Дж. Эткинсон в 2001 г

Кейс-технология в образовании: что это такое? Его суть заключается в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных ситуаций. Кейс-технология предполагает осмысление учащимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве эффективного средства образования профессиональных качеств учащихся.

Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

Что дает такой метод? Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на формирование интереса, позитивной мотивации к учебе. В то же время кейс-технология в образовании (определение было представлено ранее) выступает и в качестве образа мышления преподавателя. Можно сказать, это его специфическая парадигма, которая позволяет думать, действовать по-иному, обновлять свой имеющийся творческий потенциал. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований: соответствовать четко сформулированной цели создания; иллюстрировать ряд аспектов жизни; быть актуальным; способствовать развитию аналитического мышления; иметь разные вариации решения; располагать соответствующим уровнем трудности; не устаревать быстрыми темпами; отображать типичные ситуации; приводить к дискуссии. Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым обучающимся своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, урок русского языка, развитие речи. Сочинение – рассуждение по предложенной теме 6 класс. По рассказу Гайдара «Совесть» ребята пишут сочинение-рассуждение. Групповая форма работы в сочетании с индивидуальной вызывает интерес обучающихся, создаётся ситуация успеха, все сочинения получаются разные, осуществляется деятельностный подход.

Отличительные признаки рассматриваемого метода: коллективная выработка рациональных решений. Наличие единой цели. Присутствие управляемого эмоционального напряжения учащихся. Наличие модели Многовариантность решений (единое решение принципиально отсутствует). Присутствие системы коллективного оценивания деятельности.

Рассматриваемый метод выступает в качестве технологии коллективного обучения, ее важнейшими составляющими является групповая работа и взаимный информационный обмен. Он выступает в качестве специфической разновидности проектной технологии. В отличие от простой ее формы, в рамках рассматриваемого метода происходит формирование проблемы вместе с путями ее решения на базе кейса, выступающего одновременно и заданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий. Данный метод концентрирует весомые достижения такой технологии, как «создание успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию обучающихся, подчеркивание их достижений, стимулирование успеха обучающихся. Непосредственно достижение успеха – одна из главенствующих сил метода, а также формирование устойчивой положительной мотивации, наращивание познавательной активности.

Данная технология предполагает существенную индивидуализацию всего учебного процесса на базе активной позиции со стороны учащихся в рамках обучения. Так, принцип технологии заключается в составлении индивидуального плана в самом начале обучения(например самостоятельное изучение темы), предоставлении каждому обучающемуся кейса, который содержит пакет правил, учебных карт, рекомендаций по ознакомлению с учебным материалом, а также контрольные вопросы, тесты для самопроверки, творческие, практические задания. В ходе изучения материала обучающийся может запросить консультацию учителя. Разрабатываются так называемые квесты (игровая форма задания) в целях максимальной интеграции интернета в разные учебные предметы. Они охватывают отдельно взятую проблему, тему, учебный предмет. Результат их работы – подготовка учащимися презентаций.

 Методы кейс-технологии

 Их шесть: метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ); игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических); метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации); ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников); кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших); метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Кейс-метод – это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала. При использовании данного метода при написании сочинений, добилась того, что все ребята справились с заданием, не было одинаковых сочинений, было интересно работать. Подобную работу проводила в классах: 6-ых (ФГОС), 8 и 10. Шестиклассники быстрее определяли цели и задачи работы, включались в саму работу.

Сегодня кейс-технология – это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

Литература

  1. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология // Директор школы: науч.- метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. ― 2009. ― № 1.
  2.  Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». ― М., 2001.
  3. Долинер Л.И., Шпарута Н.В., Волкова И.А., Сероштанова Н.Ю. Информационная образовательная среда школы: создание и развитие [ Текст ]: метод. рекомендации / М-во образования Свердл. Обл., Ин-т развития образования, Каф. информ. технологий в образовании. Екатеринбург: ИРРО, 2011.
  4. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
  5. Черник Б.ПЭффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск2001С130
  6. Формирование УУД в основной школе: от действия – к мысли. – М.: Просвещение, 2010.
  7. http://nachalka1-4.ucoz.ru/ "Школьная планета знаний"
  8. / http://www.menobr.ru/about/ "Менеджер образования"
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. ― 2-е изд. ― М., 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС

Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...

Образовательная среда в условиях реализации ФГОС

Образовательная среда современного образовательного учреждения – это взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Данные модели сложены из станд...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...