СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА
статья по психологии

Фильева Светлана Анатольевна

Материал подготовлен для сотрудников ГБУЗ "Пензенский дом ребенка" с целью профилактики стереотипного поведения у детей раннего и младшего дошкольного возраста 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» Стереотипное поведение у воспитанников дома ребенка Доклад учителя-дефектолога физиологического отделения С.А. Фильевой на медико-педагогической конференции 25.05.2017 .

Слайд 2

Стереотипное поведение - это ритмично повторяющиеся движения, неизменные по форме и амплитуде. Они являются естественными на определенных этапах нейромышечного созревания в раннем возрасте, однако при некоторых расстройствах развития они приобретают патологические формы, длятся значительное время и препятствуют повседневной адаптации, вплоть до физического самоповреждения .

Слайд 3

При каких нарушениях в развитии характерно стереотипное поведение? РДА Олигофрения (умственная отсталость ) Потеря зрения Потеря слуха А так же у детей, воспитывающихся в домах ребенка. Общим для всех этих разнородных состояний является наличие какой-либо депривации: сенсорной или социальной . Депривация - недостаток или обеднение какого-либо важного опыта взаимодействия с окружающей средой — сенсорного или социального.

Слайд 4

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТЕРЕОТИПИИ З А Ч Е М САМОСТИМУЛЯЦИЯ ВЫУЧЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НЕМЕДЛЕННО ПОДКРЕПЛЯЕМОЕ ОЖИДАЕМЫМ ЭФФЕКТОМ КОММУНИКАЦИЯ СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОТСУТСТВИИ АДЕКВАТНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОДДЕРЖИВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ПРИ НЕДОСТАТКЕ ИЛИ ИЗБЫТКЕ ВНЕШНЕЙ СТИМУЛЯЦИИ ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ? СИМПТОМАТИКА ОТРАЖЕНИЕ АНОМАЛЬНОГО ПРОТЕКАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МОЗГЕ ОТСТАВАНИЕ ЗАДЕРЖАВШИЕСЯ В ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Слайд 5

ГРУППЫ СТЕРЕОТИПИЙ Так называемые «высокоуровневые» стереотипии представлены относительно сложно организованными формами поведения (РДА) « Низкоуровневые» стереотипии сводятся к простой сенсомоторной самостимуляции (типичны для детей с самыми различными нарушениями в развитии )

Слайд 6

Типы «низкоуровневых» форм стереотипного поведения Простые стереотипии (например, раскачивание всем телом, взмахи кистями, прыжки на месте, сосание большого пальца и т. д .). Причины: - слабость процессов торможения и контроля, осуществляемых высшими отделами лобной коры; - приобретенные поражения лобно-теменных и лобно-височных областей коры ГМ

Слайд 7

II. Комплексные стереотипии (потряхивание руками, придание им необычного положения, взмахи, сжимание и разжимание кулаков, сгибание и разгибание запястий. Это может сопровождаться раскачиванием, открыванием рта, потряхиванием или постукиванием ногой, гримасами, непроизвольными вокализациями — но движения рук обычно преобладают) Причины: возбуждение подкорковых ядер мозга, недоношенность детей

Слайд 8

III . Стереотипные движения головой -ритмичные движения головой вверх-вниз (как жест «да»), из стороны в сторону (как жест «нет»), реже — движения от плеча к плечу. Обычно они производятся с частотой 1—2 раза в секунду и могут сопровождаться боковым поворотом глаз или сопутствующими движениями рук или ног. Причины: - различные врожденные пороки развития ГМ, а именно гидроцефалия, аномалии мозжечка или ствола мозга

Слайд 9

Обособленные категории стереотипного поведения Механическое давление на глаза, характерное для значительной части слепых и слабовидящих детей, и практически не встречающееся при других нарушениях развития. Скрипение зубами, онанизм, игра с языком, со слюной, облизывание, обнюхивание предметов, кусание пальцев рук. Однообразные манипуляции с объектами, такие как верчение предметов в руках, потряхивание ими, царапание поверхностей предметов, постукивание предметом по зубам.

Слайд 10

Предполагают, что такого рода стереотипии могут быть связаны с аномальным функционированием некоторых отделов мозжечка — его VI и VII долей. Известно , что мозжечок участвует во всех психомоторных и когнитивных процессах, в которых требуется переключение от одного действия к следующему. У детей с синдромом Дауна непропорциональное увеличение объема белого вещества мозжечка напрямую связано с наличием у них стереотипий. Поскольку в возрастном развитии ребенка рост мозжечка продолжается в течение первых двух лет жизни, то источником нарушения его функциональной несформированности могут служить не только генетические причины, но и неблагоприятные условия в раннем возрасте. Например, у воспитанников домов ребенка с раннего возраста отмечается уменьшение в размерах верхнего отдела мозжечка, а на поведенческом уровне — склонность к стереотипиям.

Слайд 11

Во время совершения стереотипных действий ребенок настолько увлекается ими, что как будто не замечает происходящее вокруг . Таким образом, стереотипии могут понижать восприимчивость человека к внешним раздражителям, в том числе, к боли, а также отвлекать внимание ребенка от источника проблемы или досады. С другой стороны, ребенок, испытывающий недостаток сенсорных стимулов, также может восполнять это навязчивыми движениями. Обедненная, однообразная среда или узкий жизненный опыт, когда интенсивность внешней стимуляции ниже уровня, необходимого организму, могут провоцировать и усиливать стереотипное поведение. То есть дети с множественными нарушениями совершают двигательные стереотипии обычно в двух крайних состояниях : при общем перевозбуждении (например, в шумной или незнакомой обстановке), в состояниях скуки, незанятости или ограниченной свободы передвижения. С другой стороны, избыточное возбуждение нервной системы может зависеть не только от сенсорной стимуляции, но и от внутренних, психологических факторов: при умственном напряжении, концентрации внимания, в ситуации неуспеха целенаправленной деятельности.

Слайд 12

Факторы, снижающие стереотипное поведение исключение сенсорной или социальной депривации: смена игрушек, классическая музыка, мелькание яркого света, сенсорная комната, не допускать скуку и незанятости детей, не ограничивать свободу передвижения исключение сенсорного подкрепления от стереотипных движений взросление детей возвращение детей в семью (приобретение «новой» семьи)

Слайд 13

стратегии коррекции стереотипного поведения 1. Блокирование или прерывание аутостимуляторного поведения; 2. Предоставление ребенку социально приемлемых средств сенсорной стимуляции, которые производят подобный аутостимуляции сенсорный эффект на ребенка. Другими словами, данная стратегия направлена на выявление модальности ощущений, которые ребенок хочет достичь с помощью аутостимуляции , и затем, нахождение приемлемых методов стимуляции, с помощью которых ребенок смог бы достичь тех же самых ощущений. 3. Обучение ребенка различать ситуации «где можно» и «где нельзя» демонстрировать стереотипное поведение .

Слайд 14

В общем и целом, мы не должны прилагать усилия для того, чтобы остановить поведение. Вместо этого нам нужно сначала определить, действительно ли это поведение вызывает какие-то проблемы и стоит ли вообще его корректировать. Если действительно стоит, то мы должны определить функцию поведения, предпринять необходимые изменения в окружающей среде и поведении других людей, чтобы по возможности предотвратить это поведение, а также учить ребенка замещающему поведению, которое будет выполнять ту же функцию более желательным образом. Любая отрицательная реакция взрослого (наказание, запрет, окрик) еще более их фиксирует . Отвлечь, переключить ребенка на другое впечатление тоже далеко не всегда удается. При длительной коррекционной работе влечения могут становиться менее напряженными и даже совсем исчезать, если день ребенка хорошо организован и наполнен достаточно насыщенными развернутыми эмоциональными впечатлениями.



Предварительный просмотр:

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА

Доклад на Медико-Педагогической Конференции 25.05.17г.

Слайд №2.

Стереотипное поведение определяется как ритмично повторяющиеся движения, неизменные по форме и амплитуде. Они являются естественными на определенных этапах нейро-мышечного созревания в раннем возрасте, однако при некоторых расстройствах развития они приобретают патологические формы, длятся значительное время и препятствуют повседневной адаптации, вплоть до физического самоповреждения.

Слайд №3.

Стереотипии наблюдаются при самых разнообразных нарушениях — аутизме, умственной отсталости, слепоте, глухоте, а также у детей, воспитывающихся в домах ребенка.

Общим для всех этих разнородных состояний является наличие какой-либо депривации: сенсорной или социальной.

Оно может быть настолько привлекательно для ребенка с нарушениями в развитии, что их разрешение может выступать более эффективным и желанным для него поощрением, чем пищевое подкрепление

Слайд №4.

Схематическое отображение многообразия подходов к изучению стереотипного поведения у детей с нарушениями в развитии

http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP042013/pictures/CSs-094.jpg

В верхней части схемы показаны подходы, изучающие функции стереотипного поведения в процессе повседневной адаптации ребенка («Зачем?»), в нижней части — подходы, которые ищут причинные объяснения такого поведения («Почему?»)...

Слайд №5.

Так называемые «высокоуровневые» стереотипии представлены относительно сложно организованными формами поведения (например, однообразным рисованием одних и тех же объектов, навязчивым повторением одних и тех же фраз, настойчивым раскладыванием предметов в ровные ряды и т. д.). Считается, что такие формы характерны исключительно для детей с расстройствами аутистического спектра, в отличие от детей с другими нарушениями и по мере взросления детей с аутизмом они усиливаются и все больше усложняются. «Низкоуровневые» стереотипии сводятся к простой сенсомоторной самостимуляции, они типичны для детей с самыми различными нарушениями в развитии (в том числе для детей с аутизмом, особенно в младшем возрасте и при низком уровне психического развития) и, как правило, с возрастом исчезают или смягчаются. Именно на них будет сосредоточен дальнейший обзор

Слайд №6.

Выделяют 3 основных типа «низкоуровневых» форм стереотипного поведения, по-видимому, связных с разными психофизиологическими причинами: простые стереотипии, комплексные стереотипии и стереотипные движения головой

Простые стереотипии представляют собой достаточно распространенные формы поведения (например, раскачивание всем телом, взмахи кистями, прыжки на месте, сосание большого пальца и т. д.),

Причины: простые стереотипные движения возникают 1) вследствие слабости процессов торможения и контроля, осуществляемых высшими отделами лобной коры — областями мозга наиболее уязвимыми к каким-либо неблагоприятным факторам развития;

2) впоследствии приобретенного поражения лобно-теменных и лобно-височных областей коры головного мозга

Слайд №7.

II тип стереотипных движений — комплексные стереотипии, чаще всего проявляется в виде необычных движений рук: потряхивание руками, придание им необычного положения, взмахи, сжимание и разжимание кулаков, сгибание и разгибание запястий. Это может сопровождаться раскачиванием, открыванием рта, потряхиванием или постукиванием ногой, гримасами, непроизвольными вокализациями — но движения рук обычно преобладают. Такие формы поведения наиболее характерны для детей с расстройствами аутистического спектра, некоторых генетических синдромов, значительно реже встречаются у детей с умственной отсталостью и практически не представлены в популяции детей с нормативным уровнем интеллектуального и социально-эмоционального развития 

Причины комплексных стереотипных движений рук является возбуждение подкорковых ядер мозга. Показательно, что недоношенные дети ввиду колоссальной распространенности у них перинатальных кровоизлияний в желудочки и подкорковые области представляют группу риска по развитию аутизма со стереотипным поведением

Слайд №8.

Наконец, III тип стереотипий— это стереотипные движения головой. Чаще всего они представляют собой ритмичные движения головой вверх-вниз (как жест «да»), из стороны в сторону (как жест «нет»), реже — движения от плеча к плечу. Обычно они производятся с частотой 1—2 раза в секунду и могут сопровождаться боковым поворотом глаз или сопутствующими движениями рук или ног.

Причины: различные врожденные пороки развития мозга, а именно гидроцефалия, аномалии мозжечка или ствола мозга

Слайд №9.

Помимо этих трех основных категорий «низкоуровневых» стереотипий, хотелось бы выделить еще два типа стереотипного поведения, которые представляют значительную часть репертуара поведения детей с нарушениями в развитии и, вместе с тем, отличаются от других стереотипий как по внешнему выражению, так и по своему патофизиологическому механизму.

Во-первых, это давление на глаза, характерное для значительной части слепых и слабовидящих детей, и практически не встречающееся при других нарушениях развития. Считается, что механическое давление на глаза, раздражая окончания зрительного нерва, который подает сигналы в первичную зрительную кору, может вызывать у слепого человека яркие световые ощущения — фосфены — даже при отсутствии света. В этой связи, предполагается, что, надавливая на глазные яблоки, слепые и слабовидящие дети восполняют отсутствие или недостаток зрительной стимуляции.

Скрипение зубами, онанизм, игра с языком, со слюной, облизывание, обнюхивание предметов,  кусание пальцев рук.

Однообразные манипуляции с объектами, такие как верчение предметов в руках, потряхивание ими, царапание поверхностей предметов, облизывание, постукивание предметом по зубам.

Слайд №10.

Предполагают, что такого рода стереотипии могут быть связаны с аномальным функционированием некоторых отделов мозжечка — его VI и VII долей. Известно, что мозжечок участвует во всех психомоторных и когнитивных процессах, в которых требуется переключение от одного действия к следующему

У детей с синдромом Дауна непропорциональное увеличение объема белого вещества мозжечка напрямую связано с наличием у них стереотипий. Поскольку в возрастном развитии ребенка рост мозжечка продолжается в течение первых двух лет жизни то источником нарушения его функциональной несформированности могут служить не только генетические причины, но и неблагоприятные условия в раннем возрасте. Например, у воспитанников домов ребенка с раннего возраста отмечается уменьшение в размерах верхнего отдела мозжечка, а на поведенческом уровне — склонность к стереотипиям.

Слайд №11.

Во время совершения стереотипных действий ребенок настолько увлекается ими, что как будто не замечает происходящее вокруг. Таким образом, стереотипии могут понижать восприимчивость человека к внешним раздражителям, в том числе, к боли, а также отвлекать внимание ребенка от источника проблемы или досады. С другой стороны, ребенок, испытывающий недостаток сенсорных стимулов, также может восполнять это навязчивыми движениями. Обедненная, однообразная среда или узкий жизненный опыт, когда интенсивность внешней стимуляции ниже уровня, необходимого организму, могут провоцировать и усиливать стереотипное поведение. То есть дети с множественными нарушениями совершают двигательные стереотипии обычно в двух крайних состояниях:

  1. при общем перевозбуждении (например, в шумной или незнакомой обстановке
  2.  либо, наоборот, в состояниях скуки, незанятости  или ограниченной свободы передвижения.

С другой стороны, избыточное возбуждение нервной системы может зависеть не только от сенсорной стимуляции, но и от внутренних, психологических факторов:

1) при умственном напряжении, концентрации внимания,

2)и в ситуации неуспеха целенаправленной деятельности.

Слайд №12.

Каким образом можно снизить стереотипное поведение детей?

  1. Исключить сенсорную или социальную депривацию
    Показательно, что чем раньше в возрастном развитии ребенка начинается депривация, тем сильнее выражено стереотипное поведение И наоборот, чем в более раннем возрасте депривация прекращается, тем быстрее исчезает или смягчается стереотипное поведение. Известно, что уровень стереотипного поведения снижается у детей с аутизмом в условиях изобилия доступных игрушек. Дети с тяжелой умственной отсталостью практически перестают раскачиваться, когда им включают музыку. Дети в домах ребенка меньше бьются головой о край кроватки, если им положить несколько игрушек. Показательно, что планомерная сенсорная терапия, направленная на расширение сенсорного опыта и развитие интеграции различных модальностей восприятия, приводит к сокращению стереотипного поведения у детей.
  2. Экспериментально показано, что если создавать этим детям такие условия, в которых они не получают непосредственного сенсорного подкрепления от своих стереотипных движений, то они перестают их совершать. Так дети с аутизмом при тяжелой умственной отсталости прекращали навязчивые вокализации, когда им надевали наушники, подавляющие шум: не слыша своего собственного голоса, они вскоре прекращали голосить
  3. Двигательные стереотипии наблюдаются у 60—67% детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. После того, как такие дети попадают из учреждения в семью, многие из них перестают совершать стереотипные движения. Так после усыновления доля детей со стереотипиями сокращается к 4 годам вдвое. Отчасти сокращение стереотипного поведения обусловлено взрослением детей. Действительно, среди детей, продолжающих воспитываться в домах ребенка, доля детей, демонстрирующих стереотипное поведение, тоже сокращается по мере взросления. Тем не менее, процент детей, с возрастом переставших демонстрировать стереотипное поведение, в детском учреждении в 1,5 раза ниже — примерно 20%, чем в условиях семьи — примерно 50%. Интересно, что эти 30% детей, продолжающие демонстрировать стереотипное поведение после усыновления, попали в семью позже достижения возраста 1-го года.

Слайд №13.

Все стратегии коррекции стереотипного поведения можно разделить на 3 основные категории:

  1. Блокирование или прерывание аутостимуляторного (стереотипного) поведения;
  2. Предоставление ребенку социально приемлемых средств сенсорной стимуляции, которые производят подобный аутостимуляции сенсорный эффект на ребенка. Другими словами, данная стратегия направлена на выявление модальности ощущений, которые ребенок хочет достичь с помощью аутостимуляции, и затем, нахождение приемлемых методов стимуляции, с помощью которых ребенок смог бы достичь тех же самых ощущений.
  3. Обучение ребенка различать ситуации «где можно» и «где нельзя» демонстрировать стереотипное поведение.

Стоит сказать, что первая стратегия должна применяться в совокупности либо со второй, либо с третьей стратегией. Только блокировать и, соответственно, подавлять стереотипное поведение не рекомендуется. Если определенный тип аутостимуляторного поведения подавляется, то неизвестно, что появиться взамен на его месте.

Помимо этого, ни в коем случае нельзя забывать, что данное поведение приносит ребенку чувство комфорта и дополнительные сенсорные ощущения. Подавляя данное поведение и не предоставляя ребенку сенсорных альтернатив, мы можем спровоцировать тревожность.

 

Слайд №14.

В общем и целом, мы не должны прилагать усилия для того, чтобы остановить поведение. Вместо этого нам нужно сначала определить, действительно ли это поведение вызывает какие-то проблемы и стоит ли вообще его корректировать. Стереотипное поведение становится проблемой, когда оно:

•        Расходится с тем, что делает большинство людей или, другими словами, нефункционально с точки зрения другого человека.

•        Стойко присутствует в репертуаре ребенка.

•         Вредит здоровью ребенка. Например, если ребенок сосет руку, то кожа становится чувствительной к инфекции. Если ребенок постоянно ковыряет болячку, то ей трудно зажить. Если ребенок постоянно надавливает на глаз, то это может повредить его зрение.

Если действительно стоит, то мы должны определить функцию поведения, предпринять необходимые изменения в окружающей среде и поведении других людей, чтобы по возможности предотвратить это поведение, а также учить ребенка замещающему поведению, которое будет выполнять ту же функцию более желательным образом.

Любая отрицательная реакция взрослого (наказание, запрет, окрик) еще более их фиксирует. Отвлечь, переключить ребенка на другое впечатление тоже далеко не всегда удается. При длительной коррекционной работе влечения могут становиться менее напряженными и даже совсем исчезать, если день ребенка хорошо организован и наполнен достаточно насыщенными развернутыми эмоциональными впечатлениями.

Что вы любите делать? Давайте лишим человека, который любит читать, всех книг; человека, который любит конфеты, всех конфет; человека, который любит музыку, всех песен. А всех остальных давайте лишим сна, хотя бы на 2 ночи. Как мы все себя будем чувствовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника для воспитанников Дома ребенка "Пришла Весна!"

Цели праздника: - доставить детям радость и удовольствие;                                 - организовать непринужде...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

План взаимодействия волонтерского объединения «Волна» и воспитанников Урайского специализированного Дома ребенка

Музыкально - спортивный праздник посвященный Дню знаний « Здравствуйте все».В номинации «Маленькое сердце - большая ответственность» праздник «Гуси-лебеди»Спортивно...