Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.
методическая разработка

Сайфуллина Екатерина Владимировна

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_rebenka.docx102.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Цель:

  •  максимально адаптировать вновь поступивших воспитанников к новым условиям  

 пребывания  в Доме ребенка.

  •  организация педагогического процесса в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
  • создание и поддержка в Доме ребенка адаптивной педагогической среды (в единстве ее санитарно – гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов).

Пояснительная записка.

В настоящее время Дом ребенка работает в режиме психолого – педагогической реабилитации и  коррекции по преодолению и профилактике незначительных отклонений в развитии детей. Деятельность всего педагогического коллектива направлена на здоровье сбережение детей, их социальное, физическое, познавательное, деятельностное и эстетическое развитие.

 Администрация и специалисты Дома ребенка (врач, педагог-психолог, учителя дефектологи, воспитатели и т.д.) определила меры по развитию партнерских отношений Дома ребенка и семьи (если такая имеется).

План взаимодействий специалистов и администрации в свете поставленных задач.

Задачи

Деятельность специалистов

Деятельность руководителей

-определение актуальной проблемы, тормозящей развитие социально – педагогической системы;

ее формулировка

-анкетирование;

- Диагностирование;

- анализ

-выявление причин разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса

Формирование задач и цели работы

-определение требований, представляемых к программе.

Определение ресурсов, системы контроля.

-участие специалистов в подготовке программы

- распределение обязанностей по реализации программы

Накопление полезной информации

Исполнение плана программы

Контроль специалистов за своей деятельностью (самоанализ).

Контроль за исполнением программы (принятие необходимых корректирующих действий).

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Оценка программы в целях определения его актуальности.

Участие в коллективном анализе программы ( отчет на МППК).

Коллективная оценка результатов программы.

Проведение аудита.

План работы специалистов по работе с детьми в адаптационный период с учетом особенностей детей раннего дошкольного возраста

        

Содержание работы с воспитанниками в соответствии с Госстандартом

Модель организации адаптационного периода детей младшего возраста (рекомендации для всех специалистов).

За ходом реализации программы предусмотрены следующие виды контроля:

- тематический и фронтальный;

- оперативный (предупредительный и эксперт – диагностика);

- итоговый  (по содержанию и по времени);

- сравнительный (работа специалистов  на нескольких группах);

- отчеты специалистов и воспитателей на МППК.

Уровни критерии адаптации:

Задача всех специалистов Дома ребенка – это выявления адаптивности воспитанников, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики.В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой  - _ Буковой. – было выведено  три фазы адаптационного процесса:

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушением сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится  среднем  один месяц).
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фазе замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3. Фаза компенсации  характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают задержку темпов развития.

Уровни адаптации: физиологический, биологический, психологический, социальный.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям Дома ребенка

  • Поведенческие реакции;
  • Уровень нервно психического развития;
  • Заболеваемость и течение болезни;
  • Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают три степени тяжести прохождения адаптации:

  1. Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель;
  2. Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длиться 20-40 дней;
  3. Тяжелая адаптация: длиться от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
  4. Очень тяжелая адаптация:  около полугода и более. («несадовский» ребенок).

Влияет на адаптацию тип темперамента.

Приотработки системы адаптации используются следующие варианты  адаптационного воздействия,  зависящие от степени активности воспитанников:

  1. Усвоение и подчинения распорядку дня;
  2. Обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы «привлекательности»;
  3. Создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.

Работа проводится в несколько этапов.

Этап 2. Подготовительный.

Работа с родителями (если имеются).

  1. Знакомство с группой;
  2. Ознакомления с условиями пребывания в Доме ребенка, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
  3. Анкетирование:

- социальное;

- медицинское;

      4.   знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- коммуникабельность;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- наличие навыков самообслуживания;

- предварительное знакомство с группой.

Медико – психолого – педагогическая служба:

- прогнозирует течение адаптации по проведенному  анкетированию;

- выявляет группу «риска»;

- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;

- определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

Этап II наблюдений:

  1. Постепенное увеличение времени пребывания в группе;
  2. Наблюдение за поведением детей;
  3. Консультирование родителей;
  4. Разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
  5. Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно психического развития детей.

Этап III. Анализ и выводы

  1. Анализ адаптивных листов;
  2. Анализ индивидуальных карт развития.
  3. Определение степени адаптации.
  4. Индивидуальная работа с ребенком.
  5. Рекомендации родителям, педагогам, специалистам по проведению коррекционно – развивающих занятий с детьми.
  6. Внесение изменений в существующую модель работы.
  1. Дом ребенка – это второй дом для малыша;
  2. Специально  организованная среда по предпочтению ребенка.

I этап:  первичная диагностика

IIэтап : профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, учителями – дефектологами, воспитателями.

III этап: контрольная диагностика (повторная)через месяц нахождения ребенком Дома ребенка

Сравнение результатов по картам наблюдений (1-я и 2-я части) за детьми в начале адаптационного периода  (первая неделя) и через месяц посещения ими Дома ребенка.

               Карта наблюдений

Фамилия, имя ребенка, возраст______________

Дата заполнения: 1-й части___________2-й части_______________

Параметры

Характеристика

1-я

часть

2-я

часть

1

2

3

4

1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

2.Длительность и характер засыпания

Спокойное, быстрое (до 10 минут)

неустойчивое

Неспокойное, медленное

3.Длительность и характер сна

Спокойный, соответствует возрасту

Неустойчивый

Беспокойный не соответствует возрасту

4.Аппетит

Хороший

Избирательный, неустойчивый

Плохой

5.Навыки самообслуживания

Соответствует возрасту

Не всегда

Не соответствует возрасту

6.Инициативность в игре

Умеет найти себе дело

Не всегда

нет

7.Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт сам

Не всегда

Сам не вступает в контакт

8.Результативность  действий

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

9.Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно

Не всегда

Сам не играет

10. Идет на контакт с овзрослыми

Легко

Избирательно

трудно

11. Идет на контакт с детьми

Легко

Избирательно

трудно

12. реакция на отрыв от матери

Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

Отрывается не сразу

Периодически возвращается и плачет

Общий балл

Средний балл

План работы учителя – дефектолога в адаптационный период

Цель

Содержание

Результат

1

2

3

Диагностика  речевого и познавательного развития ребенка

Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на период поступления ребенка в Дом ребенка

Развитие интереса к занятиям (методы и приемы)

Взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями и узкими специалистами

Работа воспитателей в адаптационный  период с детьми

№ п.п.

Содержание работы

Дни недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПН

СБ-ВС

1.

Рассматривание и обследование

Предметы рукотворного мира, игрушки

у

2.

Альбомы, фото, иллюстрации

у

3.

Картинки, картины

у

4.

Образцы, предметы художественно-прикладного искусства

у

5.

Я и мое тело

у

1.

Беседы, рассказы

О труде взрослых

у

2.

О нормах поведения общения

У, 2-я пол.

 2-я пол

2-я пол

 2-я пол

 2-я пол

 2-я пол

3.

О живой и неживой природе

ДП

ДП

5.

О предметах окружения

у

Чтение стихотворений, потешек

 2-я пол

у

у

1.

Наблюдения

За живой природой

ДП

ДП

2.

За неживой природой

ДП

3.

Наблюдения за трудом взрослых

ДП

4.

Наблюдение за жизнью улицы. Целевая прогулка

ДП

1.

Игры

Сюжетно - ролевые

2-я пол

2-я пол

2-я пол

Подвижные

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

2

Строительные

2-я пол

2-я пол

3

Диагностические

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

У, ДП, 2-я пол

4

Экспериментирование

2-я пол

(1 раз в мес)

1

Труд

Самообслуживание

у

1-я пол

2-я пол

у

2-я пол

2

Хозяйственно – бытовой (поручения)

ДП

ДП

ДП, у

1-я пол

ДП

Развлечения (досуг)

1-я пол

Условные обозначения:

У- утро

ДП- дневная прогулка

2-я половина дня;

1-я половина дня.

Ведение групповой документации

  1. Лист адаптации
  2. Табель стула
  3. Дневник группы
  4. Рабочие программы всех специалистов на каждый возраст с которым работают.
  5. Программа индивидуального развития ребенка (карта основных показателей развития ребенка, карта индивидуально – развивающей работы на каждого ребенка)
  6. Общие сведенья о детях
  7. Режим дня в холодный и теплый период.
  8. Сетка занятий
  9. Система закаливания детей.

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период

(рекомендации воспитателям).

  1. Игры с песком: «Слезы на песке», «Отыщи шарик».
  2. « Что в кулачке?».
  3. Звучащие игры: «Шуршалки»,  «Звенелки»,  «Стучалки», «Телефон».
  4. Игры с солнечным зайчиком.
  5. Игры с игрушкой (куклой, мишкой): «Покружимся  с Мишкой», «Покормим мишку кашей», «Уложим куклу спать».
  6. Игры с бумагой и карандашами: «Обведи ручку», «Укрась ручку» браслетом, часами, браслетами, «Веселое солнышко».

Игровые занятия с детьми;

  1. Игра «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю».
  2. «Телефон-позвони маме».
  3. Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек
  4. Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познания себя и других:

– техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп;

              - Сюжетная игра:  «Гуляем в парке, бегаем по лужайке…плаваем в речке, играем с водой,    

брызгаемся… лежим на песке- загораем»;

- Потешки «Сорока – ворона», «Ладушки» (снятие эмоционального напряжения),  

   массирование пальцев.

- танцы под веселую музыку.

Примерное консультирование воспитателей

  1. Процесс адаптации детей раннего возраста.
  2. Основные критерии адаптации.
  3. Формирование чувства уверенности у детей.
  4. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
  5. Игры, направленные на усвоение окружающей среды и знакомство с персоналом  Дома ребенка и другими воспитанниками.
  6. Подбор потешек, загадок, скороговорок, стихов, игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...

Развитие движений у младенцев в условиях домов ребенка

Ребенок, попавший в условия дома ребенка, нуждается в системе мероприятий для развития движений. В статье дается краткая характеристика физиологических возможностей ребенка в возрасте от 0 до 6 месяце...

Презентация " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"

Презентация экспериментальной работы " Развитие речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка"...

программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"

программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях дома ребенка для детей 1-4 лет с задержкой и отставанием нервно-психического развития на 2016-2017 учебный год учителя-дефектолога Одриной Натальи Анатольевн

Содержание рабочей программы учителя-дефектолога Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики 1. Целевой раздел.31.1. П...