О здоровье и здоровом образе жизни школьника (в помощь родителям)
материал

Летунова Фирсина Руслановна

О здоровье и здоровом образе жизни школьника

(в помощь родителям)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_zozh_6a_dlya_roditeley.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

О здоровье и здоровом образе жизни школьника

(в помощь родителям)

«Sit mens sana in corpore sano

Да будет в здоровом теле здоровый дух» (лат. выражение)

        Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

        Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

        Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

        Деятельность системы здравоохранения - на 10%

        Образ жизни человека - на 50%

        Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.
        На заметку родителям: 

- образ жизни должен соответствовать возрасту человека;

- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).

        Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:

- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

- рациональная организация труда и отдыха школьников;

- воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью - окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).


РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первый класс приходят тысячи поистине талантливых ребят, а школу заканчивают единицы
Ш. Амонашвили

«На знании одних недостатков и слабостей ребенка ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто должен исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом»

С.Л. Рубинштейн

как организовать жизнь и обучение ребенка дома, чтобы он был успешным учеником?

как повысить его интерес ребенка к учебной деятельности?

как поддерживать у него устойчивую потребность в познании учебных предметов? 

Доминирующей причиной неуспеваемости являются неправильно сформированные у учащихся способы организации жизнедеятельности в целом и, конечно, самостоятельной учебной работы. В основе успешного учения - умелая организация и самоорганизация жизнедеятельности ребенка.

Ученик не умеет самостоятельно без помощи взрослых организовать учебную работу:

подготовить и аккуратно разложить вещи, необходимые к предстоящему дню, при подготовке к выполнению домашних заданий и т.п.;

навести порядок среди своих вещей, привести их в порядок;

собрать портфель и проанализировать готовность к новому учебному дню;

заучивать учебный материал;

составлять план своей работы;

не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами и т.п.

Не менее значимой причиной может быть также и отсутствие у ученика познавательных учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к животным или птицам, пустому времяпрепровождению и т.п). Однако переключение внимания ребенка, формирование социально значимых здоровых интересов и потребностей, воспитание воли и ответственности - вот что конкретно является родительской задачей в организации поддержки ребенка в образовательном процессе, в оказании помощи стать успешным учеником.

В нашей школе особое внимание уделяется формированию у младших школьников умений учебной (познавательной) деятельности, которые являются залогом успеха ребенка при обучении. Важным моментом является востребованность этих умений в любых познавательных занятиях дома: домашние развивающие игры, семейное чтение, просмотр телепередач, кинофильмов, совместное посещение выставок, музеев и т.п.

Основные принципы:

Признание за ребенком права не знать и допускать ошибку

Уважение мнения и позиции ребенка

Убеждение без порицания и жесткого принуждения

Эмоциональная поддержка и утверждение грядущего успеха ребенка

Демонстрация роста его успехов и личных достижений (портфолио)

Нужно создавать ситуацию повышенного интереса к учебному процессу, жизни ребенка и его одноклассников в школе, что повышает у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, развивает устойчивый познавательный интерес к учению. Учеба - творческий процесс, а счастье ребенка в этом процессе зависит от степени его успеха, самооценки и признании окружающими этого успеха.

Некоторые рекомендации родителям, желающим помочь ребенку в учебной деятельности:

Родитель, когда ребенок выполняет домашнее задание, - только консультант, эксперт, но не «помощник» и не руководитель.

Обсуждайте с ребенком характер заданий, внимательно выслушивая решение ребенка.

Старайтесь принимать проблемы ребенка не с позиции всезнающего взрослого, в его жизни все переживания самые настоящие: и неудачи, и успехи, и потери, и встречи, и расставания.

Вызывайте у ребенка потребность объяснить, аргументировать доказать свой вариант ответа (решения).

Чаще задавайте вопросы, стимулирующие осмысливание ситуации, инициирующие рассуждения, пояснения, умозаключения и т.п.

Избегайте оценочных суждений неудач ребенка (все у тебя так, это глупость, ты что, думать не умеешь? я тебя предупреждал и т.п.).

Даже в шутку не говорите пренебрежительно, неуважительно об учебе как деятельности, о школе (ребенок не может сам поменять место приложения своих наклонностей, способностей, талантов)

Подчеркивайте, что учеба - самый сложный вид деятельности, но под силу Вашему ребенку и поможет стать ему успешным

Подчеркивайте, как Вы гордитесь и радуетесь успехам ребенка. Поддерживайте уверенность ребенка в перспективе успеха, как результата его усилий и настойчивости          

 

Информация в поддержку режима

Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребенка в течение дня.

Работоспособность - способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых «голубей», «жаворонков» и «сов».

Утомление - это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление - защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма. Состояние утомления характеризуется:

временным снижение работоспособности - ребенок начинает все делать медленно, с видимым усилием, нередко на лице (лбу, переносице, подбородке) появляются капельки пота;

жалобами на усталость;

внешним нарушением осанки, рабочая поза за столом становится «увядшей»;

падает качество работы - хуже почерк, выразительность в чтении текста и т.п.

Причины часто проявляющегося утомления у детей:

не правильное питание, условное или фактическое голодание;

недосыпание;

состояние предболезни или последствие только что перенесенного заболевания.

Составляющие режима школьника дома:

оптимальный двигательный режим

рациональное питание;

выполнение домашних заданий - 1 класс не более 1 часа; во 2-4 классах не более 2 часов, в 5-8 классах - не более 3 часов, в старших классах - 3,5 часа;

внеклассная и внешкольная работа;

занятия по интересам;

закаливание и личная гигиена;

сон - 1 класс - 11-12 часов в сутки, во 2-4 классах - 10-11 часов, в старших классах не менее 8 часов.          

 

Профилактика нарушений осанки у школьников

«Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие»
Аристотель

Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.

Жизненным кредо значительной части наших современников является «максимум комфорта, минимум движений». Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность.

Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). 

Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:

появляются сонливость или бессонница, вялость или раздражительность;

вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность (Бальсевич В.К., Запоржанов В.А., 1987).

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку.

Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня.

Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.

Осанка влияет и на психоэмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника».

К нарушению осанки приводят, прежде всего, слабое физическое развитие детей и подростков как результат гиподинамии и высокого удельного веса гипокинезии (хроническое, неадекватное уменьшение количества движения и силы мышечных сокращений преимущественно в крупных суставах). Это провоцирует развитие мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата. Конечно, неправильная, патологическая осанка развивается также при врождённых дефектах или некоторых формах предрасположенности к изменениям позвоночника. Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого и тазового пояса.

В поддержании правильной осанки важную роль играют мышцы туловища шеи и нижних конечностей. Одним из основных элементов мышечной системы являются мышцы спины. В ней различают поверхностный слой, состоящий из трапециевидной и широчайшей мышц спины трапециевидная мышца, сокращаясь всеми пучками, приближает лопатку к позвоночному столбу; сокращаясь верхним пучком, поднимает лопатку, а нижним - опускает ее. Широчайшая мышца приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад к серединной линии, вращая ее внутрь. При укрепленной верхней конечности приближает к ней туловище. Эти мышцы связывают туловище с руками. Если их зафиксировать, то они могут натягивать позвоночник. 

Рис. 1. Поверхностные мышцы спины: а - трапециевидная мышца; б - широчайшая мышца спины

Рис. 1. Поверхностные мышцы спины: а - трапециевидная мышца; б - широчайшая мышца спины


Из глубоких мышц спины наибольшее значение для формирования правильной осанки имеет мышца, выпрямляющая туловище. Это самая мощная и длинная мышца спины. Начинаясь от таза и от остистых отростков нижних поясничных позвонков, она направляется кверху, где делится в поясничной области на три части: подвздошнорёберную мышцу, остистую мышцу и длиннейшую мышцу.

Вся мышца, выпрямляющая туловище, при двустороннем сокращении является мощным разгибателем позвоночного столба; удерживает туловище в вертикальном положении. При одностороннем сокращении эта мышца наклоняет позвоночный столб с соответствующую сторону. Верхние ее пучки тянут голову в свою сторону. Частью своих пучков она опускает ребра.

Рис. 2. Глубокие мышцы спины: а - мышца, выпрямляющая туловище

Рис. 2. Глубокие мышцы спины: а - мышца, выпрямляющая туловище

Все рефлекторные формы регуляции опорно-двигательной функции позвоночника и всей кинематической цепи «позвоночник - конечности», также как и произвольные функции этой системы, определяют ее прочность и состояние динамического мышечного корсета.

Важнейшей системой при этом являются мышцы живота:

наружная косая мышца живота сокращаясь с одной стороны, вращает туловище в противоположную сторону; двустороннее сокращение при укрепленном тазе тянет грудную клетку и сгибает позвоночный столб;

внутренняя косая мышца живота, сокращаясь, с одной стороны вращает туловище в свою сторону;

поперечная мышца живота уплощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки;

прямая мышца живота и пирамидальная мышца - наклоняют туловище кпереди;

квадратная мышца поясницы - тянет подвздошную кость кверху, а XII ребро книзу; участвует в боковых сгибаниях поясничной части позвоночного столба; при двустороннем сокращении тянет поясничный отдел позвоночного столба назад.

Огромную роль играют также мышцы нижних конечностей, большая и малая ягодичные мышцы, подвздошно-поясничные мышцы, широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца спины, большая и малая грудные. Именно они отвечают за поддержание позвоночника в вертикальном положении, во многом определяют общую физическую и умственную работоспособность и выносливость человека. Именно недостаток двигательной активности способствует недоразвитию и слабости корсетных мышц в детском возрасте, несформированности устойчивой потребности и привычки занятий оздоровительной физической культурой. Особенно быстро проблемы здоровья, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата обостряются в период обучения в школе.

Физиологические особенности семи - десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой. Можно уверенно сказать, что это довольно неблагоприятная для физического и психического компонентов здоровья ребёнка ситуация.

Наиболее часто у школьников встречаются ортопедические заболевания, как следствие недостатка развития костно-мышечной системы, вызванные, прежде всего, физической пассивностью. Причём, различные виды нарушения осанки занимают ведущее место в ряду так называемых «школьных патологий».

Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только в результате неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за столом или партой. Это могут быть и наследственная предрасположенность, родовые и послеродовые травмы, патологические изменения структуры костных тканей, неправильное положение тела ребёнка во время сна. Одной из главных причин нарушения осанки является недостаточное развитие мышц спины (поверхностных и глубоких) и живота. Именно поэтому ребёнок не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону. Но следует помнить, что независимо от причины возникновения нарушений осанки, необходимо постоянно следить за позой ребёнка и уделять значительно больше внимания её коррекции.

При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка «сгорбливается», туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. Возникает ощущение гутаперчивости детского тела. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и «травмирует» глаз, вызывая развитие близорукости.

Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей.

Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности.

Обучению школьников основным упражнениям на формирование и закрепление правильной осанки, должны предшествовать основные знания о правильной и неправильной осанке.

При объяснении признаков правильной и неправильной осанки необходимо использовать схемы, сопровождая показ подробным комментарием. На рисунке дан вид спереди и сбоку. Обратите внимание, что вертикальная ось тела должна соединять шесть основных точек:

стреловидного шва черепа, который находится в височной части головы;

наружного слухового прохода;

середину плеча;

головку бедренной кости;

передней поверхности коленного сустава;

ладьевидной кости стопы.

При контроле за осанкой во фронтальной (лицевой) плоскости дома родители могут помочь ребёнку осмотреть себя в зеркало. Важно в положении стоя у стены с поднятыми руками осмотреть все ли части тела расположены симметрично, исправить возможные небольшие наклоны в стороны, обращая внимание ребёнка на запоминание правильного положения тела. Следует скорректировать осанку ребёнка и при осмотре тела со спины.

При неправильной осанке можно отметить следующие характерные признаки:

выдвинутая за продольную ось тела голова. Она может быть опущена или запрокинута назад;

сведенные вперед, напряженно поднятые плечи. Следует обратить внимание на асимметрию положения плеч. Они должны быть выровнены и опущены в низ;

выпяченный живот, излишне увеличенный поясничный лордоз (изгиб);

несколько отставленный назад таз;

круглая спина и запавшая грудная клетка.

В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло-прогнутую и плоско-прогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, кажется выпяченной вперед, лопатки отстают от грудной клетки, переднезадний размер грудной клетки уменьшается, что, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие и положение органов грудной полости и отправление функций органов дыхания.

Круглая спина (сутуловатая) представляет собой усиление грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза. Сутулость чаще всего возникает и прогрессирует из-за слабости спинной мускулатуры, быстро утомляющейся при вынужденном длительном сидении и теряющей способность держать спину в выпрямленном положении. При сутулости голова наклонена вперед, плечи сведены, грудная клетка опущена, мышцы передней стенки живота укорочены, мышцы спины растянуты, ноги как бы полусогнуты, лопатки отстают от грудной клетки. Подобные изменения отрицательно сказываются на функции грудной клетки, она становится более плоской, что, в свою очередь, вызывает уменьшение амплитуды дыхательных движений, провоцирует развитие многих заболеваний.

При плоско-прогнутой спине усилен поясничный лордоз и уменьшен грудной кифоз.

При кругло-прогнутой спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Поясничная область принимает несколько седлообразную форму, а таз наклонен кпереди более сильно, чем при других видах осанки.

Но даже при значительных отклонениях осанки не следует забывать, что её исправление и коррекция требует не только длительных, но и систематических занятий. Естественно, при более серьёзных ортопедических нарушениях необходимо обратиться к врачу и пройти курс ЛФК.

Красивая правильная осанка тренируется с помощью специальных упражнений. Основа этих упражнений - полезные условно-безусловные рефлексы, то есть те которые помогают сохранить правильную осанку при любом положении тела. Если в течение 1-2 недель периодически рекомендовать детям фиксировать осанку у стены, то они очень быстро запоминают правильное положение тела и легко и быстро могут его принимать.

Для оценки результата - на сколько хорошо сохраняют дети осанку и как долго могут контролировать свое положение тела - можно предложить сделать несколько незначительных движений. Например, предложите учащимся встать и выровнять осанку. Далее - опустить голову. А теперь обратите внимание детей на то, как быстро сломалась их выправка:

непроизвольно свесились вперед плечи;

согнулась спина в грудном отделе;

прогнулась поясница;

живот выпятился вперед.

Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно (так называемый сгибательный шейно-тонический рефлекс) расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении (в данном случае мышцы разгибатели спины). Если отмеченные выше признаки при осмотре ребенка не были отмечены, то это можно оценить как один из показателей нормального состояния опорно-двигательного аппарата в сагиттальной плоскости (в профиль).

Когда голова поднята вверх, все тело непроизвольно подтягивается, плечи расправляются (включение разгибательного шейно-тонического рефлекса). Поэтому сохранять осанку с поднятой головой легче. Да по-другому это сделать и невозможно. Отсюда становится понятно, что при воспитании осанки большое внимание уделяется правильной постановке головы. Но следует объяснить ребенку, что этого недостаточно.

Для формирования правильной осанки устанавливается и фиксируется вся система скелета в строго определенном порядке. В работе по установке тела в заданной позе принимают участие около трёхсот больших и малых мышц. В поддержании позвоночного столба участвуют около пятисот мышц, а два десятка уравновешивают голову. Чем лучше натренирован «мускульный корсет» тела, тем слаженней работа мышц при поддержании правильной осанки.

О значении двигательной активности

Когда ребенку исполняется 6-7 лет, традиционная педагогика подхватывает худшие родительские традиции и засаживают ребенка за парту, требуют от него внимания и прилежания, лучшим признаком чего в глазах многих учителей является неподвижная, застывшая поза. Десятилетиями школа игнорирует то обстоятельство, что игры детей - бег, прыжки, скакалка, танцы и т.д. - физиологически обусловленная необходимость. Поэтому записи в дневниках, наподобие «вертелся за партой», «бегал на перемене» и т.п., свидетельствуют не столько против учеников, сколько о массовом нежелании наших учителей содействовать (или хотя бы не мешать) активному поведению наших детей.

Начиная с 1985 г. внимание многих ученых сосредоточено на методиках формирования двигательной активности людей, начиная с грудного возраста. Я. Бердыхова (1985) формулирует цель и задачи занятий с детьми следующим образом.

Пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребенка с раннего возраста (с 2 лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают решимость и другие качества.

У родителей, как правило, не хватает времени на воспитание ребенка. При совместных занятиях они сосредоточивают свое внимание исключительно на ребенке, что доставляет ему огромную радость. В течение всего урока любимая мама или папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать под их наблюдением новые интересные упражнения.

Занятия предоставляют родителям возможность освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты (дома, на улице, в парке у воды), и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков. Вместе с тем у родителей появится возможность делиться друг с другом опытом занятий с детьми и тем самым содействовать пропаганде физкультуры.

Занятия с родителями необходимы в первую очередь тем детям, которые не посещают дошкольные учреждения.

Двигательная активность взрослых является большим достоинством новой формы занятий.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательной координации ребенка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются основы культуры движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок в младшем школьном возрасте необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - изменились общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий. Кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться утренней физической зарядкой и 2-3 домашними тренировочными занятиями.

Профилактика плоскостопия


Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы.

Специалисты различают пять видов плоской стопы: врожденную, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.

Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко (по Т.С. Зацепину, она составляет 11,5% других врожденных деформаций стопы). Причиной ее являются пороки развития зародыша, амниотические перетяжки, недоразвитие или отсутствие малоберцовой кости, а так же другие пороки развития. Врожденная плоская стопа чаще всего сочетается с одновременной вальгусной деформацией. Резко выраженные формы плосковальгусной стопы носят название врожденной наружной косолапости.

Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, страдающих рахитом; при этом часты и другие рахитические деформации. Плоскостопие при рахите является следствием мягкости кости и их пониженной сопротивляемости, а так же общего ослабления мышечно-связочного аппарата. Стопа становится податливой и под влиянием нагрузки собственного тела переходит из положения супинации в пронационное, передний отдел стопы отводится, а своды ее опускаются. Профилактика и лечение рахитического плоскостопия тесным образом связаны с профилактикой и лечением рахита.

Паралитическое плоскостопие возникает как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от степени паралича и количества пораженных мышц. Плосковальгусная стопа образуется после полиомиелита, как правило, при параличе одной или обеих большеберцовых мышц при удовлетворительной функции всех остальных мышц голени.

Травматическое плоскостопие может образовываться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего - следствие неправильно сросшихся переломов лодыжек.

Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия. Основными причинами возникновения его являются слабость мышечного тонуса (у детей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах при определенных профессиях (у взрослых). Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы - супинаторы - передняя и задняя большеберцовые мышцы, мышцы - флексоры, особенно длинный сгибатель большого пальца. Ослабление супинаторов ведет к опущению медиального края стопы, связочный аппарат при этом так же растягивается, а ладьевидная кость перемещается книзу и кнутри. Приобретённое плоскостопие нередко бывает и результатом избыточной массы тела, ношением чрезмерных тяжестей, использованием бесформенной, твёрдой обуви без каблука.

В быту мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к плоскостопию как заболеванию. Принято считать, что особой проблемы для здоровья в этом нет. Но при плоскостопии с возрастом у человека появляются боли в спине и голеностопных суставах во время ходьбы, при выполнении какой-либо физической работы, беге, резко возрастает утомляемость, и, как следствие, снижается работоспособность.

Клиническая картина продольного плоскостопия характеризуется появлениями боли и изменениями очертаний стоп. При слабовыраженном плоскостопии (1 степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность. К вечеру может появиться отечность на тыле стоп, симулирующая сердечную недостаточность. Для выраженного плоскостопия (2 степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голенях. Походка значительно теряет эластичность и плавность. Продольный свод, сниженный без нагрузки, еще более снижается при нагрузке. Затрудняется подбор обуви.

При резко выраженном плоскостопии (3 степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешний продольный свод при нагрузке и без нее не определяется. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, округлой формы, контуры ахиллова сухожилия сглажены, суставы стопы тугоподвижны, стопа и голеностопный сустав отечны. Ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно.

Для раннего выявления и своевременного проведения ортопедических мероприятий у детей рекомендуется систематический визуальный профилактический осмотр сводов стоп. В случае необходимости специалисты проводят более тщательную диагностику стопы с определением силы мышц голени и стопы, а так же с применением электромиографии, рентгенографии, плантографии. Последний метод является самым простым и доступным при массовом обследовании детей.

Плантография - метод получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Плантограф простейшей конструкции - деревянная рамка высотой 2 см и размером 40х40 см, сверху натянуто полотно и поверх него - полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается тушью. Под плантограф кладется лист чистой бумаги, ребенок встает на поверхность плантографа и на листе остается отпечаток стопы.

В плантограмме на отпечаток стопы наносятся две линии: первая линия МН соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая линия МК - середину пятки с серединой основания пальцевой фаланги 1 пальца (рис 11).

Для того чтобы проверить стопу в домашних условиях следует смочить стопы ног водой и встать на бумагу, которая легко впитывает воду. Проявившийся отпечаток нужно обвести карандашом и сравнить его с рисунком правильной стопы.

Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении гимнастических упражнений с детьми следует использовать и упражнения для профилактики плоскостопия.

Рис. 11. Графическое изображение стоп

Рис. 11. Графическое изображение стоп

Следует также помнить, что на поверхности стопы, как и тыльной стороне ладоней, находятся чувствительные зоны, активизация которых при различных двигательных упражнениях, массаже, растирании благотворно влияет не только на физиологию стопы, но и на общее состояние организма.

Можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны - больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны "негусто" нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кость, дерево.



Рис. 12. Массажные коврики для ног

Рис. 12. Массажные коврики для ног



Во время учебных занятий, ноги ребёнка без обуви в носочках (в холодное время года следует использовать теплые носочки) находятся на массажном коврике. Конечно, можно использовать и специальные резиновые массажные коврики, продающиеся в магазине. Но они довольно холодные и изготовлены из синтетических материалов, поэтому их использование менее благоприятно для здоровья ребенка.          

На заметку родителям

Для того чтобы Ваш ребенок был успешным и здоровым, постарайтесь создать ему благоприятные условия для учебного труда и полноценного отдыха:

удобная мебель, соответствующая росту и возрасту ребенка, относительно жесткая, но удобная кровать с подушкой по высоте плеча ребенка, теплое, но не тяжелое одеяло;

хорошее освещение (чрезмерно яркое освещение вредно не менее, чем тусклый свет);

должный воздушно-тепловой режим - проветривание помещения 10 минут каждый час, температура воздуха не выше 23;

научите ребенка поддерживать порядок на рабочем месте, он не только экономит время и силы ребенка, но и воспитывает в нем прилежание и аккуратность, то, что в будущем составит культуру его труда;

продолжительность занятий дома не более 20-25 минут и 10-15 минут, но не более, «перемена»;

во время отдыха не следует включать телевизор, читать художественную литературу и т.п., лучше выполнить несколько гимнастических упражнений, выпить стакан сока или чая;

двигательная активность в режиме дня ребенка должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха).

P.S. Самостоятельные занятия физкультурой у младшего школьника должны составлять не менее 30-50 минут ежедневно. Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые осуществляются в воде, а вторые - на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет продолжительный следовой эффект.


Профилактика близорукости

«Ничего не может быть страшнее,
как потерять зрение: это невыразимая обида,
она отнимает у человека девять десятых мира».
М. Горький

Зрение только на 1/10 представляет собой физический процесс и на 9/10 является процессом психическим. Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаз. Когда же психика напряжена, ничто уже не может дать глазам отдыха, так как глаза являются орудием души, в котором она к тому же и отражается. Глаза меньше устают, когда читаем интересную книгу, и они устают почти сразу же, когда принимаемся за чтение книги скучной и трудной для понимания.

Если вызвать в своем уме изображение хорошо знакомого предмета, который находится на таком расстоянии, что нельзя его видеть четко, (при этом закрыть глаза и прикрыть их ладонями), припомнить все его подробности и затем - без всякого мысленного напряжения - открыть глаза, свободно и легко направив взгляд на предмет, предмет будет ясно и четко виден. Это свидетельствует о действии закона, раскрывающего взаимосвязь психики и зрения у человека. Согласно этому закону, чем больше сила нашего воображения, чем лучше наша память, тем лучше наше зрение, и наоборот.

Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находиться в стадии интенсивного развития. Главная его особенность - наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов.

В школе большую часть учебного времени дети работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях, что, конечно, провоцирует развитие различных патологических изменений глаза. Расстояние от учебной поверхности до глаза чаще всего составляет 25-30 см, или и того меньше- 6-10 см. Такие зрительные нагрузки провоцируют, по мнению специалистов медиков, физиологов, в начале функциональные, а затем и структурные изменения глаза. В скором времени глаз ребенка адаптируется к работе на ближнем расстоянии, что позволяет ему работать без напряжения. В конечном итоге возникает близорукость, и глаз теряет способность к четкому видению вдаль.

Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы.

Дальнозоркость (гипермитропия) - оптический недостаток глаза, при котором нарушена способность ясно видеть на близком расстоянии. Причиной данного нарушения зрения может служить относительная слабость преломляющего аппарата глаза, короткая передне-задняя ось глазного яблока.

Вокруг глаза расположены 3 пары окологлазных мышц. Одна пара - косые мышцы, которые опоясывают глазное яблоко и при необходимости сжимают его в поперечнике, как бы удлиняя. Две пары прямых мышц при работе делают глазное яблоко немного сплющенным. Когда по каким-либо причинам происходит спазм косых мышц, развивается близорукость. Если перенапрягаются прямые мышцы, формируется дальнозоркость.

В состоянии расслабления здоровый глаз будет правильно функционировать, подобно фотокамере, сокращая свою ось при рассматривании удаленных предметов и удлиняя при рассматривании близких предметов за счет изменения формы глазного яблока. Проблема зрения непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Попадая в школу, ребенок ощущает на себе давление, принуждение к хорошей учебе. Само по себе принуждение, замкнутое пространство, невозможность реализовать потребность в активных движениях провоцирует развитие стресса, что вызывает напряжение глаз. Если при этом учесть напряженную работу ребенка под пристальным вниманием учителя, который нередко бывает несдержан, эмоционально возбужден, то опасность снижения зрения становится более реальной, так как он вынужден долгое время сидеть в одной и той же позе, не отвлекаясь и не разговаривая. Некоторые дети выносят условия школы лучше, другие хуже, но для значительной группы в любом случае школьная система - стресс, провоцирующий развитие патологических изменений зрения. Негативными сопутствующими факторами являются также возникающие из-за несовершенного освещения блики рабочей поверхности стола, классной доски, при разглядывании ее с места, следы мела от предыдущих записей, что затрудняет чтение незнакомых надписей, как бы подернутых дымкой и др.

Поскольку слова на доске очень важны для ребенка, то он начинает, например, косить, напрягая таким способом глаза для того, чтобы якобы лучше увидеть то, что там изображено. Но чем больше он прилагает усилий, тем хуже видит. Специфической особенностью этого процесса является и то, что человек даже с совершенным зрением при рассмотрении незнакомого объекта все равно напрягается. В исследованиях офтальмолога Федорова С.Н. отмечается что, когда ребенок смотрит на незнакомые надписи на доске, удаленные географические карты, схемы, он становится миопиком, хотя зрение его при других обстоятельствах может быть абсолютно нормальным. Таким образом, когда глаз смотрит на незнакомый объект, то он всегда в большей или меньшей степени напрягается для лучшего его восприятия.

Выход из создавшейся ситуации может быть найден в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме любого урока. Многолетняя практика использования упражнений, направленных на снятие напряжения глаз и профилактику глазных болезней позволили освоить целую систему упражнений, в основу которых положены исследования Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, А.И. Поповой и др.

Игры-упражнения

Игры-упражнения в качестве ведущей цели определяют формирование умений, направленных на развитие и укрепление глазных мышц, мышц позвоночника и шеи, сохранение их оптимальной функциональности.


Игра 1. "Мороз и солнце". 

В начале игры детям объясняется, что при слове «мороз» все застывают, а при слове «солнце» - расслабляются и часто моргают глазами. В ходе игры детям даются следующие команды:

Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови. Ведущий (учитель или один из учеников) тут же произносит слово «мороз», через 7-10 сек. произносит слово «солнце» 

Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок. Аналогично первой команде ведущий громко произносит слова «мороз» и «солнце» с интервалом 7-10 сек.

Предложить увидеть левое ухо без поворота головы. Произносятся слова, как и в первых предыдущих ситуациях.

То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо.

После данных упражнений, направленных на укрепление глазных мышц, можно предложить детям сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами.
Игра 2. «Кораблики в море». 

До начала игры объяснить детям значение слов «штиль», «бриз», «шторм».

Штиль (безветрие). При этом слове руки (паруса) поднимаются вверх, голова откинута назад, дети поднимаются на носки. Потянуть все тело за руками вверх. Данные движения сопровождать словами:

"Руки вверх, как будто мачта. Штиль - безветрие кругом."

Бриз (легкий ветерок). Сцепить прямые руки над головой в замок, выпрямить спину, ноги на ширине плеч. Затем медленно раскачиваться влево-вправо, вперед-назад.

"Бриз - раздулся сильно парус, Обдуваем ветерком."

Шторм ( Сильная буря на море).Расставить ноги шире плеч, перенести вес тела, помогая руками, на левую ногу, оторвав правую ногу от земли, и наоборот. Затем делать глубокие наклоны вперед-назад.

"Ветерок во всю крепчает,

Лодку нашу так качает:

Шторм идет. Боимся мы

Набегающей волны."


Работа с компьютером

Какой же вред здоровью наносит компьютер и как этот вред минимизировать? Как сохранить красоту и здоровье человеку, просиживающему днями и ночами за монитором, как совместить здоровый образ жизни и работу за компьютером?

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

сидячее положение в течение длительного времени;

воздействие электромагнитного излучения монитора;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

стресс при потере информации.

Сидячее положение.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук.

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.

Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".

РАБОТАЙТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье. Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно отнсительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре... В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость. Не экономьте на своем рабочем месте - это обернется экономией на своем здоровье.

Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?

Вы сидите за компьютером с хорошим монитором. Устанут ли ваши глаза? Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.

Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.

Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же - шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.

Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.

Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.

Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю. Да и резонно ли платить 200 у.е. за очки (хорошие меньше не стоят), вместо того, чтобы купить за те же деньги приличный монитор?

Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.

Если близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь две пары очков для работы "вблизи" и "для дали".

Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора. Помните о находящихся в соседней комнате - стены и перегородки излучению не помеха.

Часто мониторы стоят слишком низко. Человек этого почти не замечает, но чтобы смотреть на монитор было удобно, приходится нагибать голову, чуть сползать на стуле. При этом напрягается шея, мозг хуже снабжается кровью, возникают головные боли, другие неприятные последствия. Если вы "сползаете" на стуле, то напрягается спина и, проводя в такой позе каждый день по несколько часов, человек потом чувствует самые разные недомогания. Отрегулируйте расположение монитора. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.

Правильная поза компьютера

Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами, что особенно важно для мужчин в расцвете сил (см. разделы про простатит и геморрой). Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

Приобретите удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут - это уменьшает давление на бедра. Кресло (стул) должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу.

Расположение других часто используемых вещей не должно заставлять долго находиться в искривленной позе, наклоняться в сторону, особенно для поднятия тяжелых предметов (при таком наклоне велика вероятность повредить межпозвонковый диск).

Если вы много работаете с клавиатурой, приобретите специальную подставку под запястья. Продаются клавиатуры, в которых панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять. Такая клавиатура дороже, к ней надо привыкнуть, но для тех, кто много печатает, она будет удачным приобретением.

Важный фактор эргономики - шум на рабочем месте. Системные блоки заметно шумят, а винчестеры, особенно старых моделей "подвывают". Если вы подолгу работаете с таким компьютером, это станет фактором повышенной утомляемости. Варианты решения проблемы:

купите специальный компьютерный стол, в котором системный блок убирается в ящик с дверкой

поставьте компьютер на пол (под стол)

изготовьте шумозащитный экран, отделяющий рабочее место от системного блока, положите под системный блок шумозащитную прокладку.
Не забудьте только обеспечить нормальную
вентиляцию системного блока: должно быть достаточно свободного места перед вентиляционными отверстиями (это, как правило, маленькие дырочки или прорези на боковых стенках системного блока) и возле вентилятора (его отверстие обычно находится на задней стенке).

«Звуковое оформление» рабочего места важно для длительной эффективной работы. Исключите посторонний шум: выключите телевизор, отгородитесь от соседей... Большинство людей способны хорошо делать только одно дело, если мозг получает информацию из нескольких источников (например, компьютер + радио), утомляемость повышается. С другой стороны приятная музыка, специально подобранное звуковое оформление могут повысить эффективность работы. Если вы работаете в шумном офисе, попробуйте использовать наушники (большинство CD-дисководов позволяют легко их подключить) и слушайте записи музыки или звуков природы.

Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите. Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.

Как защитить ваши глаза

Увы, плохое зрение - характерная черта многих из тех, для кого компьютер является основным рабочим инструментом. Ведь зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

Не меньше вредит зрению и некачественное программное обеспечение. Неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых вами программах очень плохо сказываются на зрении. Вносят свой вклад в ухудшение зрения и неудачное расположение монитора, неправильная организация рабочего места.

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия - различные нарушения зрения - не заставят себя ждать. У пользователя снижается острота зрения, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Основные правила гигиены зрения

Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза.

Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Какие препараты способны улучшить зрение. Полезны для глаз витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием), все препараты на основе черники. При заболеваниях глаз стоит раз в год принимать курс рыбьего жира.

Снять усталость, предотвратить болезни глаз помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.

Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...

Актуальные проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников

laquo;Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт ...