Рабочая программа элективного курса "Познай себя"
рабочая программа (9 класс)

Программа курса направлена на повышение социально-психологической компетенции учащихся 9 классов и предоставляет им поиощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznay_sebya.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по психологии

  • Познай себя »

для 9 класса

2018г.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для овладения учащимися 9 классов необходимыми теоретическими знаниями, содействия социально-психологической адаптации подростков и носит профориентационный характер. Известно, что в 9 классах происходит дальнейшее развитие общения, самопознания и рефлексии. Основное внимание подростков сфокусировано на сфере общения и самопознания личных особенностей, способностей, возможностей, потребностей.

Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.

Программа курса «Познай себя  » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Цель курса:

  • формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей;

  • способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;

  • формирование умения самостоятельно выбирать учащимися дальнейший образовательный маршрут на основе профильно-профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе, своих интересах;

  • формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;

  • создание для подростка актуального информационного поля.

Задачи курса:

  • психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда); получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий  (требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

  • психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

  • моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса;

  • саморазвитие личностных возможностей;

  • формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональным условиям;

  • развитие навыков саморегуляции, самоанализа, рефлексии;

  • дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя ;

  • расширить кругозор учащихся;

  • повышение социально-психологической компетентности учащихся;

  • повышение информированности учащихся в вопросах межличностных взаимоотношений.

При реализации данного курса планируются следующие результаты:

  • расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда;

  • участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить;

  • учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащийся, изучивший дисциплину должен:

Знать:

  • особенности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление);

  • основные вопросы психологии личности (способности, темперамент, характер);

  • понятие об общении, виды общения;

  • свои личностные особенности, интересы и склонности.

Уметь:

  • соотносить полученные теоретические знания с практическими навыками;

  • адекватно оценивать свои личностные особенности;

  • проводить самоанализ, рефлексию собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций.

Содержание курса.

Программа рассчитана на 17  часов, по 1 часу в неделю.

В программе 3 блока:

1.Введение в мир профессий- 3 часа:

  1. Знакомство с курсом «Познай себя ». Факторы, влияющие на выбор профессии. Занятие проходит в виде семинара-практикума.

Цели: 1.Ввести в проблему профессионального самоопределения.

2.Познакомить с правилами ведения элективных часов.

3.Формировать умения по анализу необходимой информации.

  1. Типы профессий по предмету труда - семинар с элементами лекции.

Цели: 1. Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда.

  1. Расширить кругозор ребят о мире профессий.
  2. Воспитывать интерес к миру современных профессий.

  1. Психологическая игра «Выбор профессии».

Цели: 1. Определить наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности.

2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом.

          3.Развивать наблюдательность

2.Основы профессионального выбора – 12 часов.

  1. Способности. Склонности и интересы – практическая работа ( методика «Карта интересов» и методика «Анаграммы»).

  1. Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней – практическая работа (определение уровня самооценки).

  1. Мышление и развитие мышления – практическая работа.

  1. Секреты выбора профессии «Хочу-Могу-Надо»- семинар с элементами лекции.

Цели: 1. Познакомить учащихся с тремя факторами выбора профессии.

  1. Развивать у учащихся мышление.
  2. Формировать культуру общения.

  1. Память и внимание. Их развитие - практическая работа.

  1. Воображение и его роль в профессиональной деятельности.

Цель : 1. Виды воображения.

  1. Психологические механизмы воображения.

  1. Темперамент и его виды – практическая работа (Темперамент и профессия).

  1. Характер – практическая работа (методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда - Шмишека).

  1. «Общение – основа человеческого бытия. Невербальное общение» -  семинар с элементами лекции, таблица жестов.

Цель: 1. Роль общения в жизни человека.

           2.  Приёмы и виды общения.

  1. «Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Стили реагирования в конфликтных ситуациях» - семинар-лекция и упражнения на стили реагирования.

Цель:

1. Виды конфликтов.

  1. Тактика поведения в проблемных ситуациях.

  1. «Воля. Эмоции и чувства» - практическая работа (методика определения силы воли, САН).

  1. Роль жизненных ценностей при выборе профессий - ступени выбора профессии( актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий).

Цель: 1.Актуализация ценностей.

           2.Определение личных ценностей при  выборе профессии.

           3.Планирование профессионального пути.

  1. Развитие умений по принятию решений – практическая работа (решение проблемных задач).

  1. Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решений о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией выбора профессии.

Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.

Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

Учебно – тематическое планирование элективного курса

«Познай себя» 9 класс

Тема занятия

Знания, умения, навыки

Кол-

п/п

во

часов

Введение в мир профессий:

3

час

1.

Знакомство с курсом «Познай себя

Умение анализировать

1

час

и других». Факторы, влияющие на

необходимую информацию.

выбор профессии.

2.

Типы профессий по предмету

Иметь представление о предмете

1

час

труда.

труда, о мире профессий.

3.

Психологическая игра «Выбор

Умение выбора профессии на

1

час

профессии».

основе характеристик трудовой

деятельности.

Основы профессионального

12

выбора:

час

1.

Способности. Склонности. Интере-

Навыки выявления собственных

1

час

сы. Практическая работа.

желаний и возможностей.

2.

Роль самооценки в выборе

Умение определять уровень

1

час

профессии.

самооценки.

3.

Мышление. Практическая работа.

Навыки развития мышления.

1

час

4.

Секреты выбора профессии «Хочу-

Навыки культуры общения.

1

час

могу-надо».

5.

Память и внимание. Практическая

Умение развивать память и

1

час

работа.

внимание.

6.

Воображение и его роль в

Иметь представление о видах и

1

час

профессиональной деятельности.

психологических механизмах

воображения.

7.

Темперамент. Практическая

Знать виды темперамента.

1

час

работа.

8.

Характер. Практическая работа.

Иметь представление об акценту-

1

час

ациях характера.

9.

Общение – основа человеческого

Знать виды общения, толкование

1

час

бытия.

жестов.

10.

Конфликты.

Иметь представление о стратегии

1

час

и правилах поведения в

конфликтных ситуациях.

11.

Воля. Эмоции и чувства.

Умение определять силу воли.

1

час

Практическая работа.

12.

Роль жизненных ценностей при

Умение определять личные

1

час

выборе профессии – ступени

ценности при выборе профессии.

выбора профессии.

Планирование

2

час

профессионального пути:

1.

Развитие умений по принятию

Навыки решения проблемных

1

решений. Практическая работа.

задач.

час

2.

Обобщение знаний и навыков по

Умение анализировать пробле-

1

принятию решений о выборе

мы, связанные с выбором

час

профессии.

профессии.

Всего:

17

час

Список литературы:

  1. Теории личности – Л. Хъелл, Д. Зиглер- Санкт –Петербург-Москва- Харьков-

Минск.-2002.

  1. Психология группы – Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
  2. Психология познания - Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.

  1. Психологический тренинг с подростками- Людмила Анн- Питер-2007.
  2. Психологические тесты – Н. Ф. Гребень – Минск: Современная школа.-2008.
  3. Выбор профессии – ДжиммБарретт – Москва. Астрель-2006.

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.-272с.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-

М,2000.-224с.

  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.

10. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.:Речь,2005.-224с.

11. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение,

1995.-239с.

12. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.

13. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.:

Генезис, 2007-140 с.

14. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной

подготовки.- М.: Генезис,2006.-208с.

15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.

16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения для подростков.-М.:Генезис,2004.-125с.

17. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.

18. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.:Речь,2008.-208с.

Аннотация

Основной целью преподавания элективного курса «Познай себя» для учащихся 9 класса является формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Изучение курса будет способствовать формированию ценностно-мотивационной сферы и созданию позитивного отношения к профессиональному самоопределению.

Основой для создания данной программы являются: Учебник по социальной психологии Д. Майерса; Учебник «Психология общения» Е. И. Рогова; Учебник «Психология эмоций» Е. И. Рогова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа "Поверь в себя"

Цели программы:восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;—  восстановление ощущения ценности собственной личности;социальная инте...

Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

Рабочая программа кружка Сам себе режиссер

Программа составлена для организации компьютерного кружка «Сам себе режиссер» в летнем оздоровительном лагере.Программа кружка разбита на 3 блока:1)      Цифровая фотография;2...