Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Зазеркалье"
рабочая программа

Гишко Наталья Ивановна

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Дети, поступающие в СРЦН, очень часто не умеют видеть и понимать красоту окружающего мира, у них очень слабо развита трудовая и творческая активность, многие не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Изобразительное творчество развивает художественно - эстетический вкус, воображение, фантазию, а также снимает нервное напряжение, страх и нормализует эмоциональное состояние. В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_zazerkale.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно - досуговой деятельности.

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. Дети, поступающие в СРЦН, очень часто не умеют видеть и понимать красоту окружающего мира, у них очень слабо развита трудовая и творческая активность, многие не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Изобразительное творчество развивает художественно - эстетический вкус, воображение, фантазию, а также снимает нервное напряжение, страх и нормализует эмоциональное состояние. В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Все занятия, разработанные в данной программе, носят творческий характер.

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы: заключается в том, что в процессе её реализации раскрываютя и реализовываются индивидуальные художественные способности которые в той или иной мере свойственны все детям.

Актуальность программы определяется также основными нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.122012 №273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Министерства образования  и науки РФ от 29.08.13 №1008);

Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»; СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.

Педагогическая целесообразность: программы обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Отличичительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Цель: создать необходимые и благоприятные условия – комфортную эмоциональную среду для творческого развития ребенка, его самореализации через изобразительное творчество.

Задачи:

Образовательная: обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.

Развивающая: развитие творческих способностей, мелкой моторики рук (речи), глазомера, координации движений; развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление и артистичность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость, осознанное и бережное отношение к результатам своего труда; прививать ответственность и самостоятельность в достижении своих целей.

Адресаты программы: дети в возрасте  3-7 лет.

Срок реализации программы: 3 месяца.

Объём программы: 18 часов.

Формы организации образовательной деятельности: групповая (выставки, творческие игры, упражнения, практическая работа).

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-умеет самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты;

- умеет ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;

-владеет навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;

-умеет самостоятельно передавать композицию используя технику нетрадиционного рисования;

- соблюдает последовательность в работе.

Метапредметные результаты:

- организовывает своё рабочее место;

- умеет наблюдать, сравнивать, анализировать;

- оценивает свою работу и работу товарища;

- сотрудничает и оказывает взаимопомощь;

- работает аккуратно;

Личностные результаты:

- аккуратность;

- стремление доводить начатое дело до конца;

- любознательность.

Данная программа позволяет объединить детей с различными умениями и навыками, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку темы занятий отличны от предыдущих и последующих, являются самостоятельными и на протяжении всего цикла не повторяются.

Формы аттестации и оценочные материалы: диагностическая карта , выставка творческих работ.

Кадровое обеспечение: социальные педагоги, воспитатели социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина, оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов,  акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

        ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта по выявлению уровня развития

художественно-творческих способностей детей.

Ф.И. ребенка,

возраст

Дата диагностики.

Рисование

Изобразительные навыки

Технические навыки

Цвето-восприятие

техники рисования

Умение выделять главное величиной и расположением на листе.

Умение графич. передавать особенности изображ. объектов (форму, пропорции, характ. признаки)

Умение контролир. направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке

Умение использовать различные приемы работы кистью

Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнит. цветов и оттенков путем смешивания.

Умение определять и называть техники художественного рисования.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Средний  балл

3 Балла - высокий    2 Балла - средний    1 Балл - низкий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Эффективность работы дополнительной общеразвивающей образовательной программы  "Зазеркалье"

                                         Диагностика

Индикаторы

первичная

промежуточная

итоговая

Изобразительные навыки

Умение выделять главное величиной и расположением на листе

Умение графически передавать изображения объектов (форму, пропорции, характерные признаки)

Технические навыки

Умение контролировать направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке

Умение использовать различные приемы работы кистью

Цвето-восприятие

Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнительных цветов и оттенков путем смешивания

техники рисования

Умение определять и называть техники художественного рисования

Баллы-соответствуют уровню

3-высокий

2-средний

1-низкий

Содержание программы

1. «Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования.

Рассказ о необычных техниках рисования, необходимых принадлежностях для занятий.

2. Техника «Отпечатки листьев».

2.1. Теоретическое занятие. Знакомство с техникой "Отпечатки листьев". «Осенний ковёр».

Знакомство с приемом печати листьями, заготовкой материала для создания картин. Игра «Осенние листья». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Беседа. Показ презентации. Подведение итогов занятия.

2.2. Практическое занятие. Рисование «Ветка рябины».

Игра «Рябинка». Пальчиковая гимнастика «Ветерок». Сюрпризный момент. Показ презентации. Подведение итогов занятия. Обучение новому способу изображения веток деревьев. Развитие умения сочетания в рисунке разных цветов.

2.3. Практическое занятие. Рисование "Лесная сказка".

Совершенствование навыков в использовании техники печатания листьями. Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Воспитание чувства прекрасного, приобщения к природе.

3. Техника «Набрызг».

3.1. Теоретическое занятие. История возникновения техники «Набрызг».

Знакомство с историей возникновения техники, ее особенностями. Показ презентации. Беседа по теме.

3.2. Практическое занятие. Рисование «Разноцветные коты».

Обучение рисованию цветов по-новому. Игра «Котёнок». Упражнение в рисовании красками. Воспитание художественного вкуса.

3.3. Практическое занятие. Творческая работа «Грустный дождик».

Беседа. Пальчиковая гимнастика «Капельки».Совершенствование умения делать набрызги аккуратно. Развитие чувства композиции.

4. Рисование мыльными пузырями.

4.1. Игра-занятие «Мы волшебниками станем».

Обучение приемам изображения мыльными пузырями. Обучение дорисовыванию деталей объектов рисунка. Тренировка дыхания.

4.2. Практическое занятие. Рисование «Лето».

Загадка. Вводная беседа. Игра «Ручеёк» Обучение свободному выражению своих мыслей при рисовании. Развитие умения сочетать в рисунке разные цвета.

5. Рисование по мокрому полотну.

5.1. Теоретическое занятие. «Морские глубины».

Загадка. Сюрпризный мрмент. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»Знакомство с техникой по мокрому. Воспитание интереса к миру прекрасного.

5.2. Практическое занятие. «Акварелька» занятие - игра.

Обучение фантазированию рисуя. Закрепление умения красиво размещать изображения на листе. Развитие чувства цвета. Использование пальчиковой гимнастики.

6. Техника «Тычок жёсткой кистью».

6.1. Теоретическое занятие. «Пушистый котёнок».

Загадка. Сюрпризный момент. Игра «Котёнок». Знакомство с новым методом рисования. Обогащение речи воспитанников.

6.2. Практическое занятие. «Весёлый снеговик».

Загадка. Игра «Снежки». Развитие мелкой моторики, мышления, воображения, цветовосприятия. Практическая часть.

6.3. Практическое занятие. «Зайцы на опушке» составление композиции.

Загадка. Сюрпризный момент. Игра «Зайчата». Развитие чувства вкуса. Поощрение детского творчества.

7. Техника «Монотипия».

7.1.Теоретическое занятие.  Что такое «Монотипия»?

Информирование о творчестве некоторых зарубежных и советских художников, которые работали в технике «монотипия». Рассказ об основных направлениях монотипии. Расширение кругозора. Беседа с элементами игры.

7.2. Практическое занятие. Учимся создавать «Монотипии». «Бабочка».

Обучение созданию симметрии, рисованию на одной половинке листа. Развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации.

7.3. Практическое занятие. Рисование «Природа отражается в воде».

Загадка. Аудиозаписю «Звуки леса». Игра «Ветерок». Обучение выражать свой замысел. Побуждение дополнять изображение деталями. Развитие чувства колорита, образного представления о предметах. Воспитание работать индивидуально.

8. Практическое занятие «Россыпь талантов».

Подведение итогов, выставка детских работ.

Диагностическая карта по выявлению уровня развития художественно-творческих способностей детей.

Ф.И. ребенка,

возраст

Дата диагностики.

Рисование

Изобразительные навыки

Технические навыки

Цвето-восприятие

техники рисования

Умение выделять главное величиной и расположением на листе.

Умение графич. передавать особенности изображ. объектов (форму, пропорции, характ. признаки)

Умение контролир. направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке

Умение использовать различные приемы работы кистью

Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнит. цветов и оттенков путем смешивания.

Умение определять и называть техники художественного рисования.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Средний  балл

3 Балла - высокий    2 Балла - средний    1 Балл - низкий.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

Дополнительная литература

1.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. КАРО,2010.

Интернет ресурсы: https//pedportal.net

        

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Зазеркалье»

Возраст обучающихся: 3-7 лет

п/п

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

«Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования

1

1

-

Диагностическая карта.

2.

Отпечатки листьев

3

1

2

3.

Техника «Набрызг»

3

1

2

4.

Рисование мыльными пузырями.

2

-

2

5.

Рисование по мокрому полотну

2

1

1

6.

Техника  «Тычок жёсткой кистью»

3

1

2

7.

Техника «Монотипия»

3

1

2

8.

«Россыпь талантов» выставка детских работ

1

-

1

Презентация творческих работ

Всего:

18

6

12

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ЖУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Зазеркалье»

Возраст обучающихся: 3-7 лет

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

«Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования

1

1

-

2

Техника «Отпечатки листьев»

3

1

2

2.1

Знакомство с техникой "Отпечатки листьев". «Осенний ковёр»

1

1

-

2.2

Рисование «Ветка рябины»

1

-

1

2.3

Рисование «Лесная сказка»

1

-

1

3

Техника «Набрызг»

3

1

2

3.1

История возникновения техники «Набрызг» «Зимние напевы»

1

1

-

3.2

Рисование «Разноцветные коты»

1

-

1

3.3

Творческая работа «Грустный дождик»

1

-

1

4

Рисование мыльными пузырями.

2

-

2

4.1

Игра-занятие «Мы волшебниками станем»

1

-

1

4.2

«Подводный мир» Рисуем и играем «Подводное царство золотой рыбки»

1

-

1

4.3

«Лето»

1

-

1

5

Рисование по мокрому полотну

4

1

3

5.1

«Морские глубины»

1

1

-

5.2

«Акварелька» занятие-игра

1

-

1

6

Техника «Тычок жёсткой кистью»

3

1

2

6.1

«Пушистый котёнок»

1

1

-

6.2

«Весёлый снеговик» игра-рисование

1

-

1

6.3

«Зайцы на полянке» составление композиции

1

-

1

7

Техника «Монотипия»

3

1

2

7.1

Что такое  «Монотипия»

1

1

-

7.2

Учимся создавать «Монотипии» «Бабочка»

1

-

1

7.3

«Природа отражается в воде»

1

-

1

8

«Россыпь талантов» выставка детских работ

1

-

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»

Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...