Проблемы и возможности одарённого ребёнка
статья

Фомина Наталья Викторовна

Если вы одарённый человек, это не значит, что вы что-то получили.

Это значит, что вы можете что-то отдать.

Карл Густав Юнг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Проблемы и возможности одаренного ребенка»

Фомина Н.В.

Если вы одарённый человек, это не значит, что вы что-то получили.

Это значит, что вы можете что-то отдать.

Карл Густав Юнг 

Вопрос одаренности всегда стоял перед человечеством особенно остро:  активно отстаивались мнения о том, что бесталанных нет, что заставляло каждого человека искать способы самореализации, к чему – то стремиться, иногда теряя самообладание от недостижимости поставленных перед собою идеалов; затем активно продвигались идеи, что талантливый человек талантлив во всем – и многие одаренные и талантливые писатели, художники, музыканты, не выдержав требовательности и ожиданий общества, кончали с собой, не в силах преодолеть задранную обществом планку талантливости во всех сферах жизни;  был времена, когда талант позволял  обществу развращать  и баловать своего обладателя, делая из человека абсолютно не нравственное существо, считающее, что талант оплачивает все.

В современном обществе отношение к таланту и одаренности не менее заинтересованное: родители стремятся  максимально развить способности и задатки своих детей, начиная с самого раннего возраста, часто не принимая во внимание психологические  физиологические особенности своего чада.  Большинство из них уверены, что дав раннее развитие и развив таланты, обеспечат своему ребенку легкую, насыщенную положительными событиями жизнь. Однако, как показывает история, социология, культурология, психология – это совершенно не так. Талант не является гарантией устроенности будущей жизни своего обладателя.

Как же быть педагогу в этих условиях? Что нужно знать, как вести себя?

 Традиционно одарённость воспринимается как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одарённость, или общие и специальные моменты в одарённости.

Так, общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества.

 Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одарённость  математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.).

Основными признаками высокой одарённость являются:

раннее проявление способностей

 быстрый темп усвоения знаний

 формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней

 элементы оригинальности, творчества в деятельности

 Одарённый  ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Перед педагогами встаёт вопрос, как распознать такого ребёнка? Однако такая постановка вопроса не правильна, ведь дети рождаются без каких-либо способностей, но с их задатками. Дети отличаются своими задатками, но распознать и определить их пока ещё не возможно - это фактически анатомия и физиология мозга.  Перед педагогом встаёт задача развитие этих самых невидимых задатков - только тогда их можно увидеть.  Дайте ребёнку возможность действовать, помогайте ему  и подсказывайте.

Одарённых детей можно разделить на три условные категории:

  • младший школьный возраст - дети с высоким уровнем развития;
  • подростки -  имеющие высокие достижения в определенных направлениях деятельности;
  • старший школьный возраст - юноши и девушки не имеющие успехов в учёбе, но обладающие высокой познавательной активностью, своеобразной психикой, скрытым потенциалом.

Педагогическая деятельность строится на четырёх основных принципах:

  • на осознании самоценности  каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются.

   Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.

    Младшему школьному возрасту характерна игровая ведущая  деятельность. Наиболее подходят для работы с этой возрастной группой  подвижные игры. Особенностью подвижных игр  является широчайшая возможность проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности принятия решений, коллективности игровых действий, постоянного изменения условии игровой деятельности. Подвижная игра предоставляет возможность локализации целенаправленных воздействий на ребенка, их интеграции. Важнейшей особенностью подвижных игр является возможность гармоничного целенаправленного формирования телесно-двигательного и духовного компонентов физической культуры личности ребенка, его нравственных и двигательных качеств, развития двигательных способностей, физической подготовленности, построения здоровья.

   В среднем школьном звене проводится работа на основе модных направлений физической культуры и пропаганда здорового образа жизни. Одним из таких модных направлений является фитнес индустрия. Тем более в дополнительной рекламе это направление не нуждается. СМИ широко распространяют информацию об известных персонах как зарубежных, так и Российских, а мода и здравый смысл обязывает их вести здоровый образ жизни.  С учетом психологических изменений в данной возрастной группе, желание быть взрослым, похожим на своих кумиров,  познания себя, а так же половое созревание, позволяет относительно легко привлечь внимание не только одаренных детей к дополнительным занятиям, но и среднестатистического школьника.  

Занятия по физической культуре выстраиваются с индивидуальными заданиями для одарённых детей. Один из примеров таких заданий может быть разбор техники упражнений, не только с анатомо-физиологической точки, но также и с точки зрения других предметов (физики, химии и др. наук).  

Понимание межпредметных взаимосвязей, а именно протекающих физических и химических процессов в организме, предполагает изучение нового материала, а соответственно и реализацию природного любопытства, желание познать себя. Впоследствии знания помогают понять, как можно изменить свои тело и способности по средствам физической культуры и фитнеса.

    В старшем школьном возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение.       Дополнительные занятия по фитнесу включают в себя изучение не только анатомии и физиологии, но и таких наук как основы биохимии и биомеханики, теории и методики физического воспитания с рассмотрением систем зарубежных специалистов, диетологии, психологии,  а также включение обязательных практических работ и заданий. Практические работы заключаются в составление программ питания и программ тренировок для занятий в тренажерном зале.

Дети с большим интересом и желанием выступают в роли тренеров. В дальнейшем развитии, планируется проведение внутришкольных соревнований по разделам фитнеса среди детей-инструкторов и их подопечных.

    По средствам дополнительных занятий по фитнесу решаются задачи выявления в младшей школе учащих со  способностями по физической культуре, в средней школе помощь в определении с видом спорта и у старших школьников профессиональной ориентации. А так же решаются задачи воспитательного и педагогического характера,   косвенного воздействия на других учащихся школы.

    Как мне кажется, проблема взаимодействия педагога с одаренными учащимися находит отражение и в личности педагога, ему необходимо проявлять креативность при работе с такими детьми, работать на опережение, постоянно оставаясь интересным и актуальным, педагогически грамотным, стимулировать развитие собственного педагогического таланта – то есть давать самому почву для развития и роста учащихся, отдавать , чтобы получить результат. И он обязательно будет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипрограмма "Одарённый ребёнок"

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.  ...

Одарённый ребёнок: методы выявления и проблемы обучения

в данной статье рассмотрены методики, которые можно использовать для определения одарённости ученика, выделены признаки, характеризующие одарённость  и рассмотрены проблемы обучения...

Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.

Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной сист...

стихотворение про одарённого ребёнка.

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию стихотворение, собственного сочинения. Может быть кому-то оно покажатся простеньким, может быть кому-то и неплохим, а кому-нибудь возможно и пригодится. ...

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных...