Статья на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ».
статья

Леонова Елена Андреевна

При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах, что позволяет раскрыться творческому потенциалу ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл catya_motivatsiya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

«МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ».

В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение школьников, передача им предметных знаний, умений и навыков, объем которых неуклонно растет, а личность обучающегося как активного участника учебно-воспитательного процесса, имеющего соответствующую структуру мотивационной сферы. Личность и индивидуальность субъекта обучения с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание такой личности заключается, прежде всего, в развитии системы её потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования, поэтому формирование высокомотивированного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности в учебном процессе, в частности вовлеченность в образовательную деятельность, инициативность, удовлетворенность происходящим, понимание того, что учебная информация и вся учебная деятельность личностно значимы для него.

Проблема мотивации учебной деятельности достаточно широко и многоаспектно представлена в отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. В публикациях перечисленных учёных наиболее разработанным является вопрос о природе учебной мотивации. В них подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса, познавательной потребности, социальных и познавательных мотивов, мотивов достижения и избегания неудачи, коммуникативного мотива и мотива творческой реализации .

Увеличение в последние годы числа публикаций, раскрывающих результаты поисков способов и средств воздействия на мотивационную сферу обучающихся и целенаправленной работы по формированию их мотивации, свидетельствует о растущем интересе исследователей к данной проблеме. 

Вопрос о формировании учебной мотивации рассматривается учеными в двух направлениях. Во-первых, осуществляется разработка концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации. Во-вторых, ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования учебной мотивации. Вследствие этого учитель-предметник, который заинтересован в повышении эффективности своей деятельности и потому обращает внимание на мотивацию своих учащихся и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, оказывается лишен методического инструментария, позволяющего эффективно решить данную проблему. Таким образом, на практике возникает противоречие между необходимостью эффективного повышения и закрепления мотивации учащихся, обусловленной потребностью общества в высокомотивированном ученике образовательного учреждения, и недостаточной теоретической разработанностью вопроса о методических условиях, обеспечивающих целенаправленное формирование учебной мотивации школьников.

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т. е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, необходимые для себя. Поэтому мотивирование является одной из наиболее сложных структур личности, а формирование мотивов рассматривается как основа её самоорганизации. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией учебного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными тренировками, искусством (в аспекте двуплановости осознанной веры в поведении играющего). В аспекте последнего замечания вполне правомерно рассматривать игру как особое средство в технологической подготовке школьников.

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях игра как таковая преимущественно рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, умственного, нравственного и эстетического) влияния. При этом главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности учащегося, что выражается в весьма разветвленной классификации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества детей. В соответствии с данными критериями выделяются творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

Такие игры не предоставляют способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. дают возможность для саморазвития субъекта; обеспечивают благоприятные возможности для реализации его способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом, что непосредственно отражается в компонентах содержания игры: в обучающей и собственно игровой задаче, в развитии игрового действия, в правилах игры и её предполагаемом результате. Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.

Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельности учащихся. Наиболее успешному осуществлению данной цели способствуют дидактические игры на уроках технологии. Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности на разных этапах школьной жизни ребёнка. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.

При обучении детей школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков, элементами их творчества. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах, что позволяет раскрыться творческому потенциалу ребёнка.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения на уроках труда - уроках технологии нацелена на то, чтобы:

  • научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни;
  • научить учащихся формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты;

-    научить учащихся осмысленно приобретать определённые навыки и умения практической работы.

-    раскрыть потенциал и послужить основой формирования творческой деятельности ребёнка.

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед системой современного российского образования, в числе приоритетных необходимо назвать задачу развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации.

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особеннос...

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

Мотивация учебной деятельности учащихся в обеспечении условий для ее развития.

В.А. Сухомлинский говорил: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Что должно способствовать интересу к учению?»  Создание заинтересованного о...

Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»

«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...