Сценарий театральной постановки "Судить нельзя помиловать"
материал (7 класс)

Наталья Рябова

Театральная постановка про Великую Отечественную войну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий МАОУ Апрелевской сош№1

Сценарий к спектаклю

«Судить нельзя помиловать»

2017/2018 учебный год.

Дочь: Мамочка ложись, я сейчас сделаю тебе кипятку и тебе станет чуть-чуть полегче.

Мать: Не надо, Алечка не тревожься, посиди со мной, отдохни сама.

Дочь: Я посижу посижу, ты только не волнуйся, мы обязательно отсюда выберемся, наденем нарядные платья, и будем танцевать наш любимый летний вальс, помнишь как мы кружились с тобой летним утром.

Мать: Тебе тогда исполнилось 10 лет.

Сын: Мама, мама!

Дочь: Коля, Коленька, что ты здесь делаешь? Как ты сюда пробрался? Тебя здесь найдут, уходи, нас же могут всех растрелять.

Сын: Отца взяли, отца взяли, мама мне страшно мама.

Мать: Коленька, мальчик мой, как ты хорошо выглядишь, мои любимые щёчки, какой ты у меня хороший, ты выучил молитву «Отче наш»? Ты должен знать её, и каждый раз перед сном произносить её, я тебе тут вкусненького припасла.

Сын: А как же ты, мам?

Мать: А как у тебя с таблицей умножения? Вот всё закончится, и ты продолжишь учится и обязательно станешь лётчиком, только не ленись Коленька, каждый день. 

Фашист: Взять их.

Дочь: Нет, пожалуйста, я вас прошу, он же совсем ребёнок, он же не в чём не виноват, я вас прошу пожалуйста, помилуйте, нет, нет.

Молитва «Отче наш»: Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля твоя и на земле, как на небе, хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Мать: Коленька, Коленька, Коленька, мальчик мой, Коленька. 

Девушка 1: Господи, она сейчас и без матери останется.

Девушка 2: Не каркай, иди лучше кипятку сделай

Девушка 3: А за что их семью то взяли?

Девушка 2: Говорят, евреев укрывали у себя дома.

Девушка 3: Понятно, политические.

Девушка 4: Ну и досталось же этой Альке.

Девушка 5: Альке досталось, а нам не досталось? У нас вся жизнь катится ко всем чертям

Девушка 1: Галька, не начинай

Девушка 5: А я не начинаю, мне может быть поговорить хочется.

Аля: Не время для разговоров.

Девушка 2: А о чём будем говорить сегодня?

Девушка 5: Например, кто кем хотел быть, если бы не война, вот я например всегда мечтала быть артисткой, хотя мама у меня врач, да она у меня самый лучший врач, но я всегда мечтала петь и танцевать на сцене, а я могу, хотите покажу?

Все девушки: Нет, нет. 

Девушка 5: Ну ещё я всегда знала, что выйду замуж за красавца лейтенанта 

Девушка 6: Ну и как вышла? 

Девушка 5: Не успела, война. А так бы познакомилась бы с каким нибудь, и обязательно бы вышла

Девушка 6: Какие твои годы, выйдешь ещё. Вот я, как сейчас помню тот школьный вечер, встречу с героями пограничниками, помню так, словно он только только окончился, и мой лейтенант Осянин всё ещё шагает деревянными тротуарами нашего маленького городка. Я так стеснялась во время вечера, словом с ним не обмолвилась, он тоже. Один раз танцевали, потом он пошёл меня прожать, я тогда ужасно схитрила повела его самой дальней дорогой, а он всё равно молчал, даже простились не за руку, просто кивнули друг другу и всё. Он уехал на заставу и каждую субботу присылал мне очень короткое письмо, а я каждое воскресенье отвечала длинным, так продолжалось до лета. В июне он приехал в городок на три дня, и сказал, что на границе не спокойно, и отпусков больше не будет, поэтому надо немедленно пойти в загс. Самая первая из класса замуж выскочила, такая важная была, да ещё и не за кого-нибудь а за красного командира. Через год родила ему мальчика, назвали его Альбертом-Аликом, а ещё через год началась война.

Девушка 3: Уже пол года идёт эта война, сколько ещё будет идти этот ужас? 

Девушка 6: Ну а ты?

Девушка 3: А что я? Я теперь одна, всю мою семью из пулемёта уложили.

Девушка 6: Обстрел? 

Девушка 3: Растрел, семьи ком состава, уложили и под пулемёт, а меня истонка спрятала в доме напротив, и я всё видела.

Девушка 6: А правда про тебя и того полковника говорят?

Девушка 3: Ну раз говорят, значит правда, не правду же говорить не будут.

Девушка 6: Я серьёзно, он же женатый.

Девушка 3: Женатый.

Девушка 6: Как же ты могла Женя?

Девушка 3: А вот так,

 воспитывать меня начнёшь, какие мы правильные

Девушка 5 начинает петь, « Не для меня» и другие девушки подхватывают её.

Дочь: Не время песни распевать, лучше бы подумали как этим фашистам шею намылить. Ненавижу, как же я их ненавижу, я бы собрала их всех в одном месте и взорвала их самой мощной бомбой, а этому нашему надзирателю, я всё бы лицо в кровь разодрала, поставила бы на колени и заставила бы вымаливать прощение, ненавижу. Эй ты, самый смелый да? Медаль заработал, детей убил, ненавижу тебя, ненавижу.

Девушка 5: Аля, хватит орать, твоей матери плохо.

Дочь: Мамочка, пожалуйста, только не сейчас, ты же мне обещала, мама.

Мать: Тише, тише девочка моя, всё будет хорошо, пришло время мне уйти, а ты должна жить, слышишь? Жить. Больше всего хранимого, храни сердце своё, не копи ненависть и злость, что бы не уподобится им, ты обязательно отсюда выберешься, выйдешь замуж, родишь дочь и научишь её танцевать вальс, обещай мне, что так и будет, обещай мне, что ты переживешь весь этот ад. Я знаю, тебе богом суждено остаться в живых, надо только в это верить, живи Алечка, живи.

Фашист: Встать! А это та самая, смелая девчонка? Красивое личико. Вывести всех, раздевайся, ты будешь плясать под плетью.

Сцена насилия.

Звучат слова матери: Надо только в это верить, живи Алечка, живи.

Ребёнок 2: И ангел благого молчанья ревниво её охранял, он дважды её не венчая с пути повернул, он знал.

Ребёнок 3: Он знал, никаких созвучий, увиденного не передать, молчанием душу измучил ей и лжи заржавеет печать.

Ребёнок 4: Всё зачеркнуть и всё начать с начала, как будто это первая весна. Весна, когда на гребне нас качала, хмельная океанная волна. 

Ребенок 5: И я конечно по весне тоскую, но искуситель Мефистофель слаб, пусть предложил бы цену хоть какую, окопной юности не отдала бы.

Ребенок 6: Пусть предложил бы хочешь 18? Отдав взамен окопные года, я только б усмехнулась, сторговаться со мной не с умеешь никогда

Ребёнок 7: На тех весах где боль и честь народа, на тех всех, точнее которых нет, четыре страшных и прекрасных года, в дуще перетянули 40 лет

Ребенок 3: Без этих лет я – море без прибоя, что я без них? – дровишки без костра. Лишь тот постиг, что значила «сестра», кто призывал её на боле боя.

Ребёнок 2: В слепом неистовстве металла, под артналётами в бою, себя бессмертной я считала и в смерть не верила свою.

Ребёнок 5: А вот теперь какая жалость! В спокойных буднях бытия, во мне вдруг что то надломалось, бессмертья потеряла я.

Ребёнок 4: О, вера юности в бессмертье. Надежды мудрое вино. Друзья до самой смерти верьте, что умереть вам не дано!

Дети уходят.

Медсестра 1: Алька ты чего возишься? 

Медсестра 2:Опять что то пишешь?

Медсестра 1: Там раненых привезли, нам помощь твоя нужна.

Медсестра 2: Принеси воды, и бинтов побольше.

Медсестра 1: И про нас не забудь написать.

Дочь: Я напишу, я обещаю.

Ведущий 1: Где находились советские войска? Каковы были успехи союзников на западе? От ответов на эти вопросы зависела его жизнь или смерть.

Фашист: Что вы здесь ищите? Что вы здесь ищите? Вы что не знаете, что прямо сейчас сюда въезжает штаб обороны Варшавы?

Музыкант: Делайте со мной, что хотите, я не сдвинусь с места.

Фашист: Я не собираюсь делать с вами нечего плохого, Кто вы?

Музыкант: Я пианист.

Фашист: Ну так сыграйте что-нибудь, сыграйте, сыграйте, если кто то придёт, вы спрячетесь наверху, а я скажу, что играл, что бы проверить инструмент.

Фашист: Как была развязана эта война, людям следовало бы раз и навсегда запомнить, до чего их довело безбожие, мы сами избираем судьбу, а потом страдам от своей греховности, мы ничего не сделали, что бы не дать фашистам прийти к власти, мы предали свои идеалы и дело свободы личности, веру исповеданий и демократию. Мы ещё хотим выиграть эту войну, звери, хотим хвастаться уничтожением евреев, мы эту войну проиграли окончательно, мы покрылись несмываемым позором, мне стыдно выходить на улицу, каждый имеет право плюнуть мне в лицо, и каждые дни кто-то стреляет немецких солдат, а мы не имеем право жаловаться, ведь иного не заслужили, за всё горе, за все несчастья которые, мы принесли будет расплачиваться весь народ. Вам нельзя здесь оставаться. Я увезу вас за город, в деревню, там вам будет безопасно.

Музыкант: Но мне нельзя никуда от сюда уходить.

Фашист: Вы еврей?

Музыкант: Да.

Фашист: Да, тогда вам лучше остаться здесь, у вас есть еда?

Музыкант: Нет, я как раз искал что-нибудь поесть, когда вы зашли

Фашист: Ничего, ничего, я принесу вам поесть. Скажите, давно вы вот так скрываетесь?

Музыкант: Да,16 августа 1942 года, тогда я в последний раз видел свою семью, маму, папу, брата и сестёр. С тех пор я вынужден скрываться, я встречал много людей, которые старались мне помочь, много раз мне грозила смерть, но я жив, подолгу мне приходится лежать, что бы восстановить силы, тогда я восстанавливаю в памяти все произведения, которые я когда либо играл, сюжеты всех книг, которые когда либо прочитал. Иногда я даю себе уроки английского, формулирую вопросы, стараюсь отвечать на них правильно и полно. Наверное я уже много говорю. Вы немец?

Фашист: Да, я немец. Я прекрасно знаю, что творилось здесь в Варшаве. Да, я немец и мне стыдно за мой народ, я тоже когда то был заражён этой инфекцией под названием нацизм, и теперь мои руки в крови, и уж не знаю, смогу ли я их когда-нибудь отмыть. Эй вы здесь?

Музыкант: Да.

Фашист: Вот держите, здесь хлеб, а это вам согреться, и открывашка. Вам помочь?

Музыкант: Да. Скажите а где войска?

Фашист: Уже близко, максимум к весне война закончится, держитесь. Наша часть покидает Варшаву, через несколько дней русские начнут наступление.

Музыкант: На Варшаву?

Фашист: Да. 

Музыкант: Но как же мне выжить, в уличных боях?

Фашист: Если вы пережили эти 5 лет ада, то вам богом суждено остаться в живых, надо в это верить.

Музыкант: Подождите минутку, вы не знаете мое имя, вы даже не спрашивали меня о нём, но я хочу, что бы вы его запомнили, я знаю вам предстоит долгая дорога домой, а я если выживу буду работать здесь же на польском радио и я хочу, что бы вы знали если я смогу вам чем то помочь, то обращаетесь, Владислав Шпильман, польское радио.

Ребёнок 1: Стареют не только от прожитых лет, от горьких ошибок, безжалостных бед. Как сердце сжимается, сердце болит, от мелких уколов глубоких обид 
Ребёнок 2: Что сердце!- порою металл устаёт, и рушится мост- за пролётом пролёт. Пусть часто себе я давала зарок, быть выше волнений сильнее тревог. 
Ребёнок 3: Сто раз я давала безстрастья обет, сто раз отвечало мне сердце: О нет! Я так не умею, я так не хочу, я честной монетой за всё заплачу. 
Ребёнок 4: Когда слишком рано уходят во тьму, мы в скорби и гневе тверди «почему?» А всё очень просто- метал устаёт, и рушится мост- за пролётом, пролёт 
Ребёнок 5: Наши критики, наши судьбы, вознести и распять вольны. Но у нас есть суровей судьбы- не вернувшиеся с войны. 
Ребёнок 6: Я знаю, нет никакой моей вины. В том, что другие не пришли с войны, в том , что они- кто старше, кто моложе- остались там, и не о том же речь, что я их смог, но не сумел сберечь. Речь не о том, но всё же, всё же, всё же… 
Ведущая: Вадислав пойдёмте, ваш выход. 
Музыкант: Да да, я иду. 
Ведущий: Июнь 1945 года город Камешково, Владимирская область, госпиталь для военнопленных №2989 через этот госпиталь прошло более 12 тысяч человек, но в нём лечили не только наших, но и военнопленных немцев. Город Камешково прославился на весь Советский союз при помощи переводчицы Сары Бланк, которая организовала кружок по изучению русского языка и творчеству Пушкина. 6 июня 1945 года у военнопленных прошёл первый литературный вечер. 
Выходит Дочь и девушка 6, садятся на стулья и начинают беседовать. Выходит девушка 5 
Девушка 5: Девочки, не может быть Рита, Аля. 
Девушка 6: Галя? Аля смотри, это же Галя. 
Дочь: Вот так встреча. 
Девушка 5: Какими судьбами в наш госпиталь? Слушай Ритка а твоя фамилия случайно не Макарова? А отчество не Васильевна? 
Девушка 6: Да, Макарова Маргарита Васильевна. 
Дочь: Герой Советского союза, так это ты? Нам позвонили в редакцию и сказали, что в госпитале для военнопленных будет литературный вечер и туда приглашена герой Советского союза Макарова. Вот же неожиданный сюрприз, я даже не думала, что герой Советского союза эта наша Ритка! 
Девушка 6: А я же не думала что наша артистка станет врачом. 
Девушка 5: А я не думала, что Аля будет журналисткой. Ой, девочки как же нам повезло, что мы остались в живых, как будто кто то там позаботился об этом. 
Ведущий: Галина Васильевна, всё готово можно начинать. 
Девушка 5: Хорошо спасибо, так девчонки после мероприятия приглашаю вас ко мне, возражения не принимаю. Товарищи, сегодня у нас знаменательное событие, у нас в госпитале в первые проводится пушкинский литературный вечер, который подготовили с большим энтузиазмом наши товарищи, наши пациенты немцы. У нас сегодня много гостей, особенно хочу выделить товарища из прессы Алифтину… 
Дочь: Зотову. 
Девушка 5: Да, Алифтину Зотову. 
Дочь: Товарищи, давайте поприветствуем героя Советского союза, Маргариту Макарову. 
Девушка 5: Уважаемая Маргарита Васильевна, прежде чем мы начнём наш вечер, хочу попросить сказать вас пару слов о себе, о том как героями становятся. 
Девушка 6: Я даже и не знаю, что сказать… Я думаю стать героям не трудно, гораздо труднее стать героем своей судьбы, не сломится, не сдаться в трудных испытаниях выпадших на долю каждого из нас, я думаю, быть героем это несмотря не на что оставаться человеком, продолжать нести жизнь, свет, любовь, милосердие и прощение… Я даже не знаю, что ещё сказать 
Девушка 5: Спасибо, Маргарита Васильевна. 
Дочь: Молодец. 
Девушка 5: А теперь мы можем начинать наш вечер. Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт, ему и посвящается наш вечер. Первым номером в нашей программе, будет стихотворение «Цветок» написанное Александром Сергеевичем в 1828 году 
Чтец: Цветок засохший, безуханный, 
Забытый в книге вижу я; 
И вот уже мечтою странной 
Душа наполнилась моя: 
Где цвел? когда? какой весною? 
И долго ль цвел? и сорван кем, 
Чужой, знакомой ли рукою? 
И положен сюда зачем? 
На память нежного ль свиданья, 
Или разлуки роковой, 
Иль одинокого гулянья 
В тиши полей, в тени лесной? 
И жив ли тот, и та жива ли? 
И нынче где их уголок? 
Или уже они увяли, 
Как сей неведомый цветок? 
Дочь: Ты?! 
Фашист: Я, я так рад что вы живы. 
Дочь: Не могу сказать этого про тебя. 
Фашист: Я прошу простить меня, я принёс вам много горя, пожалуйста простите меня. 
Дочь: Я? Простить тебя? Незачто! 
Сцена мести. 
Девушка 5: Аля что с тобой? 
Дочь: Мамины последние слова: «Храни сердце своё, не копи злобу и ненависть, что бы не уподобится им». Я не понимала их, но теперь я знаю, что нужно делать, (поднимает фашиста с колен) я не хочу быть как вы, я прощаю вас(протягивает ему руку) 
Ребёнок 1: Учись прощать, молись за обижающих, зло побеждай лучом добра. 
Ребёнок 2: Иди без колебаний в стан прощающих, пока горит Голгофская звезда. 
Ребёнок 3: Учись прощать, когда душа обижена, и сердце, словно чаша горьких слёз. 
Ребёнок 4: И кажется, что доброта вся выжжена, ты вспомни, как прощал Христос! 
Ребёнок 5: Учись прощать, прощать не только словом, но всей душой, всей сущностью твоей. 
Ребёнок 6: Прощение рождается любовью, в борении молитвенных ночей. 
Ребёнок 3: Учись прощать, в прощение радость скрыта, великодушье лечит как бальзам. 
Ребёнок 1: Кровь на Кресте за всех пролита, учись прощать чтоб ты был проще сам. 
Звучит финальная песня: «За тебя Родина-Мать». 
Отходим в конец сцены на фотографию, идёт затемнение света. 
Поклон.