Сигарета - казнить, нельзя помиловать!
методическая разработка по естествознанию (10 класс) по теме

Материал содержит полный сценарий-разработку урока о вреде курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_o_kurenii.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сигарета:  «Казнить, нельзя помиловать».

 Или: «Казнить нельзя, помиловать».

(текст)

Преподаватель: Курение папирос, сигарет, трубки, а также жевание табака, использование нюхательного табака и курение кальяна  – ведет курильщика к зависимости от никотина, или к никотиновому отравлению. Беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие,  это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают это всерьез.

Леонардо да Винчи сказал: «Ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не имеешь об этом ясного представления».

Поэтому, мы, сегодня попытаемся разобраться в этом вопросе: «Курение – благо или зло?».

Сигарета:  «Казнить, нельзя помиловать». Или: «Казнить нельзя, помиловать». (Слайд №1).

Секретарь: Встать, суд идет.

Входит судья (проходит на свое место, садится).

Судья: Прошу, садиться. (Удар молотка).Слушается дело о пагубной привычке, представляющей собой одну из самых серьезных угроз для здоровья человека. Приводящей к стойким изменениям в органах и системах организма, становящейся причиной многих заболеваний и многочисленных случаев преждевременной смерти. Слово предоставляется обвиняемой. (Слайд №2).

Выносится муляж сигареты, читается стихотворение. (Слайд №3).

Сигарета: 

Мое имя - сигарета.

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом.

Очень многим я нужна.

Едким дымом проникаю.

Я в людей, чтоб их травить.

Пусть люди все узнают.

Как со мною им дружить.

Мозг и сердце я дурманю.

Молодым и старикам.

Независимо от знаний.

Скажем прямо - слабакам.

Я в чудесной упаковке.

У меня полно заслуг.

Прочитайте на коробке:

Стюардессе - Прима друг!

Я особенно стараюсь.

Молодого в сети брать.

В нем я силы исчерпаю.

Пусть покуривает брат.

Я живу уже столетие.

Не берут меня года...

Очень многим я нужна.

Судья: На сегодняшнем процессе присутствуют как сторонники, так  и противники обвиняемой. Давайте выслушаем все мнения  «ЗА» и «ПРОТИВ». (Удар молотка). Слово предоставляется доктору исторических наук, профессору Ф.И.О. и ведущему специалисту кафедры истории  Ф.И.О. (Слайд №4).

Профессор: История курения известна достаточно хорошо, однако до сих пор нет единого мнения относительно родины табака. Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. В одной из гробниц II тысячелетия до нашей эры найдены глиняный кальян и другие курительные принадлежности.  Фрески в индийских храмах изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений; сохранились и изображения специальных курительных трубок. Сходные по назначению трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируемых XXI–XVIII вв. до н. э. (Слайд №5-6).

Специалист: Другие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку. Считается, что табак выращивался ещё в VI веке до нашей эры. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба. Индейцы, почитавшие табак священным растением, преподнесли пачку сухих листьев Колумбу, обучив его заодно и способу их курить. (Слайд №7).В своих воспоминаниях он писал:

На экране слайд с фото Х.Колумба и голос за кадром читает текст. (Слайд №8).

 «Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем,  каждый делал из нее 3 - 4 затяжки, выпуская дым через ноздри».

Профессор: Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. (Слайд №9).

Специалист: В середине XVI в. табак распространяется по Западной Европе и Турции. В XVII в. он проникает в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. в мире уже нет ни одной страны, где бы он не «присутствовал». (Слайд №10).

Профессор.: Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. (Слайд №11).

Специалист: В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века начале XVII века  и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.  Но Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России. (Слайд №12).

Профессор: Одной из причин столь молниеносного распространения заморской привычки стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака. В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней. Екатерина Медичи считала табак лекарством и спасалась им от мигрени. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств. (Слайд №13).

Судья: Прошу, садиться. (Удар молотка). Слово предоставляется врачу-терапевту.

Врач: Чтобы понять, как  действует  курение на наш организм, послушайте, что говорит сердце курильщика (на экране сердце, за кадром голос): (Слайд №14).

"Мне так плохо, я так устало,

И нет уж больше сил, стучать,

Наверное, жить осталось мало...

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете.

Мы от куренья пропадем."

А теперь послушайте головной мозг (на экране головной мозг, за кадром голос): 

(Слайд №15).

"Иссушил меня проклятый злодей.

Нет больше светлых идей

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания и памяти нет-

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину-

Строг приговор:

За страсть к курению пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма».

А теперь давайте посмотрим фильм.

Просмотр  фильма о вреде курения на наш организм.

Преподаватель: Давайте сейчас попробуем провести небольшой эксперимент. Для этого мы пригласим одного желающего и попросим его надуть шарик (надувается шарик, который является аллегорией наших сосудов, при сжатии, т.е. происходит сужение сосудов, он лопается – тем самым мы показываем, что может произойти с нашими сосудами, при курении). (Слайд №16).

Судья: Прошу, садиться. (Стучит молотком). Слово предоставляется доценту кафедры неорганической химии Ф.И.О. и ведущему аналитику кафедры органического синтеза Ф.И.О.

Доцент: Следует сказать, что горящая сигарета является целой химической фабрикой в миниатюре. В табачном дыме содержатся более 4 тысяч различных веществ и соединений.

Давайте же тогда узнаем всю правду о химическом составе сигарет, табачного дыма и как каждая их составляющая действует на организм. Мы  расскажем  вам лишь о нескольких из них. (Слайд №17).

Аналитик: Никотин является естественным компонентом табачных растений и это наркотик и сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их функций. (Слайд №18).

Доцент: Смола – это все то, что содержится в табачном дыме, за исключением газов, никотина и воды. Содержащиеся в смоле вещества вызывают рак и другие заболевания легких, такие как паралич очистительного процесса в легких и повреждения альвеолярных мешочков. Они также снижают эффективность иммунной системы. (Слайд №19).

Аналитик: Канцерогены табачного дыма имеют разную химическую природу. Это бензол, кадмий, мышьяк, никель, хром, бериллий и другие. Более 40 различных канцерогенных, то есть вызывающих рак, веществ. (Слайд №20).

Доцент:  Нитрозамины – это группа канцерогенов, образующихся из алкалоидов табака. Они являются фактором злокачественных опухолей легких, пищевода, поджелудочной железы, ротовой полости у людей, потребляющих табак. (Слайд №21).

Аналитик: Угарный газ, присутствует  в высокой концентрации в сигаретном дыме. Его способность соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. В связи с этим мозг и мышцы (включая сердечную) не могут действовать в полную силу без достаточного поступления кислорода. Сердце и легкие должны работать с большей нагрузкой для того, чтобы компенсировать снижение поступления кислорода в организм. Угарный газ также повреждает стенки артерий и увеличивает риск сужения коронарных сосудов, что может привести к сердечным приступам. (Слайд №22).

Доцент:  Цианистый водород или синильная кислота оказывает прямое пагубное воздействие на организм человека. Развивается гипоксия тканей, что, среди прочего, может привести к понижению умственной и физической работоспособности, а также к более серьезным проблемам, таким как инфаркт миокарда. (Слайд №23).

Аналитик:  Акролеин, как и другие альдегиды, вызывает поражение нервной системы. Акролеин и формальдегид относятся к группе веществ, провоцирующих развитие астмы. (Слайд №24).

Доцент:  Оксиды азота содержатся в табачном дыме в довольно высоких концентрациях. Они могут вызывать повреждения в легких, ведущие к эмфиземе, понижают сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, вызывают расширение сосудов и снижение кровяного давления, могут приводить к кислородной недостаточности. (Слайд №25).

Аналитик:  И как вы уже догадались, этот список можно продолжать и продолжать. Мы рассказали о некоторых  составляющих сигарет и дыма табака — это опасные химические вещества для любого живого организма. Теперь вы знаете всю правду о табаке и только вам решать, что с этой информацией делать. (Слайд №26).

Преподаватель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для этого нам потребуются: две емкости, вода, сигарета, спички, резиновые трубки, зажимы.

Демонстрация, что происходит при курении с легкими.

Если бы легкие могли говорить, они сказали бы: (Слайд №27).

Ой, мы бедные, сожженные совсем.

Мы хотим спросить вас люди:

"А вы курите зачем?"

Нас полоний отравляет,

Никотин - нам страшный яд.

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет.

Чтобы стать здоровым вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий, чистый кислород,

чтобы газам ядовитым

НЕ давать нам больше вход!"

Судья: Прошу, садиться. (Стучит молотком). Слово предоставляется защитнику сигарет и курения в целом, а также его оппоненту.

Защитник курения:  Многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор С. В. Рахманинов и даже ученый-терапевт С. П. Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?

Противник курения:  Великий врач С. П. Боткин действительно был заядлым курильщиком. Но,  умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычке, не смог спасти и себя. (Слайд №28).

Судья: Прошу, садиться. (Стучит молотком). Слово предоставляется социологу Ф.И.О.

Социолог: Остроумное и довольно парадоксальное рассуждение есть на тему курения у известного нашего социолога, профессора, академика Российской академии образования  И.В. Бестужева-Лады. В своей книге «К школе ХХI века», он пишет, что если бы сигареты вместо неприятного запаха источали аромат роз и магнолий, вместо никотина содержали витамины, то есть подозрение, что тогда тяга к курению была гораздо ниже. А также, если бы родители и учителя начали вдруг (допустим на миг такое) навязывать детям курение, уговаривать их затянуться разочек- другой, эффект наверняка оказался бы прямо противоположным: все ребята нашли множество причин для отказа от курения. (Слайд №29).

Преподаватель: К огромному сожалению, сигарета стала идолом для современной молодежи! Проще увидеть курящего, чем некурящего. Молодые люди воспринимают сигарету как символ взрослости, они ошибочно предполагают, что курение делает их выше остальных, подобное поведение пропагандируется, а некурящие становятся мишенью для насмешек. Очень сложно в подростковом возрасте противостоять натиску сверстников: Что, слабо? Тебе уже 16! Слабак! Если раньше подростки стеснялись своей пагубной привычки, то сейчас наоборот, стараются афишировать свои пороки, гордятся ими. Они стараются быть как все, поддерживать стадный инстинкт придуманной моде. (Слайд №30).

В нашем техникуме мы провели анонимный опрос среди юношей и девушек. Было поставлено несколько вопросов. (Слайд №31).

Вопросы:

Для  девушек: Почему вы курите?

1. Это красиво и модно.

2. Так проще понравиться юношам.

3. Не курю.

Для юношей.

Вопрос первый: Почему вы курите?

1. Курение делает меня взрослее, мужественнее.

2. Все курят и я курю.

3. Не курю.

Вопрос второй: В вашей компании девушки курят? Как вы к этому относитесь?

1. Положительно.

2. Безразлично.

3. Отрицательно.

Вопрос третий: Девушка, с которой вы встречаетесь, курит? Как вы к этому относитесь?

1.Положительно.

2. Безразлично.

3. Отрицательно.

Вопрос четвертый: Хотели бы вы, чтобы ваша  супруга курила?

1. Да, конечно.

2.Мне все равно, ее дело.

3.Нет!

Зачитываются результаты опроса и одновременно выводятся на экран.

Судья: Прошу, садиться. (Стучит молотком). Слово предоставляется врачу-терапевту.

Врач: Подумайте о том, что вы сейчас услышали и увидели. Если вы считаете, что вред, наносимый курением вашему  здоровью,  маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует вас, - вы ошибаетесь! Курение и молодость  -  несовместимы. Юношеские  годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. (Слайд №32).Помните: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,5 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 лет; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6,5 лет.

Судья: Прошу, садиться. (Стучит молотком). Мы выслушали различные мнения. Пришло время вынести приговор. Сейчас секретарь подойдет к каждому из присутствующих здесь, и вы проголосуете: Сигарета:  «Казнить, нельзя помиловать». Или: «Казнить нельзя, помиловать». (Слайд №33).

Секретарь подходит к каждому из присутствующих, они кладут в импровизированную урну для голосования листы со своим выбором. В то время, пока судья обдумывает решение, идет ролик о вреде курения.

Судья: (Стучит молотком). Решением студентов группы ТЭ – 15, постановляю: Сигарета:  «Казнить, нельзя помиловать». Приговор привести в исполнение в зале суда!

Несколько студентов подходят к муляжу сигареты, мнут ее.

Преподаватель:  Каждый из нас должен задуматься и сделать правильный выбор. Идти по жизни с четким девизом:  В нашей жизни – нет места для сигареты!

Запомни: человек не слаб!

Рожден свободным, он не раб!

Сегодня вечером, как ляжем спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету!

И презирая сигарету,

Не стану ни за что курить!

Я – человек! Я должен жить!»

(Слайд №34-35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Ролевая игра по биологии 7 класса. Суд над мухами: " Казнить нельзя, помиловать"

Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коммуникативной компетенции. Благодаря ролевым играм, урок можно сделат...

программа курса "Казнить нельзя помиловать"

«Казнить нельзя помиловать..». Для пишущего пунктуационная ошибка, как и орфографическая, - это то, что мешает точно, правильно передать свои мысли и чувства тому, кто будет читать.  Писать и чит...

классный час КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

классный час построен по деятельностному методу  с опорой на программу "Мой выбор"...

Внеклассное занятие "Казнить нельзя помиловать"

Цель данного  внеклассного занятия: познакомить учащихся с различными точками зрениями на проблему смертной казни; со статистикой смертной  казни и судебных ошибок, а также дать возможность ...

«Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»...

Конспект урока в 6 классе "Казнить нельзя, помиловать, или зачем нужны знаки препинания?"

Урок организуется в соответствии с системно-деятельностным подходом в  обучении и с использованием современных образовательных технологий....