Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ«В здоровом теле – здоровый дух!»
    материал (5 класс)

    Курчавая Галина Владимировна

    ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ«В здоровом теле – здоровый дух!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_zdorovezberezhenyu.doc569.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск








    ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

    Подготовила и составила

    Учитель биологии,

    классный руководитель

                                                       Курчавая Г.В.

    Цели:

     - Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     - Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления

    здоровья и навыков здорового образа жизни.

    - Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,

                       санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.

                  - Представление всех возможностей школы для формирования психически

    здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

    Коррекционные:

    - Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и

    нормализацию нарушенных функций.

    Задачи:

       - Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

                        - Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

                        - Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья

     ребёнка.

    -Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную

     деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение

     здоровья.

                        - Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом

     и самим собой.

                       - Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения

    школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся.

    Коррекционные:

    -Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию

    мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

    -Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.

    Нормативно-правовая и документальная основа

    • Конституция РФ.
    • Конвенция о правах ребенка.
    • Закон об образовании.
    • ФГОС начального общего образования второго поколения.
    • СанПин.

    Педагогические средства.

    • Диагностика состояния здоровья
    • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
    • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
    • Программы учебных предметов (Биология», основы здорового образа жизни
    • Дни Здоровья
    • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и  оздоровительной работы.

    Функции различных категорий работников школы.

    1.Функции  медицинской службы школы:

    • проведение диспансеризации учащихся школы;
    • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;
    • выявление учащихся специальной медицинской  группы.

    2.Функции администрации:

    • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
    • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
    • организация преподавания вопросовздорового образа жизни через уроки биологии,окружающего мира, мероприятий по экологии;
    • организация и контроль уроков физкультуры;
    • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и работы спортивных секций;
    • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
    • организация работы классных руководителей, воспитателей  по программе здоровьесбережения  и ее контроль;
    • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
    • организация работы психологической  службы в школе.
    • 3.Функции классного руководителя, воспитателя:
    • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
    • организация и проведение профилактических работы с родителями;
    • организация встреч с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками, наркологами;
    • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
    • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
    • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

    Участниками программы являются:

                                               - учащиеся;

                                              - педагоги;

                                               - врач и медсестра (закрепленные за школой);

    - родители.



    Сроки и этапы реализации программы:

    І  этап      -   2016 – 2017уч. гг.

    ІІ этап      -   2017 – 2018 уч. гг.

    ІІІ этап    -   2018 – 2019 уч. гг.

    1 этап – подготовительный (1 год):

    • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к 

    вредным привычкам;

    • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
    • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

    2 этап – апробационый( 1 год):

    • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

    эффективных;

    • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
    • выполнение оздоровительных мероприятий.

    3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

    • сбор и анализ результатов выполнения программы;
    • коррекции деятельности.

     

    Модель личности ученика:

    По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.


    Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

    • Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
    • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
    • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
    • Правильная организация своей жизнедеятельности.
    • Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
    • Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
    • Потребность в самостоятельной двигательной активности.
    • Самоконтроль, личностное саморазвитие.
    • Творческая продуктивность.

    Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

    • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
    •  гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
    •  планомерная организация питания учащихся;
    •  совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;
    •  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

    Основные направления программы:

    • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
    • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
    • введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
    • обеспечение двигательной активности детей;
    • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры,  конкурсы рисунков, фотоснимков, плакатов, стихотворений, различные акции;
    • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия поэкологии);
    • широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
    • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.


    Наши действия.


           В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

    • Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
    • Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
    • Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
    • Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
    • Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат, спален на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
    • Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений, спален.
    • Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
    • Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.
    • Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
    • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
    • Способствовать созданию комфортной атмосферы в классных коллективах.

    Разнообразные формы работы:


    1.Учет состояния детей:

    • анализ медицинских карт;
    • определение группы здоровья;
    • учет посещаемости занятий;
    • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

    2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

    • организация работы спортивных секций, кружков.
    • проведение дополнительных уроков физической культуры;
    • динамические паузы;
    • организация спортивных перемен;
    • дни здоровья;
    • физкульминутка для учащихся.

    3.Урочная и внеурочная работа:

    • открытые уроки

    учителей физической культуры;

    • открытые классные и общешкольные

     мероприятия физкультурно-

     оздоровительной направленности;

    • спортивные кружки и секции:

    баскетбол, волейбол, футбол,

    легкая атлетика, шашки и шахматы,

    настольный теннис, плавание,

    греко-римская борьба, пулевая стрельба и др.

    Ожидаемые конечные результаты программы:

    Учащиеся и выпускники школы

    должны знать:

    1. Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
    2. О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
    3. О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

    должны уметь:

    1. Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
    2. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
    3. Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
    4. Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
    5. Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
    6. Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
    7. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
    8. Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

    должны иметь:

    1. Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
    2. Потребность соблюдения правил личной гигиены.
    3. Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
    4. Навыки позитивного отношения к людям.

    План работы по программе здоровьесбережения
    на 2016-2017 учебный год.


    Сентябрь

    1. Организация работы спортивных секций, кружков.
      2. Организация питания в школьной столовой.
      3. День здоровья: школьный осенний кросс.
      4. Оформление стенда «Курить – здоровью вредить»
      5. Лекторий для родителей «Режим дня школьника»
      6. Создание на школьном сайте странички «Здоровье»
      7. Физминутки (контроль, разработка комплексов).
      8. Введение в учебный план курса «Основы здорового образа жизни»
      9. Активный отдых с родителями (походы, прогулки)
      10.Организация дежурства по классам, спальням.
      11. Организация общественно-полезного труда.


    Октябрь

    1. Проверка состояния школьных кабинетов:

    соблюдение норм СаНПин, требований гигиены и здоровьесбережения.
    2. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой,

    на переменах (контроль).
    3. День здоровья: осенние старты.
    4. Конкурс на лучшее фото, посвященное пропаганде здорового образа жизни.

    Размещение лучших фото на сайте школы.
    5. Составление социологических карт по классам.
    6. Организация игр на переменах учителем.
    7. Работа спортивных кружков, секций (контроль).
    8. Обеспечение требований техники безопасности на уроках и во внеурочной деятельности

    (контроль).
    9. Проведение генеральной уборки класса, спален.

    Ноябрь

    1. Каникулы: «Оздоровительный отдых»(поход в лес, в парк и др. мероприятия). Освещение на школьном сайте.
    2. Конкурс рисунков «Я люблю спорт»
    3. День здоровья. «Веселые старты»
    4. Разучивание русских народных игр с учащимися.
    5. Турнир по шахматам (1-4 классы)
    6. Оформление стенда «Вредным привычкам – нет»
    7. Лекторий для родителей «Уроки физкультуры: нужны ли они школьнику?»
    8. Охват горячим питанием учащихся, калорийность блюд, нормы питания (контроль)

    Декабрь

    1. Подготовка и проведение лекции по проблеме

     своевременного предупреждения вирусных заболеваний «Гриппу – бой!»
    2. День здоровья: лыжные эстафеты.
    3. КВН, посвященный здоровому образу жизни.
    4. Строительство снежного городка.
    5. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
    6. Открытое воспитательное мероприятие «Полезные привычки»

    Январь

    1. Родительское собрание  о бережном отношении к здоровью.
    2. День здоровья: зимние забавы.
    3. Конкурс на лучший рисунок и фотоснимок  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие

    друзья» и «В здоровом теле – здоровый дух».
    4. Проведение конкурса на самый спортивный класс. (конкурсы, викторины, спортивное

    портфолио класса).
    5. Школьные соревнования по лыжным гонкам. Освещение результатов на информативном

    стенде, страничке «Здоровье».
    6. Витаминизация блюд.
    7. Профилактическая работа во время эпидемии гриппа.
    8. Проведение генеральной уборки класса, спален.


    Февраль
    1. Круглый стол для старшеклассников  «Почему дети и родители не всегда понимают друг

    друга».
    2. День здоровья: молодецкие утехи.
    3. Медицинский осмотр учащихся выездной бригадой медицинских работников.
    4. Участие в соревнованиях «Все на лыжню».
    5. Конкурс на лучшую страничку классного уголка, посвященную проблемам воспитания

    здорового образа жизни.
    6. Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:
    - определение группы здоровья;
    - занятость в спортивных секциях в школе.

    Март

    1. Витаминизация блюд.
      2. Беседа для родителей и учащихся «Школьник и компьютер»
      3. Конкурс плакатов «Мы за здоровы образ жизни».
      4. Организация активного отдыха на переменах (контроль)5. Организация и проведение «Здоровых состязаний» (1-4 классы)

    Апрель

    1. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой,

     на переменах (контроль)
    2. День здоровья в рамках «Всероссийского дня здоровья»
    3. Проведение мониторинга среди учащихся о результатах работы программы.
    4. Физзарядка. Организация активного отдыха на переменах (контроль)
    5. Проведение декады по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

    Май

    1. Круглый стол для родителей и учащихся «Полезно ли загорать?»
    2.Родительское собрание «Нам стоит подвести итог...»
    3. День здоровья: летние игры.
    4. Конкурс на лучший ответ (ВОПРОС - «Почему я выбираю здоровый образ жизни»).

    Размещение на школьном сайте.
    5. Беседа и оформление стенда «Правила безопасности на воде».
    6. Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.

    Размещение на страничке «Здоровье».


    Июнь
    1.Международный день защиты детей.

    2.Всемирный день защиты окружающей среды.

    3.Благоустройство школьной территории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

    Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

    Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

    Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

    Программа здоровьесбережения «В здоровом теле – здоровый дух!» (2013-2016 гг.)

    Программа здоровьесбережения«В здоровом теле – здоровый дух!»(2013-2016 гг.)...

    Разработка классного часа, приуроченного ко Всемирному Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух!"

    Данный классный час расскажет об истории возникновения праздника, способствует формированию интереса детей к здоровому образу жизни, воспитанию бережного отношения к собственному здоровью, побуди...

    Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

    Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...

    Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!

    Цель – пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:  Побеседовать с воспитанниками о здоровом образе жизниУбедить детей заниматься спортомФормировать негативное отн...