рабочая программа 15,09.2019 профориентация
рабочая программа (9 класс)

Галкина Елена Васильевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профориентация506.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

 

Рассмотрено

на методическом совете

протокол №_______

от  «___» ___________201__ г.

 

Принято

на педагогическом совете

протокол №_______.

«___» ___________ 201___ г.

 

             Утверждаю       

  директор  ___________/ Г.Г.Граховская

    «___» _________ 201___ г.

                                                                                                  Рабочая программа

по профориентации

«Выбери свой путь»

для учащихся 9 классов  на 2019-2020 учебный год

                                                                                                        (34 часа)

Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское».

Составитель: учитель

Галкина   Е.В

Пояснительная записка

Программа по профориентации разработана на основе государственных программ

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ:  

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; •        Закон Российской Федерации "Об  образовании" (в  ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования  (по профориентации), Министерство образования и науки РФ, 2010 год; 
  • Учебного плана МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 учебный год;
  • Календарного графика МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 год;.
  • Основной образовательной программа МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 учебный год;.

Основная  цель  программы:

Цели и задачи, содержание и организация преподавания курса

Задачи курса. Курс профориентация «Выбери свой путь» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.

  • Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
  • Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.

■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания — знания о самом себе.

Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:

получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);

развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой — практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.

Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала.

Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:

психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);

мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);

характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);

эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);

интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);

социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).

Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме лабораторно-практических занятий, включающих четыре основных этапа:

сообщение учащимся системы сведений об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда;

применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности;

использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;

обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.

Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.

Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценивания и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (например: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе профессиональных проб.

Оценка знаний. Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по обычной пятибалльной системе.

Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях.

Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств). Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры. Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов. Занятия обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.

1.Планируемые результаты освоения курса.

Ученики научатся знать и понимать:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
  • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
  • характеризовать группы предприятий региона проживания,
  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
  • анализировать свои возможности и предпочтения, с вязанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
  • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
  • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Ученики получат возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
  • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
  • Построение образовательных планов в области профессионального самоопределения
  • Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в у словиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
  • Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».
  • Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
  • Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.

II.Содержание учебного предмета изобразительное искусство: Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и  Калининградской  области». Знакомство с курсом. Внутренний мир человека и возможности его поведения. Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека. Многообразие мира профессий. Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.

Выявлять отличия интересов от склонностей. Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» ) Изучение понятия профессиональная пригодность Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии. Склонность и интересы в профессиональном выборе Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности»  Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в  профессиональной деятельности Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность Заочная экскурсия в учебные заведения Изучение понятия  темперамент, его типы и свойства Уметь различать виды темперамента Тестирование с целью определения типа темперамента Уметь охарактеризовать свой тип темперамента Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности

Влиянии характера на профессиональную  деятельность. Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию. Изучение понятия способностей, виды способностей Выявлять различия между общими и специальными способностями Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей Уметь описывать свои способности и склонности Определение  понятия «общение», виды Общения, конфликт Иметь представление о понятии «общение»  Возможности личности в профессиональной деятельности Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение. Определять тип поведения в конфликте Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами) Обобщение пройденного материала, работа в группах Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии  Темперамент в профессиональном становлении личности  Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций. Иметь представление о содержании и характере труда Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. Деятельности Уметь анализировать профессиональную деятельность. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа» Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе Иметь представление о тенденциях рынке труда. Человек в новых социально- экономических условиях Викторина «Мир профессией» Иметь представление о многообразии мира профессий Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система» Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа)Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры Иметь представление о видах карьеры. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ» Изучение понятия профессиональной пригодности Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам Иметь представление о основных правилах ведения переговоров Составление личностного профессионального плана  Определить цели составления резюме, виды  и правила написания Понимать цели составления резюме.  Посещение выставок «Балтик – Экспо»Изучить основные законы делового стиля  Знать основы делового стиля в одежде Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии Обобщение материала Оперировать основными понятиями по пройденному курсу

Календарно-тематическое планирование курса  «Профориентация» в параллели  9-х классов.

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и  Калининградской  области»

1

2

Внутренний мир человека и возможности его поведения

1

3

Многообразие мира профессий. Типичные ошибки при выборе профессии

1

4

Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» )

1

5

Склонность и интересы в профессиональном выборе

1

6

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек»

2

7

Заочная экскурсия в учебные заведения

5

8

Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию

4

9

Возможности личности в профессиональной деятельности.

1

10

Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами)

1

11

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

2

12

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

1

13

Темперамент в профессиональном становлении личности  

2

14

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа»

2

15

Человек в новых социально- экономических условиях

1

16

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система»

1

17

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа)

1

18

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ»

2

19

Составление личностного профессионального плана

1

20

Посещение выставок «Балтик – Экспо»

3

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по профориентации

Рабочая программа курса по профориентации предназначена для классных руководителей или учителей , ведущих профориентационную работу. Содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утв...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности профориентация «Маршрут в мир профессий»

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельносмти профориентация "Маршрут в мир профессий"...

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.

Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ. На обучение отводится 17часов.Курс рассчитан помочь старшеклас...