рабочая программа 15,09.2019 профориентация
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на методическом совете протокол №_______ от «___» ___________201__ г.
| Принято на педагогическом совете протокол №_______. «___» ___________ 201___ г.
| Утверждаю директор ___________/ Г.Г.Граховская «___» _________ 201___ г. |
Рабочая программа
по профориентации
«Выбери свой путь»
для учащихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
(34 часа)
Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское».
Составитель: учитель
Галкина Е.В
Пояснительная записка
Программа по профориентации разработана на основе государственных программ
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (по профориентации), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;
- Учебного плана МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 учебный год;
- Календарного графика МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 год;.
- Основной образовательной программа МБОУ«СОШ п. Нивенское» на 2019/2020 учебный год;.
Основная цель программы:
Цели и задачи, содержание и организация преподавания курса
Задачи курса. Курс профориентация «Выбери свой путь» призван помочь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве будущей карьеры.
- Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
- Содержание и организация преподавания курса. Курс включает в себя теоретическую и практическую части.
■ Развивающая психологическая диагностика. Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания — знания о самом себе.
Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:
получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);
развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой — практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии.
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования образа «Я» в профессии и профессионального самосознания, органически соотносясь с содержанием изучаемого материала.
Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирована на их диагностику:
психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);
мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);
характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности: к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и своеобразия интеллектуальной деятельности);
социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме лабораторно-практических занятий, включающих четыре основных этапа:
сообщение учащимся системы сведений об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда;
применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности;
использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнить упражнения по развитию соответствующего свойства;
обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.
Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в терминах «хороший», «плохой». Учащимся сообщается о том, что соответствующая форма работы предназначена только для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.
Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующего самостоятельного оценивания и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации выступает исключительно каждый конкретный учащийся.
Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями (например: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т. п.). Этот метод в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе профессиональных проб.
Оценка знаний. Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по обычной пятибалльной системе.
Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях.
Решить эту проблему помогает рабочая тетрадь по предмету, который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств). Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры. Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив тетрадь, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальной консультации и профконсультационных часов. Занятия обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.
1.Планируемые результаты освоения курса.
Ученики научатся знать и понимать:
- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
- разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
- характеризовать группы предприятий региона проживания,
- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
- анализировать свои возможности и предпочтения, с вязанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Ученики получат возможность научиться:
- предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
- анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
- Построение образовательных планов в области профессионального самоопределения
- Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в у словиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
- Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».
- Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
- Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
II.Содержание учебного предмета изобразительное искусство: Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и Калининградской области». Знакомство с курсом. Внутренний мир человека и возможности его поведения. Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека. Многообразие мира профессий. Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности.
Выявлять отличия интересов от склонностей. Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» ) Изучение понятия профессиональная пригодность Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии. Склонность и интересы в профессиональном выборе Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности» Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность Заочная экскурсия в учебные заведения Изучение понятия темперамент, его типы и свойства Уметь различать виды темперамента Тестирование с целью определения типа темперамента Уметь охарактеризовать свой тип темперамента Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности
Влиянии характера на профессиональную деятельность. Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию. Изучение понятия способностей, виды способностей Выявлять различия между общими и специальными способностями Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей Уметь описывать свои способности и склонности Определение понятия «общение», виды Общения, конфликт Иметь представление о понятии «общение» Возможности личности в профессиональной деятельности Тестирование по методике Томаса, КОС, демонстрационное упражнение. Определять тип поведения в конфликте Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами) Обобщение пройденного материала, работа в группах Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии Темперамент в профессиональном становлении личности Изучить различные виды разделения труда, специализации трудовых функций. Иметь представление о содержании и характере труда Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. Деятельности Уметь анализировать профессиональную деятельность. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа» Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе Иметь представление о тенденциях рынке труда. Человек в новых социально- экономических условиях Викторина «Мир профессией» Иметь представление о многообразии мира профессий Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система» Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа)Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры Иметь представление о видах карьеры. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ» Изучение понятия профессиональной пригодности Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам Иметь представление о основных правилах ведения переговоров Составление личностного профессионального плана Определить цели составления резюме, виды и правила написания Понимать цели составления резюме. Посещение выставок «Балтик – Экспо»Изучить основные законы делового стиля Знать основы делового стиля в одежде Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование Индивидуальный план выбора профессии Обобщение материала Оперировать основными понятиями по пройденному курсу
Календарно-тематическое планирование курса «Профориентация» в параллели 9-х классов.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Знакомство с «Образовательной картой Калининграда и Калининградской области» | 1 |
2 | Внутренний мир человека и возможности его поведения | 1 |
3 | Многообразие мира профессий. Типичные ошибки при выборе профессии | 1 |
4 | Секрет выбора профессии («хочу. могу. надо» ) | 1 |
5 | Склонность и интересы в профессиональном выборе | 1 |
6 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» | 2 |
7 | Заочная экскурсия в учебные заведения | 5 |
8 | Встреча с интересными людьми влюбленными в свою профессию | 4 |
9 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | 1 |
10 | Социальные проблемы труда («надо») , (работа с вопросами) | 1 |
11 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 2 |
12 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» | 1 |
13 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 |
14 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек природа» | 2 |
15 | Человек в новых социально- экономических условиях | 1 |
16 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек знаковая система» | 1 |
17 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу (беседа) | 1 |
18 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек художественный образ» | 2 |
19 | Составление личностного профессионального плана | 1 |
20 | Посещение выставок «Балтик – Экспо» | 3 |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по профориентации
Рабочая программа курса по профориентации предназначена для классных руководителей или учителей , ведущих профориентационную работу. Содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»
Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности профориентация «Маршрут в мир профессий»
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельносмти профориентация "Маршрут в мир профессий"...
Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.
Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ. На обучение отводится 17часов.Курс рассчитан помочь старшеклас...