Урок литературы
план-конспект урока (9 класс)
Урок литературы 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 161.24 КБ |
konspekt_uroka.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Должность: учитель русского языка и литературы
Тема: Диалог со временем (Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Тип: урок усвоения новых знаний
Цель:
-познакомить с историей создания и исторической основой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Задачи:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Ход урока
1.Мобилизующее начало. Здравствуйте ребята. Какое у вас сегодня настроение? У нас сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем их.
2. Работа с эпиграфом. На доске написан эпиграф. Прочитайте его, соблюдая интонацию.
«Гоголь — огромный талант, прекрасное сердце
и большой, несмелый, робкий ум». Л.Н.Толстой
3.Подведение к теме урока: Почему именно этот эпиграф я взяла сегодня к уроку?
- На прошлом уроке мы изучали жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Дома вы должны были прочитать о нем статью. И сейчас проверим домашнее задание. (Вопросы за экраном)
- Когда родился Н.В.Г.?
-Где прошло его детство?
-Кем был отец Н.В.Г.?
-С какими известными писателями был знаком Н.В.Г.?
- В каком году приходит известность к Н.В.Г.?
- Какие произведения написал Н.В.Г.?
А сегодня на уроке мы начнем знакомится с еще одной повестью Н.В.Г., которая называется «Тарас Бульба»
2) Определение темы, целей урока.
- Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4.История создания повести Гоголя «Тарас Бульба»:
Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью.
5. Работа с видеофрагментом из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»
1) Просмотр видеофрагмента
- События, которые происходят в данной повести, являются современными или относятся к истории?
- По каким признакам вы это определили?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока Н.В.Гоголь «Историческая основа повести «Тарас Бульба»
6.Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
- Действительно, события этой повести уходят в далёкое прошлое, поэтому Гоголь, прежде чем написать повесть, изучил ряд исторических документов, прочитал летописи и познакомился с обычаями казаков.
1) Самостоятельная работа.
Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы.
1) Где происходят события повести?
2) В каких веках происходит действие в повести?
3) Какое событие составляет основу повести?
4) Кто такие казаки?
5) Что представляла собой Запорожская Сечь?
6) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?
События, изображённые Гоголем в повести, происходят на Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).
Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.
Казаки (русск. — казáк; укр. — козáк; Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина» «Малороссийские песни».
- Проверка первичного восприятия (ответы обучающихся на вопросы)
7.Физминутка
8.Определение жанрового своеобразия произведения.
1) Работа над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):
- Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» - повесть?
- Что такое повесть?
2) Запись определения (см. словарь терминов)
Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.
3) Определение вида повести.
- Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.
Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.
Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
9.Тестирование
1) Самостоятельная работа учащихся
Тест «Историческая основа повести»
- Гоголь работал над повестью:
А С 1820 года
Б С 1840 года
В С 1830 года
- Впервые повесть была опубликована в:
А В 1825 году
Б В 1835 году
В В 1845 году.
- Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:
А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.
Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.
В Освободительная война уральских казаков против немецких захватчиков.
- Где происходят события повести:
А В России
Б На Украине
В В Турции
- Кто такие казаки?
А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.
Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием.
В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.
- Запорожская Сечь - это…
А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.
Б Сбор казаков для проведения военных учений
В Место на Украине, где проживали казаки.
- Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:
А романтическая повесть;
Б фантастическая повесть;
В историческая повесть.
- Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)
А «Запорожская старина» И.И.Срезневского.
Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П.
В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича.
Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н.
Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем
2) Взаимопроверка
3) Анализ полученных результатов
- как отражаются основные события повести «Тарас Бульба» (для тех, кто прочёл повесть).
10.Домашнее задание: прочитать 1-3 главы
11.Подведение итогов
12.Рефлексия
События, изображённые Гоголем в повести, происходят на Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).
Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.
Казаки (русск. — казáк; укр. — козáк; Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина» «Малороссийские песни».
События, изображённые Гоголем в повести, происходят на Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).
Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.
Казаки (русск. — казáк; укр. — козáк; Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.
В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина» «Малороссийские песни».
Тест «Историческая основа повести»
- Гоголь работал над повестью:
А С 1820 года
Б С 1840 года
В С 1830 года
- Впервые повесть была опубликована в:
А В 1825 году
Б В 1835 году
В В 1845 году.
- Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:
А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.
Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.
В Освободительная война уральских казаков против немецких захватчиков.
- Где происходят события повести:
А В России
Б На Украине
В В Турции
- Кто такие казаки?
А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.
Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России.
В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.
- Запорожская Сечь - это…
А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.
Б Сбор казаков для проведения военных учений
В Место на Украине, где проживали казаки.
- Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:
А романтическая повесть;
Б фантастическая повесть;
В историческая повесть.
- Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)
А «Запорожская старина».
Б «Украина в 15 веке»
В «Украинские песни»
Украина
сечь
казак
Тарас Бульба
Гоголь
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Морфологический разбор союза»
(учебник М.Баранова, Т.Ладыженской
Тема урока « Морфологический разбор союза»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
- совершенствовать умения и навыки:
- обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
- определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
- учить производить морфологический разбор союза.
Развивающие:
- развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.
2.Проверка аппаратов.
-Алеша, у тебя есть аппарат?
-Алина, какое сегодня число?
_Артем, кто сегодня дежурный?
3. Речевая разминка. Прочитайте предложение, соблюдая интонацию.
Человек питается хлебом, но сначала нива питается его трудом.
Нива - большое поле, возделанное и засеянное человеком. Также нивой называют плодородное поле.
- К какой части речи относится слово НО?
- Какая тема урока будет?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- сначала вспомним, что знаем о союзе, для этого выполним тестовое задание.
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте
1. В русском языке есть самостоятельные и … части речи. (служебные)
3. Союз – это……………………..часть речи
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… (простыми)
6. Союзы связывают…………………………………. (однородные члены предложения и простые предложения в СП)
9.Союзы БЫВАЮТ ______________ __________________________
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
- Сегодня на уроке на предстоит повторить все по теме союз и вспомнить морфологический разбор. Вернемся к нашему предложению и выполним синтаксический разбор.
- а теперь вспомним морфологический разбор союза
Работа с учебником. Сравнить план морфологического разбора союза. Упр. 342
4. Физминутка
Если сочинительный союз – правую руку, подчинительный – левую.
5. работа по карточкам
1 задание: Подчеркнуть грамматическую основу, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)
Ребята очень устали и разошлись по домам.
Взошла луна, когда мы подошли к реке.
Футболисты вышли на поле, и игра началась.
6. ► Итоги урока.
─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи..
Домашнее задание. П.60, упр.341
► Выставление оценок.
Рефлексия:
Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему настроению
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
ТЕСТ-ЗАДАНИЕ
1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.
2. Союз – ______________________ часть речи.
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.
4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.
5.Союзы связывают _____________________,_________________.
6. Союзы бывают________________ и ______________________.
ТЕСТ-ЗАДАНИЕ
1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.
2. Союз – ______________________ часть речи.
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.
4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.
5.Союзы связывают _____________________,_________________.
6. Союзы бывают________________ и ______________________.
ТЕСТ-ЗАДАНИЕ
1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.
2. Союз – ______________________ часть речи.
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.
4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.
5.Союзы связывают _____________________,_________________.
6. Союзы бывают________________ и ______________________.
ТЕСТ-ЗАДАНИЕ
1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.
2. Союз – ______________________ часть речи.
3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.
4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.
5.Союзы связывают _____________________,_________________.
6. Союзы бывают________________ и ______________________.
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)
Ребята очень устали и разошлись по домам.
Взошла луна когда мы подошли к реке.
Футболисты вышли на поле и игра началась.
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)
Ребята очень устали и разошлись по домам.
Взошла луна когда мы подошли к реке.
Футболисты вышли на поле и игра началась
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)
Ребята очень устали и разошлись по домам.
Взошла луна когда мы подошли к реке.
Футболисты вышли на поле и игра началась
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)
Ребята очень устали и разошлись по домам.
Взошла луна когда мы подошли к реке.
Футболисты вышли на поле и игра началась
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
Д.З. КАРТОЧКА
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и воздух пахнет весной.
А
НО
ЧТО
ЕСЛИ
И
ПОТОМУ ЧТО
КОГДА
ДА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....