Урок литературы
план-конспект урока (9 класс)

Кузнецова Елена Викторовна

Урок литературы 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx161.24 КБ
Файл konspekt_uroka.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема: Диалог со временем (Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель: 

-познакомить с историей создания и исторической основой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;  

-извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

Ход урока

1.Мобилизующее начало. Здравствуйте ребята. Какое у вас сегодня настроение? У нас сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем их.

2. Работа с эпиграфом. На доске написан эпиграф. Прочитайте его, соблюдая интонацию.

«Гоголь — огромный талант, прекрасное сердце

и большой, несмелый, робкий ум». Л.Н.Толстой

3.Подведение к теме урока: Почему именно этот эпиграф я взяла сегодня к уроку?

  1. На прошлом уроке мы изучали жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Дома вы должны были прочитать о нем статью. И сейчас проверим домашнее задание. (Вопросы за экраном)

- Когда родился Н.В.Г.?

-Где прошло его детство?

-Кем был отец Н.В.Г.?

-С какими известными писателями был знаком Н.В.Г.?

- В каком году приходит известность к Н.В.Г.?

- Какие произведения написал Н.В.Г.?

А сегодня на уроке мы начнем знакомится с еще одной повестью Н.В.Г., которая называется «Тарас Бульба»

2) Определение темы, целей урока.

- Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

4.История создания повести Гоголя «Тарас Бульба»:

Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью.

5. Работа с видеофрагментом из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

1) Просмотр видеофрагмента

- События, которые происходят в данной повести, являются современными или относятся к истории?

- По каким признакам вы это определили?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока Н.В.Гоголь «Историческая основа повести «Тарас Бульба»

6.Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

- Действительно, события этой повести уходят в далёкое прошлое, поэтому Гоголь, прежде чем написать повесть, изучил ряд исторических документов, прочитал летописи и познакомился с обычаями казаков.

1) Самостоятельная работа.

Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы.

1) Где происходят события повести?

2) В каких веках происходит действие в повести?

3) Какое событие составляет основу повести?

4) Кто такие казаки?

5) Что представляла собой Запорожская Сечь?

6) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?

События, изображённые Гоголем в повести, происходят на  Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

Казаки (русск. — казáкукр. — козáк;  Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего ПоволжьяПредуралья, современного КазахстанаСибири и Дальнего Востока.

В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина»   «Малороссийские песни».

  1. Проверка первичного восприятия (ответы обучающихся на вопросы)

7.Физминутка

8.Определение жанрового своеобразия произведения.

1) Работа над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):

- Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» - повесть?

- Что такое повесть?

2) Запись определения (см. словарь терминов)

Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.

3) Определение вида повести.

- Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.

Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.

Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

9.Тестирование

1) Самостоятельная работа учащихся

Тест «Историческая основа повести»

  1. Гоголь работал над повестью:

А С 1820 года

Б С 1840 года

В С 1830 года

  1. Впервые повесть была опубликована в:

А В 1825 году

Б В 1835 году

В В 1845 году.

  1. Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.

Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.

В Освободительная война уральских казаков против немецких захватчиков.

  1. Где происходят события повести:

А В России

Б На Украине

В В Турции

  1. Кто такие казаки?

А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.

Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием.

В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

  1. Запорожская Сечь - это…

А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.

Б Сбор казаков для проведения военных учений

В Место на Украине, где проживали казаки.

  1. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

А романтическая повесть;

Б фантастическая повесть;

В историческая повесть.

  1. Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)

А «Запорожская старина» И.И.Срезневского.

Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П.

В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича.

Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н.

Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем

2) Взаимопроверка

3) Анализ полученных результатов

- как отражаются основные события повести «Тарас Бульба» (для тех, кто прочёл повесть).

10.Домашнее задание: прочитать 1-3 главы

11.Подведение итогов

12.Рефлексия

События, изображённые Гоголем в повести, происходят на  Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

Казаки (русск. — казáкукр. — козáк;  Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего ПоволжьяПредуралья, современного КазахстанаСибири и Дальнего Востока.

В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина»   «Малороссийские песни».

События, изображённые Гоголем в повести, происходят на  Украине в 15-17 веках. События, которые составляют основу повести -Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

Казаки (русск. — казáкукр. — козáк;  Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего ПоволжьяПредуралья, современного КазахстанаСибири и Дальнего Востока.

В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, исторические работу «Запорожская старина»   «Малороссийские песни».

Тест «Историческая основа повести»

  1. Гоголь работал над повестью:

А С 1820 года

Б С 1840 года

В С 1830 года

  1. Впервые повесть была опубликована в:

А В 1825 году

Б В 1835 году

В В 1845 году.

  1. Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.

Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.

В Освободительная война уральских казаков против немецких захватчиков.

  1. Где происходят события повести:

А В России

Б На Украине

В В Турции

  1. Кто такие казаки?

А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.

Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России.

В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

  1. Запорожская Сечь - это…

А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.

Б Сбор казаков для проведения военных учений

В Место на Украине, где проживали казаки.

  1. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

А романтическая повесть;

Б фантастическая повесть;

В историческая повесть.

  1. Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)

А «Запорожская старина».

Б «Украина в 15 веке»

В «Украинские песни»

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpghttp://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Украина

 сечь

казак

Тарас Бульба

Гоголь



Предварительный просмотр:

       

Урок русского языка в 9 классе по теме

«Морфологический разбор союза»

(учебник М.Баранова, Т.Ладыженской

                                                 

Тема урока « Морфологический разбор союза»

            Тип  урока: повторительно-обобщающий

           Задачи урока:

            Обучающие:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
  • совершенствовать умения и навыки:
  • обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
  • определять вид сложного предложения, различать ССП  и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  • правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
  • учить производить морфологический разбор союза.

Развивающие:

  • развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

ХОД   УРОКА

1. Орг.момент.

     Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.

2.Проверка аппаратов.

-Алеша, у тебя есть аппарат?

-Алина, какое сегодня число?

_Артем, кто сегодня дежурный?

3. Речевая разминка. Прочитайте предложение, соблюдая интонацию.

Человек питается хлебом, но сначала нива питается его трудом.

Нива -   большое поле, возделанное и засеянное человеком. Также нивой называют плодородное поле.

- К какой части речи относится слово НО?

- Какая тема урока будет?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- сначала вспомним, что знаем о союзе, для этого выполним тестовое задание.

3. Фронтальный опрос.                

                                      ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте

          1. В русском языке есть самостоятельные  и …  части речи. (служебные)

3. Союз – это……………………..часть речи

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… (простыми)

6. Союзы связывают…………………………………. (однородные члены предложения и простые предложения в СП)

9.Союзы БЫВАЮТ ______________  __________________________

II  этап:  На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

- Сегодня на уроке на предстоит повторить все по теме союз и вспомнить морфологический разбор. Вернемся к нашему предложению и выполним синтаксический разбор.

- а теперь вспомним морфологический разбор союза

Работа с учебником. Сравнить план морфологического разбора союза. Упр. 342

               

4. Физминутка

Если сочинительный союз – правую руку, подчинительный – левую.

5. работа по карточкам

1 задание: Подчеркнуть грамматическую основу, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)

Ребята очень устали и разошлись по домам.

Взошла луна, когда мы подошли к реке.

Футболисты вышли на поле, и игра началась.

6. ► Итоги урока.

─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи.

 Домашнее задание. П.60, упр.341

► Выставление оценок.

Рефлексия:

Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему настроению

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.

2. Союз – ______________________ часть речи.

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.

4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.

5.Союзы связывают _____________________,_________________.

6. Союзы бывают________________ и ______________________.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.

2. Союз – ______________________ часть речи.

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.

4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.

5.Союзы связывают _____________________,_________________.

6. Союзы бывают________________ и ______________________.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.

2. Союз – ______________________ часть речи.

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.

4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.

5.Союзы связывают _____________________,_________________.

6. Союзы бывают________________ и ______________________.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

1. В русском языке есть самостоятельные и _______части речи.

2. Союз – ______________________ часть речи.

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются____________.

4. Союзы, состоящие из нескольких слов, называются_________.

5.Союзы связывают _____________________,_________________.

6. Союзы бывают________________ и ______________________.

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)

Ребята очень устали и разошлись по домам.

Взошла луна  когда мы подошли к реке.

  Футболисты вышли на поле  и игра началась.

   

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)

Ребята очень устали и разошлись по домам.

Взошла луна  когда мы подошли к реке.

  Футболисты вышли на поле  и игра началась

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)

Ребята очень устали и разошлись по домам.

Взошла луна  когда мы подошли к реке.

  Футболисты вышли на поле  и игра началась

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, расставить знаки препинания, определить вид союза (сочинительный, подчинительный)

Ребята очень устали и разошлись по домам.

Взошла луна  когда мы подошли к реке.

  Футболисты вышли на поле  и игра началась

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

Д.З. КАРТОЧКА

Задание:  Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

       Пригрело  солнышко, и  воздух пахнет весной.

А

НО

ЧТО

ЕСЛИ

И

ПОТОМУ ЧТО

КОГДА

ДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....