рабочая программа по изо 2020г
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Ермолаева Валентина Алексеевна

Пояснительная  записка.

     Рабочая  программа  составлена  на  основе  авторской  программы  основного  общего  образования по  учебному  предмету «Изобразительное искусство»  разработанной   в   соответствии   с   федеральным      государственным  образовательным     стандартом основного  общего  образования  второго поколения  авторским    коллективом    в   составе

Т.Я. Шпикаловой,  Л.В. Ершовой, Г.А. Поровской,  Н.Р. Макаровой,

А.Н. Щировой - Москва,  Просвещение,  2020.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области

Рассмотрено на заседании                                            Утверждаю «____»___________2019г.

Педагогического совета школы                                       Директор _______Гурьянова Л.А.

протокол № 5

«29» августа 2019г.

Рабочая программа

по   изобразительному  искусству                                                                                    5-7  класс

на 2019-2020 учебный год

                                                                                           

   Разработала: Ермолаева Валентина Алексеевна

                             учитель географии,1 кв. категории.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области

Рассмотрено на заседании                                   Утверждаю    «1» сентября 2019г.            

методического совета школы                              Директор _______Гурьянова Л.А.

протокол №  5

«29»августа  2019г.

Рабочая программа

по   изобразительному  искусству                                                                                    5-7 класс

на 2019-2020 учебный год

                                                                                           

   Разработал: Ермолаева Валентина Алексеевна,

                             учитель географии.

Пояснительная  записка.

     Рабочая  программа  составлена  на  основе  авторской  программы  основного  общего  образования по  учебному  предмету «Изобразительное искусство»  разработанной   в   соответствии   с   федеральным      государственным  образовательным     стандартом основного  общего  образования  второго поколения  авторским    коллективом    в   составе

Т.Я. Шпикаловой,  Л.В. Ершовой, Г.А. Поровской,  Н.Р. Макаровой,

А.Н. Щировой - Москва,  Просвещение,  2020.

      Учебный  предмет «Изобразительное искусство» имеет  интегрированный  характер,  включает  основы  разных  видов  визуально – пространственных  искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру,  народное  и  декоративно – прикладное  искусство,  изображение  в  зрелищных  и  экранных  искусствах.

     «Изобразительное искусство»  в  основной  школе  является  базовым  предметом.  Его  уникальность  и  значимость определяются  нацеленностью  на  развитие  художественных  способностей  и  творческого  потенциала  ребёнка, на формирование  ассоциативно – образного  и  пространственного мышления, интуиции,  одномоментного  восприятия  сложных  объектов  и  явлений, эмоционального  оценивания,  способности  к  парадоксальным  выводам, к познанию  мира  через  чувства  и  эмоции.

     Изобразительное искусство, направленное  на  развитие  эмоционально – образного, художественного  типа  мышления, совместно  с  предметами  учебной  программы,  нацеленными  в  основном  на  развитие  рационально – логического  типа  мышления, обеспечивает  становление  целостного  мышления  растущего  человека.

     Содержание  курса  учитывает  возрастные  роли  визуального  образа  как  средства  познания,  коммуникации  и  профессиональной  деятельности  в  условиях  современности.

Цель  курса – развитие  визуально – пространственного  мышления  учащихся  как  формы  эмоционально – ценностного, эстетического  освоения  мира, дающего  возможность  самовыражения  и  ориентации в художественном, нравственном  пространстве  культуры.

Задачи  курса:

-  формирование  опыта  смыслового  и  эмоционально – ценностного  восприятия  визуального  образа  реальности  и  произведений  искусства;

-  обеспечение  условий  понимания  эмоционального  и  аксиологического  смысла  визуально – пространственной  формы;

- освоение  художественной  культуры  как  формы  материального  воплощения  духовных  ценностей, выраженных  в  пространственных  формах;

-  развитие  творческого  опыта, предопределяющего  способности  к  самостоятельным  действиям  в  ситуации  неопределённости;

-  формирование  активного  отношения  к  традициям  культуры  как  смысловой,  эстетической  и  личностно – значимой  ценности;

-  воспитание  уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества, отражённой  в  его  изобразительном  искусстве, архитектуре, национальных  образах  предметно – материальной  и  пространственной  среды;

 - развитие  способности  ориентироваться  в  мире  современной  художественной  культуры;

-  овладение  средствами  художественного  изображения;

-  овладение  основами  практической  творческой  работы  с  различными  художественными  материалами  и  инструментами.

2. Общая  характеристика  учебного  предмета  «Изобразительное  искусство».

  Учебный  материал  представлен  в  программе  блоками, отражающими  деятельностный  характер  и  коммуникативно – нравственную  сущность  художественного  образования: «Роль  искусства  и  художественной  деятельности  в  жизни  человека  и  общества», «Духовно – нравственные  проблемы  жизни  и  искусства»,  «Язык  пластических  искусств  и  художественный  образ»,  «Виды  и  жанры  пластических  искусств».

Специфика  подобного  деления  на  блоки  состоит  в  том, что  первый  блок  раскрывает  содержание  учебного  материала, второй – намечает  эмоционально – ценностную  направленность  тематики  заданий, третий – даёт  инструментарий  для  его  практической  реализации, четвёртый – содержит  виды  и  жанры  художественной  деятельности, в которых  школьник  может  получить  художественно – творческий  опыт. Все  блоки  об  одном  и  том  же,  но  раскрывают  разные  стороны  искусства:  типологическую,  ценностно – ориентационную, языковую  и  деятельностную.  Они  (все  вместе)  в  разной  мере  присутствуют  практически  на  каждом  уроке.  Поэтому  распределение  часов  в  программе  условно, оно  лишь  расставляет  акценты, но  не  абсолютизирует  необходимость  уложить  данную  тему  в  заявленные  часы, так  как  на  практике  в  каждой  теме  пересекаются  все  стороны  искусства.  В  комплексе  все  блоки  направлены  на  решение  задач  общего  художественного  образования  и  воспитания.

    Место  предмета  «Изобразительное  искусство»  в    учебном  плане.

 Учебный  предмет  «Изобразительное  искусство»  является  необходимым  компонентом  общего  образования  школьников.

  Учебной  план  образовательного  учреждения  на  этапе  основного  общего  образования  включает  105  часа  для  обязательного  изучения  предмета  «Изобразительное  искусство»  в  5 – 7  классах.  Занятия  проводятся  1  раз  в  неделю.

   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного  предмета  «Изобразительное искусство».                                                                                Представленная  программа  обеспечивает  достижение  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов.                                                                                                             Личностные  результаты:                                                                                                                                - воспитание  российской  гражданской  идентичности,  патриотизма, любви  и  уважения  к  Отечеству, чувства  гордости  за  свою  Родину, прошлое  и  настоящее  многонационального  народа  России;  осознание  своей  этнической  принадлежности,  знание  истории,  языка,  культуры  своего  народа, своего  края, основ  культурного  наследия  народов  России  и  человечества  усвоение  гуманистических, демократических  и  традиционных  ценностей  многонационального  российского  общества;  воспитание  чувства  ответственности  и  долга  перед  Родиной;                                                                              - формирование  ответственного  отношения  к  учению, готовности  и  способности  обучающихся  к  саморазвитию  и  самообразованию  на  основе  мотивации к обучению  и  познанию, осознанному  выбору  и  построению  дальнейшей  индивидуальной  траектории  образования  на  базе  ориентировки  в  мире  профессий  и  профессиональных  предпочтений  с  учётом  устойчивых  познавательных  интересов, а также  на  основе  формирования  уважительного  отношения  к  труду, развития  опыта  участия  в  социально – значимом  труде;                                                                                                 -  формирование  целостного  мировоззрения,  соответствующего  современному  уровню  развития  науки  и  общественной  практики, учитывающего  социальное,  культурное, языковое,  духовное  многообразие  современного  мира;                                                                         - формирование  осознанного, уважительного  и  доброжелательного  отношения  к  другому  человеку,  его  мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,  гражданской  позиции, к истории,  культуре, религии, традициям, языкам, ценностям  народов  России  и  народов  мира;  готовности  и  способности  вести  диалог  с  другими  людьми  и  достигать  в  нём  взаимопонимания;

-  освоение  социальных  норм, правил  поведения, ролей  и  форм  социальной  жизни  в  группах  и  сообществах, включая  взрослые  и  социальные  сообщества; участие  в  школьном  самоуправлении  и  общественной  жизни  в  пределах  возрастных  компетенций  с  учётом  региональных, этнокультурных,  социальных  и  экономических  особенностей;

-  развитие  морального  сознания  и  компетентности  в  решении  моральных  проблем  на  основе  личностного  выбора,  формирование  нравственных  чувств  и  нравственного  поведения,  осознанного и  ответственного  отношения  к  собственным  поступкам;

-  формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со  сверстниками, детьми  старшего  и  младшего  возраста, взрослыми  в  процессе  образовательной, общественно – полезной,  учебно – исследовательской,  творческой  и  других  видов  деятельности;

-  формирование  основ  экологической  культуры, соответствующей  современному  уровню  экологического  мышления, развитие  опыта  экологически  ориентированной рефлексивно – оценочной  и  практической  деятельности  в  жизненных  ситуациях;

-  осознание  значения  семьи  в  жизни  человека  и  общества,  принятие  ценности  семейной  жизни, уважительное  и  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи;

-  развитие  эстетического  сознания  через  освоение  художественного  наследия  народов  России  и  мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера.

Метапредметные  результаты:

-  умение  самостоятельно  определять  цели  своего  обучения, ставить  и  формулировать  для  себя  новые  задачи  в  учёбе  и  познавательной  деятельности;

-  умение  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей, в  том  числе  альтернативные, осознанно  выбирать  наиболее  эффективные  способы  решения  учебных  и  познавательных  задач;

-  умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять  контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата, определять  способы  действий  в  рамках  предложенных  условий  и  требований,  корректировать  свои  действия  в  соответствии с  изменяющейся  ситуацией;

-  умение  оценивать  правильность  выполнения  учебной  задачи, собственные  возможности  её  решения;

-  владение  основами  самоконтроля, самооценки,  принятия  решений  и  осуществления  осознанного  выбора  в  учебной  и  познавательной  деятельности;

- умение  определять  понятия, создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания  и  критерии  для  классификации,  устанавливать  причинно – следственные  связи,  строить  логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и  по  аналогии)  и  делать  выводы;

-  умение  создавать, применять  и  преобразовывать  знаки  и  символы,  модели  и  схемы  для  решения  учебных  и  познавательных  задач;

-  умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность  с  учителем  и  сверстниками;  работать  индивидуально  и  в  группе: находить  общее решение  и  разрешать  конфликты  на  основе  согласования  позиций  и  учёта  интересов;  формулировать,  аргументировать  и  отстаивать  своё  мнение;

-  умение  осознанно   использовать  речевые  средства  в  соответствии  с  задачей  коммуникации  для  выражения  своих  чувств,  мыслей  и  потребностей,  планирования  и  регуляции  своей  деятельности;  владение  устной  и  письменной  речью,  монологической   контекстной  речью;

-  формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования  информационно – коммуникативных (ИКТ)  технологий;

-  формирование  и  развитие  экологического  мышления, умение  применять  его  в  познавательной  коммуникативной,  социальной  практике  и  профессиональной  ориентации.

Предметные  результаты:

-  осознание  значения  искусства  и  творчества  в  личной  и  культурной  самоидентификации  личности;

-  развитие  эстетического  вкуса,  художественного  мышления  обучающихся,  способности  воспринимать  эстетику  природных  объектов, сопереживать  им, чувственно – эмоционально  оценивать  гармоничность  взаимоотношений  человека  с  природой  и  выражать  своё  отношение  художественными  средствами;

-  развитие  индивидуальных  творческих  способностей  обучающихся,  формирование  устойчивого  интереса  к  творческой  деятельности;

-  формирование  интереса  и  уважительного  отношения  к  культурному  наследию  и  ценностям  народов  России,  сокровищам  мировой  цивилизации,  их  сохранению  и  приумножению;

-  формирование  основ  художественной  культуры  обучающихся  как  их  общей  духовной  культуры, как  особого  способа  познания  жизни  и  средства  организации  общения;  развитие  эстетического, эмоционально – ценностного  видения  окружающего  мира;  развитие  наблюдательности, способности  к  сопереживанию,  зрительной  памяти,  ассоциативного  мышления,  художественного  вкуса  и  творческого  воображения;

-  развитие  визуально - пространственного  мышления  как  формы  эмоционально  ценностного  освоения  мира, самовыражения  и  ориентации  в  художественном  и  нравственном  пространстве  культуры;

-  освоение  художественной  культуры  во  всём  многообразии  её  видов,  жанров  и  стилей  как  материального  выражения  духовных  ценностей, воплощённых  в  пространственных  формах (фольклорное  художественное  творчество  разных  народов,  классические  произведения  отечественного  и  зарубежного  искусства, искусство  современности);

-  воспитание   уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества, выраженной  в  архитектуре, изобразительном  искусстве,  национальных  образах  предметно - материальной  и  пространственной  среды,  понимания  красоты  человека;

-  приобретение  опыта  создания  художественного  образа  в  разных  видах  и  жанрах  визуально – пространственных  искусств:  изобразительных (живопись, графика, скульптура),  декоративно – прикладных,  в  архитектуре  и  дизайне;  приобретение  опыта  работы  над  визуальным  образом  в  синтетических  искусствах  (театр  и  кино);

-  приобретение  опыта  работы  с  различными  художественными  материалами  и  в  разных  техниках  в  различных  видах  визуально – пространственных  искусств, в  специфических  формах  художественной  деятельности,  в  том  числе  базирующихся  на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная  графика,  мультипликация  и  анимация);

-  развитие  потребности  в  общении  с  произведениями  изобразительного  искусства, освоение  практических  умений  и  навыков  восприятия, интерпретации  и  оценки  произведений  искусства; формирование  активного  отношения  к  традициям  художественной  культуры  как  смысловой,  эстетической  и  личностно – значимой  ценности.

   Содержание  учебного предмета.

 Содержание  обучения   учебного  предмета  в  полном  объёме  совпадает  с  авторской  программой  по  предмету.

Таблица  тематического  распределения

  количества  часов в 5 классе.

Разделы и  темы программы

Количество  часов

авторская программа

рабочая программа

Раздел: «Образ  родной  земли в изобразительном искусстве».

Тема 1: «Образ  плодородия земли в изобразительном искусстве».

Тема 2: «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве».

Раздел: «Живая старина.  Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и  их  образы  в  искусстве».

Тема 3: «Народные праздники обряды в жизни  и  искусстве.  Традиции  и  современность».

Тема 4: «Образ  времени  года  в

искусстве».

Тема 5: «Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни  и  искусстве. Роль декоративно-прикладных  искусств  в  повседневной  жизни  человека  и  общества.

Тема 6: «Сплав  фантазии  и  реальности  в  образах  фольклорных  героев.

Раздел: «Мудрость народной  жизни в искусстве».

Тема 7: «Русское  народное  деревянное  зодчество.  Польза  и  красота».

Тема 8: «Образ  народной  жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез  искусств».

Тема 9: «Календарный  праздник  широкой  масленицы  как  часть  народной  художественной  культуры  и  современной  жизни».

Раздел: «Образ  единения  человека  с  природой  в  искусстве».

Тема 10: «Изображение  в  искусстве  животного  как  объекта  поклонения,  изучения  и  опоэтизированного  художественного  образа».

Тема 11: «Тема  защиты  и  охраны  природы  и  памятников  культуры».

Тема 12: «Народный  календарный  праздник  Троицыной  недели  в  жизни  и  искусстве».

                                                     Резерв времени-1ч.

9

5

4

8

2

2

2

2

8

4

3

3

8

2

1

3

9

5

4

8

2

2

2

2

8

4

3

3

8

2

1

3

                                                 Всего:  

34

34

Таблица  тематического  распределения

количества  часов в 6  классе.

Разделы и  темы программы

Количество  часов

авторская программа

рабочая программа

Раздел: «Образ  цветущей  природы – вечная  тема  в  искусстве».

Тема 1: «Цветы  в  живописи,  декоративно – прикладном  и  народном  искусстве».

Раздел: «Из  прошлого  в  настоящее. Художественный  диалог  культур».

Тема 2: «Символика  древних  орнаментов».

Тема 3: «Традиции новолетия  в  культуре  народов  мира».

Раздел: «Исторические  реалии  в  искусстве  разных  народов».

Тема 4: «Образы  мира, тема ратного  подвига  и  защиты  родной  земли  в  жизни  и  искусстве».

Тема 5: «Образ  женщины  в  искусстве  разных  эпох».

Тема 6: «Народный  костюм  в  зеркале  истории».

Тема 7: «Международный  фольклорный  фестиваль  в  пространстве  современной  культуры.  Синтез  искусств.

Раздел: «Образ  времени  года  в  искусстве. Весна – утро  года».

Тема 8: «Первые  приметы  пробуждения  природы  и  их  образы  в  искусстве».

Тема 9: «Светлое  Христово  воскресение,  Пасха».

Тема 10: «Весеннее  многообразие  природных  форм  в  жизни  и  искусстве».

6

6

10

7

3

10

4

2

2

2

8

4

2

2

6

6

10

7

3

10

4

2

2

2

8

4

2

2

                                                 Всего:  

34

34

Таблица  тематического  распределения

количества  часов в 7 классе.

Разделы и  темы программы

Количество  часов

авторская программа

рабочая программа

Раздел: «Человек  и  среда  в  жизни  и изобразительном искусстве».

Тема 1: «Объекты  архитектуры  в  пейзаже».

Тема 2: «Предметная  среда  человека  в  натюрморте».

Тема 3: «Интерьер  как  отображение  предметно – пространственной  среды  человека».

Раздел: «Мир  русской  дворянской  усадьбы  как  достояние  художественной  культуры  и  образ  жизни  человека  в  искусстве».

Тема 4: «Русская  дворянская  усадьба  как  архитектурный  ансамбль».

Тема 5: «Одежда  и  быт  русского  дворянина  в  жизни  и  изобразительном  искусстве».

Раздел: «Народный  мастер – носитель  национальной  культуры».

Тема 6: «Народное  искусство  как  часть  художественной  культуры.  Традиции и современность».

Тема 7: «Ярмарочный  торг  в  жизни  и  искусстве».

Раздел: «Человек  в  различных  сферах  деятельности   в  жизни  и  искусстве. Техника  и  искусство».

Тема 8: «Наука  и  творческая  деятельность  человека  в  жизни  и  искусстве.  Космическая  техника  и  искусство».

Тема 9: «Военная  героика  и  искусство».

Тема 10: «Спорт  и  искусство».

                                                 

8

2

3

3

8

3

5

10

8

2

8

4

2

2

8

2

3

3

8

3

5

10

8

2

8

4

                         2

2

                                                 Всего:  

34

34

6.  Тематическое  планирование  с  определением основных   видов  учебной  деятельности.

5 класс (34 ч)

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ  родной  земли в изобразительном искусстве». (9ч)

Тема 1: «Образ  плодородия земли в изобразительном искусстве». (5ч)

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Осенние плоды в твоём натюрморте. Чудо-дерево. Образ – символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

Проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 Овладение элементами организации умственного и физического труда.

 Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора.

 Аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом.

 Развитие моторики и координации движений рук, достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач  урока.

Развитие  эстетического  вкуса,  художественного  мышления,  индивидуальных  творческих  способностей.

Выработка умения структурировать знания; оценивать  процесс и результат  деятельности.

Приобретение  опыта  работы  с  различными  художественными  материалами.

  Приобретение  опыта  создания  художественного  образа в разных  видах  и  жанрах  искусства.

  Выражение в творческой работе своего отношения к определённой теме.

   Выполнение заданий творческого и поискового характера.

   Осуществление сбора и поиска информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета.

  Рассматривание произведений  отечественных и зарубежных художников.

  Определение жанра изобразительного искусства.

 Участие в обсуждении особенностей творческой манеры художников.

  Работа  по карточкам поэтапного рисования.

 Применение правил перспективы и знаний о композиции.

 Анализ колорита (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки)  используемые в рисунке  или работе художника.

 Давать оценку  результатам  своей деятельности.

  Объяснять смысл понятий с опорой на словарик в учебнике.

 

Тема 2: «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве».  (4 ч)

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. «Осенних дней  очарованье» в книжной графике.

Раздел: «Живая старина.  Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и  их  образы  в  искусстве». (8ч)

Тема 3: «Народные праздники обряды в жизни  и  искусстве.  Традиции  и  современность». (2 ч)

Человек и земля – кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно – промышленными товарами и форма общения между людьми.

Тема 4: «Образ  времени  года  в искусстве». (2 ч)

Зимняя пора в живописи и графике.

Тема 5: «Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни  и  искусстве.  Роль декоративно-прикладных  искусств  в  повседневной  жизни  человека  и  общества. (2 ч)

Делу  -  время, потехе – час.  Искусство  вокруг  нас. Рукодельницы и мастера.

Тема 6: «Сплав  фантазии  и  реальности  в  образах  фольклорных  героев. (2 ч)

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

Раздел: «Мудрость народной  жизни в искусстве». (11 ч)

Тема 7: «Русское  народное  деревянное  зодчество.  Польза  и  красота».(5 ч)

Памятники  древнерусской  архитектуры  в  музеях  под  открытым  небом. Изба – творение  русских  

мастеров - древоделов. Изба – модель  мироздания. Лад  народной  жизни  и  его  образы  в  искусстве. Традиции и современность.

Тема 8: «Образ  народной  жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез  искусств». (3 ч)

Художник  и  театр.  Декорации к опере-сказке  «Снегурочка». Художник  и  театр.  Образы  персонажей. Народные  традиции в сценическом  костюме  к  опере-сказке  «Снегурочка»

Тема 9: «Календарный  праздник  широкой  масленицы  как  часть  народной  художественной  культуры  и  современной  жизни». (3 ч)

Гулянье на широкую  Масленицу  и  образы  его  в  искусстве. Традиции  оформления  праздничной  среды.

Раздел: «Образ  единения  человека  с  природой  в  искусстве».(6 ч)

Тема 10: «Изображение  в  искусстве  животного  как  объекта  поклонения,  изучения  и  опоэтизированного  художественного  образа».(2 ч)

Животные – братья наши меньшие. Животное  и  его  повадки  в  творчестве  скульпторов – анималистов.

Тема 11: «Тема  защиты  и  охраны  природы  и  памятников  культуры».

(1 ч)

Экологическая  тема  в  плакате.

Тема 12: «Народный  календарный  праздник  Троицыной  недели  в  жизни  и  искусстве». (3 ч)

Троицына  неделя  и  её  образы  в  искусстве. Обрядовые  куклы  Троицыной  недели.  Традиции  и  современность.

6 класс (34 ч)

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ  цветущей  природы – вечная  тема  в  искусстве». (6 ч )

Тема 1: «Цветы  в  живописи,  декоративно – прикладном  и  народном  искусстве». (6 ч )

Осенний букет в натюрморте живописцев. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. Осенние цветы в росписи твоего подноса. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока.

Проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, формирование целостного мировоззрения. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения  к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

 Развитие моторики и координации движений рук, достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач  урока, развитие  эстетического  вкуса,  художественного  мышления,  индивидуальных  творческих  способностей.

Развитие  умения структурировать знания; оценивать процесс и результаты  деятельности. Приобретение  опыта  работы  с  различными  художественными  материалами.

Выработка умения выполнять творческое задание согласно условиям.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное и духовное многообразие современного  мира; освоение социальных норм, правил поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.

 Развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся  ситуацией.

Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов , жанров, стилей; освоение практических умений и навыков восприятия , интерпритации и оценки произведений искусства.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности.

Рассматривать особенности крепостной архитектуры, определять главное в архитектурном облике замков разных стран.

Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

Раздел: «Из  прошлого  в  настоящее. Художественный  диалог  культур».(10 ч )

Тема 2: «Символика  древних  орнаментов». (7 ч)

Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего  Египта. Изысканый декор сосудов Древней Греции. Древние орнаменты  в  творчестве  художников  разного  времени.  Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская  набойка.

Тема 3: «Традиции новолетия  в  культуре  народов  мира».(3 ч )

Традиции встречи Нового года в современной культуре. «Новый год шагает по планете…»

Раздел: «Исторические  реалии  в  искусстве  разных  народов». (10 ч )

Тема 4: «Образы  мира, тема ратного  подвига  и  защиты  родной  земли  в  жизни  и  искусстве». (4 ч )

Каменные стражи России (ХII-XVII вв.). Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств. Военное облачение русского воина и доспехи  западноевропейского  рыцаря  в  жизни и искусстве. Батальная композиция. У истоков исторического жанра.

Тема 5: «Образ  женщины  в  искусстве  разных  эпох». (2 ч )

Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве. Личность женщины в портретно-исторической композиции XIX- начала ХХв.

Тема 6: «Народный  костюм  в  зеркале  истории». (2 ч )

Русский народный костюм как культурное достояние  нашего Отечества.

Тема 7: «Международный  фольклорный  фестиваль  в  пространстве  современной  культуры.  Синтез  искусств. (2 ч )

«Возьмёмся за руки, друзья…». Разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов.

Раздел: «Образ  времени  года  в  искусстве. Весна – утро  года». (8 ч )

Тема 8: «Первые  приметы  пробуждения  природы  и  их  образы  в  искусстве».

(4 ч )

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. «Живая зыбь» - изображение водной стихии.

Тема 9: «Светлое  Христово  воскресение,  Пасха». (2 ч )

«Как мир хорош в своей красе нежданной…» Знакомство с произведениями отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи. Изображение пасхального натюрморта.

Тема 10: «Весеннее  многообразие  природных  форм  в  жизни  и  искусстве».(2 ч )

Земля пробуждается. Знакомство с произведениями отечественных и западноевропейских художников, в которых  воссозданы образы пробуждающейся природы. Выполнение зарисовок с натуры цветов, трав, насекомых.

7 класс (34 ч)

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Человек  и  среда  в  жизни  и изобразительном искусстве». (8 ч )

Тема 1: «Объекты  архитектуры  в  пейзаже». (2 ч )

Природа мест, где я живу. Красота городского и сельского пейзажа.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности.

Выполнять наброски и зарисовки  элементов архитектурных сооружений, интерьера дома.

Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов , жанров, стилей; освоение практических умений и навыков восприятия , оценки произведений искусства.

 Формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми.

 Развитие эстетического Формирование интереса и уважительного отношения к культурному  наследию России.

Владение основами самоконтроля, самооценки при выполнении  творческой работы.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

   Осуществление сбора и поиска информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета.

 Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности и одноклассников.

Выполнять творческое задание согласно заданным условиям.

Выполнять портретные зарисовки лица человека согласно пропорциям.

Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников.

Выражать своё отношение к изображаемому на полотнах отечественных и зарубежных художников.

Развитие моторики и координации движений рук, глазомера.

Достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач  урока, развитие  эстетического  вкуса,  художественного  мышления,  индивидуальных  творческих  способностей.

Приобретение опыта работы с различными художественными материалами  и в разных техниках.

Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Тема 2: «Предметная  среда  человека  в  натюрморте». (3 ч)

О чём поведал натюрморт. Атрибуты искусства в твоём натюрморте.

Тема 3: «Интерьер  как  отображение  предметно – пространственной  среды  человека». (3 ч)

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве. Интерьер твоего дома.

Раздел: «Мир  русской  дворянской  усадьбы  как  достояние  художественной  культуры  и  образ  жизни  человека  в  искусстве».(8 ч )

Тема 4: «Русская  дворянская  усадьба  как  архитектурный  ансамбль».

(3 ч )

Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII – второй половины XVIII в. Особенности паркостроения. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIX в. Роль искусства в организации  предметно – пространственной среды человека и его духовной жизни.

Тема 5: «Одежда  и  быт  русского  дворянина  в  жизни  и  изобразительном  искусстве». (5 ч )

Светский  костюм русского дворянства XVIII – XIX столетий. Русская скульптура XVIII – начала XIXв.  в пространстве города, дворянской усадьбы и парка. Быт и традиции русского дворянства  XVIII – начала XIXв. в  жизни  и  искусстве.

Раздел: «Народный  мастер – носитель  национальной  культуры».(10 ч)

Тема 6: «Народное  искусство  как  часть  художественной  культуры.  Традиции и современность». (8 ч)

    «Без вышивки в доме не обойтись…».

    «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России.    

     «Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных  регионов  России.

    Русские ювелирные украшения России XVII-XXвв. Традиции и современность.

Тема 7: «Ярмарочный  торг  в  жизни  и  искусстве». (2 ч)

Весенняя ярмарка – праздник народного  мастерства и традиционное явление в культуре России.

Раздел: «Человек  в  различных  сферах  деятельности   в  жизни  и  искусстве. Техника  и  искусство».(8 ч)

Тема 8: «Наука  и  творческая  деятельность  человека  в  жизни  и  искусстве.  Космическая  техника  и  искусство».

 (3 ч)

  Галактическая птица.

  В «конструкторском бюро» новых космических кораблей.

Тема 9: «Военная  героика  и  искусство». (2 ч)

Образ защитника Отечества в портретной живописи XVIII – XXвв.

Тема 10: «Спорт  и  искусство». (3 ч)

   Образ спортсмена в изобразительном искусстве.

    «Спорт, спорт, спорт» - тематическая композиция.

                  Планируемые результаты изучения учебного предмета.

                  Роль  искусства  и  художественной  деятельности  в  жизни  человека  и  общества.

Выпускник  научится:

- понимать  роль  и  место  искусства  в  развитии  культуры,  ориентироваться  в  связях  искусства  с  наукой  и  религией;

- осознавать  потенциал  искусства  в  познании мира,  в  формировании  отношения  к  человеку,  природным  и  социальным  явлениям;

-  понимать  роль  искусства  в  создании  материальной  среды  обитания  человека;

-  осознавать  главные  темы  искусства  и, обращаясь  к  ним  в  собственной  художественно – творческой  деятельности,  создавать  выразительные  образы.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

-  выделять  и  анализировать  авторскую  концепцию  художественного  образа  в  произведении  искусства;

-  определять  эстетические  категории  «прекрасное»  и  «безобразное»,  «комическое»  и  «трагическое»  и  др.  в  произведениях  пластических  искусств  и  использовать  эти  знания  на  практике;

-  различать  произведения  разных  эпох,  художественных  стилей;

-  различать  работы  великих  мастеров  по  художественной  манере (по  манере  письма).

    Духовно – нравственные  проблемы  жизни  и  искусства.

Выпускник научится:

- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

- осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;

- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

  Язык  пластических  искусств  и  художественный  образ.

Выпускник научится:

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер; эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды  и  жанры  изобразительного  искусства.

Выпускник научится:

- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

- понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 7 класс 2020г

Рабочая программа по физике 7 класс 2020г...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа для педагогов дополнительного образования-2020г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа: «Лёгкая атлетика» реализуется в рамках  физкультурно – спортивной направленности. Программа составлена на основе ...

Рабочая программа ЮИД "Светофор"-2020г.

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к...

Рабочая программа и КТП 2019-2020г. 5 класс

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач....

Рабочая программа и КТП Биология 5-9 классы 2019-2020г

Рабочая программа  ФГОС ООО и КТП    основного обшего образования (базовый уровень) по предмету БИОЛОГИЯ  5-9  классы на 2019-2020 уч.г...

Рабочая программа и КТП Биология 10-11 классы 2019-2020г

Рабочая программа  ФКГОС  среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по предмету БИОЛОГИЯ  10-11  классы на 2019-2020 уч.год....