Интеллектуальная игра " Викторина по сказкам А.С.Пушкина"
методическая разработка (5, 6 класс)

Чернышёва Валентина Вадимовна

Методическая разработка игры - викторины по сказкам А.С.Пушкина. Для занимательного досуга детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_no1.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Нижегородской Области «Детский санаторий «Городец»

Методическая разработка интеллектуальной игры

« Викторина по сказкам А.С. Пушкина».

                                                                                      Составила:

                                                                                      Воспитатель

                                                                                      Чернышёва В.В.

г.Городец. 2019г.

Введение.

  1. Структура интеллектуальной игры «Викторина по сказкам А.С.Пушкина».
  2. Ход интеллектуальной игры «Викторина по сказкам А.С.Пушкина».
  3. Итоги интеллектуальной игры.
  4. Методика проведения интеллектуальной игры «Викторина по сказкам А.С.Пушкина».

Заключение.

Введение.

Особенности сказок Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребёнка, то читать и понимать их очень просто. Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать, тем самым помогают воспитывать в детях уважение к труду. Сказки Пушкина написаны в стихах, но дети всегда "на ура" воспринимают их, так как изложены они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребёнок после прочтения. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.

В условиях детского санатория мы обеспечиваем детям возможность всестороннего развития и проявления своих интересов. При этом мы заботимся не только о физическом и психологическом развитии детей, но и об интеллектуальном. В этом вопросе нам на помощь приходит такая категория игр, как интеллектуальные игры. Именно интеллектуальные игры дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Интеллектуальная игра – это прекрасное средство мотивации к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу, повысить авторитет педагога.

Цель:

 Обобщение и конкретизирование знаний детей о сказках А.С.Пушкина.

Задачи:

1. Укрепить знания детей о сказках.

2. Развить индивидуальные способности детей ( внимание, память, взаимодействие в группе).

3. Привить любовь к Родине через творчество русских поэтов.

Участники: Дети 11-12 лет.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: учебный класс, холл.

Оборудование: карточки с вопросами для ведущего, призы для команды – победителя, поощрительные призы для проигравшей команды .

1.Структура интеллектуальной игры.

  1. Приветственное слово педагога.
  2. Представление команд.
  3. Ознакомление с условиями игры.
  4. Ход игры.
  5. Подведение итогов игры.
  6. Награждение победителей и участников.
  7. Рефлексия.

2.Ход интеллектуальной игры « Викторина по сказкам А.С.Пушкина».

Вводное слово педагога: Здравствуйте, ребята! Все вы, конечно, знаете великого русского поэта А.С.Пушкина. И все вы знакомы с его замечательными сказками. Сегодня мы с вами вспомним их и немножко поиграем. Для этого нам необходимо разбиться на две команды (ребята произвольно или по желанию делятся на две команды). Каждой команде нужно придумать название (по возможности – девиз) и, конечно, выбрать капитана. Представление команд. Так же я представляю вам наше справедливейшее жюри, которое поможет нам честно подвести итоги нашей игры (в жюри могут быть ребята старшего возраста). Итак, условия игры:  

Командам задаются вопросы по сказкам А.С.Пушкина. Дается время на обсуждение. Отвечает за команду только капитан. Если отвечает правильно,  присуждается 1 балл. Если нет, то право ответа переходит к другой команде. Если ответа нет, то ведущий (воспитатель) оглашает правильный ответ и вопрос снимается.  

В конце нашей игры жюри подводит итог.  Итак, мы начинаем!!!

Вопросы по сказкам:

« Сказка о рыбаке и рыбке».

1. Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жили-были дед да баба».

В. «Жил старик со своею старухой».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

2. Сколько лет рыбачил старик из сказки о рыбаке и рыбке?

А. Двадцать три года.

Б. Тридцать три года.

В. Сорок три года.

Г. Пятьдесят три года.

3. Где жил старик со своею старухой из сказки о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

В. В лачужке.

Г. В шалаше.

4. Что было разбитым у старика со старухой из сказки о рыбаке и рыбке?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

5. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из сказки о рыбаке и рыбке?

А. Удочкой.

Б. Бреднем.

В. Неводом.

Г. Сачком

6. Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака из сказки о рыбаке и рыбке?

А. Щука.

Б. Золотая рыбка.

В. Русалочка.

Г. Водяной.

7. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Отправил к ювелиру.

Г. Сварил уху.

8. Сколько раз закидывал невод старик в тот день, когда поймал золотую рыбку?

А. Два раза.

Б. Три раза.

В. Пять раз.

Г. Семь раз.

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

10. Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

11. Сколько времени старуха была царицей?

А. Два дня.

Б. Две недели.

В. Два года.

Г. Тридцать лет и три года.

12. Кем желала стать старуха в самой заветной мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей.

13. Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя?

А. Жемчуг.

Б. Картины.

В. Акции.

Г. Заводы.

14. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в « Сказке о рыбаке и рыбке»?

А. Не садись не в свои сани.

Б. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В. Рыбак рыбака видит издалека.

Г.  Любишь брать – люби и отдавать.

15. За что была наказана старуха в « Сказке о рыбаке и рыбке»?

А. За лень.

Б. За вранье.

В. За жадность.

Г. За плохое ведение домашнего хозяйства.

16. За что золотая рыбка наказала старика-рыбака?

А. За браконьерство.

Б. За трусость и безволие.

В. За загрязнение окружающей среды.

Г. За невнимание к жене.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1.Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?

А. Три.

Б. Семь.

В. Сорок.

Г. Сто сорок.

2. В тереме у скольких богатырей гостила царевна?

А. У трех.

Б. У семи.

В. У двенадцати.

Г. У тридцати трех.

3. К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Ясень.

4. Кто помог королевичу Елисею найти невесту?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Звезды.

5. Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех…»?

А. Милее.

Б. Стройнее.

В. Белее.

Г. Румяней.

6. У семи богатырей была собака. А какая у нее была кличка?

А. Орлик.

Б. Воронок.

В. Соколко.

Г. Журавка.

7. Какая сказочная героиня умерла от восхищенья? (« Восхищенья не снесла и к обедне умерла.»)

А. Сватья баба Бабариха.

Б. Жена царя Салтана.

В. Мать мертвой царевны.

Г. Мачеха мертвой царевны.

8. Какая сказочная героиня умерла от зависти и тоски?

А. Ткачиха.

Б. Повариха.

В. Сватья баба Бабариха.

Г. Мачеха мертвой царевны.

« Сказка о золотом петушке».

1.Кто заклевал до смерти царя Дадона?

А. Курочка Ряба.

Б. Золотой петушок.

В. Жар-птица.

Г. Гадкий утенок.

2. Сколько сыновей было у царя Дадона?

А. один.

Б. Два.

В. Три.

Г. Ни одного.

3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Золотая рыбка.

Б. Курочка Ряба.

В. Царевна Лебедь.

Г. Мудрец.

4. Назовите профессию мудреца, который сделал царю Дадону бесценный подарок?

А. Рыбак.

Б. Звездочет.

В. Лекарь.

Г. Летописец.

5. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

А. На вертел.

Б. На спицу.

В. На трон.

Г. В клетку.

6. В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле?

А. Флюгера.

Б. Часов.

В. Сторожа.

Г. Прожектора.

7. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон?

А. Три дня.

Б. Семь дней.

В. Десять дней.

Г. Четырнадцать дней.

8. Сколько было просьб у мудреца-звездочета к царю Дадону?

А. Одна.

Б. Три.

В. Четыре.

Г. Шесть.

« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1.Что делали три девицы под окном поздно вечерком?

А. Ткали.

Б. Пряли.

В. Шили.

Г. Гадали.

2. Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?

А. Один день.

Б. Одну неделю.

В. Один месяц.

Г. Один год.

3. Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?

А. Матерью.

Б. Сестрой.

В. Тетей.

Г. Подругой.

4. Сколько сестер-завистниц было у жены царя Салтана?

А. Две.

Б. Три.

В. Четыре.

Г. Пять.

5. Какой титул был у Гвидона?

А. Князь.

Б. Принц.

В. Царевич.

Г. Королевич.

6. Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?

А. Один дюйм.

Б. В один аршин.

В. С ноготок.

Г. С пальчик.

7. Где князь Гвидон провел свое детство и отрочество?

А. В царстве славного Салтана.

Б. На острове Буяне.

В. В море-океане.

Г. У лукоморья.

8. Какое отчество у князя Гвидона?

А. Елисеевич.

Б. Русланович.

В. Салтанович.

Г. Дадонович.

9. Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста.

Г. Хулигана.

10. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?

А. На юг.

Б. На север.

В. На восток.

Г. На запад.

11. Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?

А.Один дуб.

Б. Две пальмы.

В. Три сосны.

Г. Березовая роща.

12. Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук князь Гвидон.

А. Ива.

Б. Дуб.

В. Клен.

Г. Береза.

13. « Тот уж когти распустил,/ Клёв кровавый навострил…» О ком идет речь в этих строчках.

А. О золотом петушке.

Б. О коршуне.

В. О комаре.

Г. О гадком утенке.

14. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь?

А. Лунный камень.

Б. Солнечный луч.

В. Звезда.

Г. Месяц.

15. Где выстроил свой дворец князь Гвидон?

А. У лукоморья.

Б. В чистом поле.

В. На острове.

Г. В дремучем лесу.

16. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка?

А. Рубины.

Б. Сапфиры.

В. Жемчужины.

Г. Изумруды.

17. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?

А. Янтарную комнату.

Б. Хрустальный дом.

В. Золотое дупло.

Г. Изумрудную пирамиду.

18. Какую песню исполняла белка?

А. «Во поле береза стояла».

Б. «Во саду ли, в огороде».

В. «Ой мороз, мороз».

Г. «Ах вы, сени мои, сени».

 19. Кто вел учет чудесных орехов затейницы белки?

А. Гвидон.

Б. Черномор.

В. Дьяк.

Г. Стража.

20. Какое практическое применение нашел князь Гвидон золотой скорлупе от орехов?

А. Золотой запас княжества.

Б. Ювелирное искусство.

В. Стоматология.

Г. Монеты.

21. Какого чуда НЕ было за морем?

А. Белка.

Б. Тридцать три богатыря.

В. Царевна Лебедь.

Г. Кот ученый.

22. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

А. В глаз.

Б. В лоб.

В. В нос.

Г. В ухо.

23. Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?

А. Тетей.

Б. Бабушкой.

В. Мачехой.

Г. Кормилицей.

24. В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон?

А. Комар.

Б. Муха.

В. Пчела.

Г. Шмель.

25. Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?

А. Два.

Б. Три.

В. Четыре.

Г. Пять.

26. Кто в сказке вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?

А. Ихтиандр.

Б. Черномор.

В. Беломор.

Г. Жак-Ив-Кусто.

« Сказка о попе и работнике его Балде»

1.Где поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. На бирже труда.

Б. На базаре.

В. На дороге.

Г. В церкви.

2. Какую кашу любил Балда?

А. Манку.

Б. Полбу.

В. Геркулес.

Г. Плов.

3. За какую плату работал Балда у Попа?

А. За 3 рубля.

Б. За 3 щелчка по лбу.

В. За 3 подзатыльника.

Г. За 3 поцелуя в лоб.

4. За сколько человек ел Балда?

А. За двоих.

Б. За троих.

В. За четверых.

Г. За семерых.

5. Скольких работников Балда «сэкономил» попу?

А. Одного.

Б. Двух.

В. Трёх.

Г. Четырёх.

6. За сколько человек работал Балда?

А. За двоих.

Б. За троих.

В. За четверых.

Г. За семерых.

7. Каких соревнований НЕ было у Балды с бесенком?

А. Кто быстрее обежит вокруг моря.

Б. Кто дальше бросит палку.

В. Кто дальше пронесет кобылу.

Г. Кто правильно отгадает загадку.

8. За кем или чем «гонялся» поп?

А. за шмелем.

Б. За бесенком.

В. За дешевизной.

Г. За золотым петушком.

3.Итоги интеллектуальной игры.

Вот и подошла к своему завершению наша игра. Остается только нашему уважаемому жюри подвести итоги (суммируются баллы у каждой команды) и огласить результат.

Жюри оглашает результат. Педагог – организатор благодарит ребят за активное участие и награждает победителей и участников.

В заключение игры детям предлагается конкурс рисунков на тему: «Моя любимая сказка А.С.Пушкина».

4.Методика проведения интеллектуальной игры «Викторина по сказкам А.С.Пушкина».

1. Сбор детей на игру.

С детьми  следует заранее договориться, где они соберутся. Воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

2. Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

3. Организация играющих, объяснение правил игры.

Педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение.

4. Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава групп.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

5.Окончание игры и подведение итогов.

Подводятся итоги игры: отмечаются те, кто проявлял смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

Заключение.

1)  Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом - организации его жизни и неигровой деятельности.

2) Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.

З) Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.

4) Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

5) Игры - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

6) Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры наслаждение ее процессом, конечный результат развитие реализуемых в ней способностей.

7) Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости; партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.

При проведении итогов обязательно необходимо поощрить всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей – соперников.  

Точку в проведении игры можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

На основании выше приведенных наблюдений можно сделать следующие выводы:

- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система;

- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, a вовлекать в совместную деятельность с педагогом;

- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет  воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

Таким образом, интеллектуальная игра является хорошим средством средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»

Цель: Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам....

Методическая разработка для учащихся 5 класса "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"

Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина разработана для внеклассной работы по литературе для учащихся 5 класса...

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...

Конспект игры-викторины по сказкам А. С. Пушкина

Конспект игры-викторины по сказкам А. С. ПушкинаЦель викторины: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.2. Развивать внимание, памя...