Программа кружка "Цветок как литературный образ" (Вязание крючком.)
рабочая программа

Рябчикова Ольга Васильевна

Программа кружка "Цветок как литературный образ" (Вязание крючком.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_literaturnyy_gerbariy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Цветок как литературный образ" (Вязание крючком.)

Пояснительная записка.

На Земле нет ни одной страны, в которой не существует  сказок  о цветах. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов, цветы были созданы всемогущими богами, которые покровительствовали цветам. Цветы воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью мифах и легендах.

Не только древние авторы, но и русские, и зарубежные писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. Испокон веков поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка.

А "язык цветов", способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. Цветы помогали им вести молчаливый диалог, выражать сложную гамму переживаний. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным в произведении - о душе своего героя, о его сложных отношениях с миром природы и людей.

В программе кружка нами будут рассмотрены и проанализированы следующие произведения: сказки Степана Аксакова «Аленький цветочек», Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик», Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы», Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева», рассказ Евгения Носова «Живое пламя», Андрея Платонова «Цветок на земле».

Программа создана на основе типовых программ «Вязание крючком»  под редакцией О. С. Молотобаровой (сб. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М., Просвещение, 1988)

Новизна рабочей программы  заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет изучения литературных произведений и расширения количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания о литературных сказках, в которых описываются цветы, и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, личных вещей, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). Вязание  крючком способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества получаемых обучающимися знаний и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.

Цель: проанализировать использование мотивов и образов цветов в произведениях рассмотренных нами писателей-сказочников, создать  «Литературный гербарий» при помощи вязания крючком.

Задачи :

  1. Ознакомиться с выбранными для анализа литературными сказками, в которых встречается упоминание о цветах.
  2. Выявить художественный смысл образов цветов в русской сказочной литературе
  3. Обучение практическим навыкам работы с крючком;
  4. Систематизировать полученные результаты, создав альбом «Литературный гербарий», и представить его на выставке для учащихся школы и их родителей;
  5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие

Программный материал позволяет использовать и укреплять формирующийся интерес обучающихся к первым результатам учебного труда, к способам приобретения знаний.

 

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Организовывать свою деятельность, свое рабочее место, рационально размещать свои материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Проявление активности совместной деятельности;
  • Стремление к получению новых знаний;
  • Ориентация на понимание успеха в творческой деятельности;
  • Подчинять свои желания сознательно поставленной цели;
  • Формирование основ социально – ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать другим, добросовестное отношение к делу.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии;
  • Учиться высказывать свое предложение на основе работы с образцом;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану;
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

  • Приобретать и осуществлять практические навыки и умения;
  • Развивать фантазию, воображение, вкус;

Коммуникативные УУД:

  • Уметь слушать и понимать других;
  • Участвовать в совместной деятельности при выполнении работ;
  • Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать собственное мнение и позицию;

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие в выставках творческих работ;
  • Защита творческих проектов;
  • Использование поделок-сувениров в качестве подарков

Содержание

  • Вводное занятие.
  • Цветок как литературный образ.
  • Техника безопасности на занятиях.
  • История возникновения вязания крючком и его видов
  • Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания
  • Основные петли и приемы вязания
  • Чтение схем
  • Вязание цветов: фиалки, гвоздики, цветика-семицветика, клематиса, мака, розы. Сопоставление этих цветов со сказками.
  • Выставка работ

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ:

Тема

 занятия

Количество

часов

Приложение

1

Вводное занятие. Цветок как литературный образ.

Техника безопасности на занятиях.

История возникновения вязания крючком и его видов

1

Разговор о цветах в литературе... С древнейших времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира.

Многие цветы стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений.

2

Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания Основные петли и приемы вязания

1

3

Определение количества петель и ниток. Воздушные петли

1

4

Вязание по кругу. Чтение схемы.

1

5

Изготовление образцов  соединительного столбика и столбика без накида

1

6

Столбик с одним, двумя, тремя накидами.

1

7

Общие рекомендации

1

8

Фиалка. Чтение схемы. Вязание цветка фиалки. Изготовление серединки.

 Вязание лепестков. Вязание листьев. Сборка букета. Оформление цветов в горшочке

4

В рассказе «Цветок на земле», очень простом по содержанию, герой Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «Что есть самое главное на свете?» Дед отвечает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на пастбище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка. «Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах».


Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Дед терпеливо разъясняет «
непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жал - конький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот гебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.

Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». А. Платонов в своем рассказе для детей поднимает вопросы философские о целесообразности всего живого, о необратимости жизни, ее непрерывности. «Жалконький» цветок все время работает, он «свято труженик», он «из смерти работает жизнь»; цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.

По мнению А. Платонова, человек, живущий в мире природы, в мире растений, животных, птиц, несет ответственность перед ними. И человек, так же, как безымянный цветок из рассказа А. Платонова, «из смерти работает жизнь». Boт в этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов.

Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет». Всё прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с помощью труда.

Для дедушки Тита цветок – символ такого чуда, преображения, когда из мёртвого праха рождается красота, сама жизнь, но рождается она после тяжёлого труда. Прочитав этот рассказ А.Платонова, я поняла, что имел в виду автор, описывая жизнь неизвестного цветка: только ценой огромной работы над собой можно «вырастить» чудесный цветок - человеческую душу.

9

Гвоздика.

Чтение схемы.

Вязание цветка.

Вязание чашечки.

 Вязание  листьев.

Изготовление стебля.

 Сборка цветка

4

В сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» одна из купеческих дочек – Настенька - просит отца привезти ей в подарок из заморских стран чудесный цветочек аленький. Отец привёз цветочек Настеньке, и, как и полагается в русских сказках, посредством этого цветка героиня обрела своё счастье. Образ аленького цветочка нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души.

Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его, - один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли «аленьким цветочком». В реальной жизни существует алый цветок, который растет на океанском острове в диких, населенных хищными зверями лесах, имеет необыкновенный вид, к тому же распространяет сильный запах, что сорвать его решится далеко не всякий.

10

Цветик-семицветик

Чтение схемы.

Вязание цветка.

Вязание чашечки.

 Вязание  листьев.

Изготовление стебля.

 Сборка цветка

4

В сказке В. Катаева тоже есть свой цветочек - чудесный цветик-семицветик. Главная героиня Женя использует его для осуществления своих желаний: сначала она желала осуществить свои мечты и решить свои проблемы, но потом Женя помогает больному мальчику обрести здоровье, а заодно обретает и друга.В жизни цветик-семицветик что-то между ромашкой и подсолнухом. Раскрас семицветика это уже придумка автора и мультфильма , так как в жизни нет цветков, у которых есть семь разных цветов.

11

Клематис

Чтение схемы.

Вязание цветка.

Вязание чашечки.

 Вязание  листьев.

Изготовление стебля.

 Сборка цветка

5

В сказке Л. Гераскиной дети Маша и Ваня отправляются в путь, полный опасностей, для того, чтобы набрать на грядке у Бабы-Яги синие цветочки, которые помогут вылечить их маму.Этот цветочек на мой взгляд очень похож на клематисы синего сорта. Клематисы очень любят солнечные места, поэтому в тени их лучше не сажать, иначе цветения не дождешься. Но нельзя допускать перегрева корневой системы клематиса

12

Мак

Чтение схемы.

Вязание лепестков.

Изготовление серединки.

Вязание чашечки.

 Вязание  листьев.

Изготовление стебля.

 Сборка цветка

5

В рассказе Е.И. Носова «живут» цветы маки. Поначалу эти цветы не нравились хозяйке тёте Оле: слишком быстро они отцветали и усыпали клумбу своими алыми лепестками. Но квартирант старой женщины насыпал семян в клумбу, маки взошли, хозяйка все их выполола, оставила только три ростка. И маки зацвели: «издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!» Через два дня маки осыпались. «Да, сгорел…- вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля.- Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.

И у людей так бывает. И как-то сгорбившись, тётя Оля заторопилась в дом». Оказалось, что у тёти Оли на войне совсем молодым погиб сын Алексей: на своём крошечном «ястребке» он спикировал на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. Прочитав рассказ, я поняла, почему сгорбилась и вздохнула тётя Оля: для неё маки – живое пламя, память о сыне, благодарность земли, за которую он погиб. А недолговечность цветения маков – символ его молодой, загубленной фашистами жизни.

13

Роза

Чтение схемы.

Изготовление серединки цветка

Лепесток внутренний

Лепесток внешний

Вязание чашечки.

Сборка цветка

 Вязание  листьев.

Изготовление стебля.

 Сборка розы

6

В сказках Г.Х. Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Прочитав эту сказку, я сделала вывод, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды, как и в сказке В.Катаева«Цветик-семицветик». Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника и помочь Каю, ведь у него других помощников не было.Розы олицетворяют мир Кая и Герди, преисполненный гармонии, любви и добра.

Герда стремится возвратить этот мир любой ценой, и заплакала девочка из-за того, что осознала: в садике старой колдуньи она не в гостях, а в тюрьме. Тогда девочка села на землю и заплакала. Теплые слезы упали в самый раз на то место, где стоял раньше один из розовых кустов, и как только слезы намочили землю - куст мигом вырос из нее, такой свежий, цветущий, как раньше

Итоговая выставка работ учащихся

Литературный гербарий

Литература

1. http://obuchonok.ru/node/3912 

2. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/09/29/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-1

3. «Вязание крючком»  под редакцией О. С. Молотобаровой (сб. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М., Просвещение, 1988)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования"Литературный Кузбасс"

Объединение литературных краеведов соединит учащихся средних и старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях объединения дает возмо...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...

Рабочая программа Кружка "Вязание на спицах и крючком"

Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в  вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний....

Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей"

Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей" (5-8 классы)...