Народный праздничный костюм
план-конспект урока (5 класс)

Крылова Ольга Рюриковна

история костюма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_prazdnichnyy_kostyum_1.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Народный праздничный костюм

Цель урока: ознакомиться праздничной одеждой русского народа , выполнить эскиз костюма.

Задачи урока: 1. Ознакомиться образцами народной одежды;

2.Рассмотреть женские головные уборы и изобразительные элементы на них ;

3. Выяснить значение орнамента на рукавах, подоле женских рубах, на сарафане, переднике;

4. Найти общее между изображением фронтона избы и женского костюма;

5.Сделать вывод, что крестьянская одежда не только   костюм, а образная модель мироздания.

Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

Формирование универсальных учебных действий обучающихся:

Личностные УУД:

- осваивать древние корни своего народа;

- формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи в учебе;

- планировать пути достижения цели;

- оценивать результат на поставленную задачу.

Познавательные УУД:

- осознавать народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

- выполнять эскизы.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в группе;

- согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.

Ход урока.

1.Организационный  момент

2.Целеполагание и мотивация .

(Слайд1)

-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

(Слайд2) Тема урока  «Народный праздничный костюм»

Цель урока? (Слайд3)

(Слайд4)-  Какой в старину была жизнь крестьян?

Действительно, им  приходилось очень много трудиться . Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян долгожданным и желанным. К нему готовились.

Все надевали лучшую, праздничную одежду. Её шили сами и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство.

Формирование новых знаний.

. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы.

(Слайд5) Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай

 Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Женский костюм был намного сложнее и многослойнее, чем мужской . Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.

В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан.  Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, спереди украшали узорной (княжей) полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

 В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. 

 (Слайд 6) Праздничные костюмы удивляют своим многоцветием. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли.  И основным мотивом проходит сочетание белого и красного цветов.

Основа женского костюма – белая длинная рубаха из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.

(Слайд 7) 1.Понева – клетчатая шерстяная юбка из двух полотнищ. Она одевалась непременно поверх рубахи . Понёву носили только замужние женщины. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.

2. Затем шел передник (запон, занавеска) . Передник обычно делали из холста , щедро украшали вышивкой , тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. . Передник нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя.

3. Далее одевали навершник – верхнюю короткую одежду без рукавов .

4.На голову надевали шапочку-сороку (кику).

(Слайд 8).Важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов.

Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении.

Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них:

- налобная часть – кичка с рогами или гладкая;

- чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока”;

Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

(Слайд9 )Форма и декор кокошников. Они нередко украшались изображениями солнца, звезд, древа жизни, птиц. Образный строй головных уборов в народных представлениях был связан с небом.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. А вот верхняя часть женской рубахи, её подол, понёва и передник выражали своими узорами идею земли. И украшались они знаками земли и плодородия.

(Слайд 10) Рассмотрим мужской праздничный костюм.

1.Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) с воротником-стойкой или без него. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту.

2.Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

3. Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами .

4.Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы .

(Слайд11) Что общего в форме верхней части женского костюма и фронтона избы?

 Таким образом, можно сказать, что народный костюм – это не просто одежда, в народном праздничном костюме люди выражали свои представления о мире, частью которого они себя ощущали.

4.Физкультминутка .

5. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

6. Итог урока, выставка и анализ работ.

7.  Домашнее задание

Узнать о народных праздниках (как проходили, чему посвящались).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

"Народный праздничный костюм"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

5 класс "Народный праздничный костюм"

презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...