Урок ИКН в 6 классе по теме «Легенды о возникновении географических названии нашей местности».
план-конспект урока (6 класс)

Урок ИКН в 6 классе по теме

«Легенды о возникновении географических названии нашей местности».

Цель урока:  1. Повторить знания детей о топонимике.       

                         2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы,

                             логического мышления обучающихся.

                         3. Способствовать    формированию    интереса   к    изучению                   

                             истории  сел,  деревень,  озер,  рек.

Оборудование: карта    РМЭ, Мокинского района, проектор,   

                             книги И.С.Галкина «Топонимика Марийского

                             края», О.П.Воронцовой и И.С.Галкина «Топонимика РМЭ»,      

                             А.Н.Куклина «Марий Элын историйже вер-шор лумлаште»,

                             карточки с географическим названием, с названием эпох.

 

Ход  урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Ребята, давайте поприветствуем друг друга  и наших гостей   улыбкой.  Настроимся на хорошую работу.  Поприветсвуем  наших гостей.(Слайд 1)

  1. Повторение пройденного материала.

Ответьте на вопросы:

- Что изучает топонимика?

- Топоним – это…

- С помощью каких окончаний образуются марийские топонимы?(Слайды 2-3)

     III. Мотивация

Ребята, а много деревень в Моркинском районе?

- Действительно, в нашем районе очень много деревень (около 150 населенных пунктов)

- Из скольких деревень учатся дети в нашем 6 классе? Из каких? (Кугу Шале, Купсола, Тойметсола, Коркатово, Курыкйымал, Йердур, Кульбаш)

- А вы знаете откуда произошло название вашей деревни? (знаем, но только историю своей деревни)

- Как вы узнали? (изучали легенды)

- А хотели ли бы вы узнать откуда произошли топонимы нашей местности?

- Соответственно, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Изучать легенды о том, как произошли географические названия нашей местности (ответы детей)

- Значит, тема нашего урока: «Легенды о происхождении географических названий нашей местности» (ответы детей) Запишите тему урока в тетрадь (Слайд 4)

 

  1. Изучение новой темы

 

- Ребята, для того чтобы получше познакомиться с вашей родной деревней мы совершим виртуальную поездку по деревням на наших школьных автобусах. Поедем на трех автобусах. Вы согласны? Чего же вы ждете от поездки? (ответы детей) (Слайд 5)

- Садитесь, пожалуйста, на мягкие кресла. Пристегните ремни. Пассажиры первого автобуса, второго автобуса, третьего автобуса, посмотрите в окна, вот он наш Моркинский район. (Слайд 6)

- Сначала мы поедем в гости к Максиму и Дамиру в деревню Абдаево. Максим, встречайте гостей. (сообщение с презентацией Максима о топониме Абдаево) (Слайд 7)

- Ну что ж, поедем дальше, а по пути вспомним, что такое

легенда (1 автобус),

предание (2 автобус),

миф (3 автобус)  (Слайд 8)

- Стоп, мы приехали. Деревня Купсола. Интересно, откуда возникло географическое название Купсола? Существуют ли легенды? Об этом нам расскажет Аида. (Слайд 9)

- Найдите топонимы с окончаниями

         -сола (1 автобус)

         -нур (2 автобус)

         -энер (3 автобус) (Слайд 10)

Работа с книгой «Моркинский район», Йошкар-Ола, 2004г.

- Посмотрите в окна автобуса – деревня Большие Шали. В этой деревне живут Артур, Амалия, Кирилл. А встречать гостей будет Кирилл (презентация) (Слайд 11)

- Объясните топонимику

         Карман Курык (1 автобус)

         Мушыл (2 автобус)

         Вончо (3 автобус) (Слайд 12)

- Едем дальше. Впереди деревня Тойметсола. Вероника, а твоя деревня большая? Сколько в ней улиц? Откуда произошло название твоей деревни? (Выступление Вероники) (Слайд 13)

- Придумать название деревни по следующим данным:

1 автобус: деревня, рядом с которым очень много земляники

2 автобус: деревня, которую «захватили» ежи

3 автобус: в этой деревне очень красивые богатые дома (Слайд 14)

- Марина, давно была в гостях у своей бабушки? Предлагаю навестить ее всем классом. (Выступление с презентацией о деревне Кожлаер) (Слайд 15)

- Спешим дальше. Мы в деревне Ердур в гостях у Элины. (Выступление) (Слайд 16)

- Остановка. Вспомните песни с географическими названиями нашей местности (Слайд 17)

- Деревня Курыкйымал (выступление) (слайд 18)

- Перед нами татарская деревня Кульбаш. О топониме этой деревни расскажет нам Алсу. (Слайд 19)

- Придумайте легенду по названиям местности:

1 автобус:   Киндемушыл

2 автобус:   Арбузсола

3 автобус:   Казанур (слайд 20)

- Вот мы и вернулись в деревню Коркатово. Здесь находится наш лицей. О родной деревне расскажет нам Саша. (Слайд 21)

 

  1. Итог урока.

- Оформите до конца свои путевки. Завершите предложения:

Мне понравилось…

Мне не понравилось…      (Слайд 22)

     - Спасибо всем. До свидания! (Слайд 23)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toponimika.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИКН в 6 классе по теме

«Легенды о возникновении географических названии нашей местности».

Цель урока:  1. Повторить знания детей о топонимике.        

                         2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы,

                             логического мышления обучающихся.

                         3. Способствовать    формированию    интереса   к    изучению                    

                             истории  сел,  деревень,  озер,  рек.

Оборудование: карта    РМЭ, Мокинского района, проектор,  

                             книги И.С.Галкина «Топонимика Марийского

                             края», О.П.Воронцовой и И.С.Галкина «Топонимика РМЭ»,      

                             А.Н.Куклина «Марий Элын историйже вер-шор лумлаште»,

                             карточки с географическим названием, с названием эпох.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Ребята, давайте поприветствуем друг друга  и наших гостей   улыбкой.  Настроимся на хорошую работу.  Поприветсвуем  наших гостей.(Слайд 1)

  1. Повторение пройденного материала.

Ответьте на вопросы:

- Что изучает топонимика?

- Топоним – это…

- С помощью каких окончаний образуются марийские топонимы?(Слайды 2-3)

     III. Мотивация

Ребята, а много деревень в Моркинском районе?

- Действительно, в нашем районе очень много деревень (около 150 населенных пунктов)

- Из скольких деревень учатся дети в нашем 6 классе? Из каких? (Кугу Шале, Купсола, Тойметсола, Коркатово, Курыкйымал, Йердур, Кульбаш)

- А вы знаете откуда произошло название вашей деревни? (знаем, но только историю своей деревни)

- Как вы узнали? (изучали легенды)

- А хотели ли бы вы узнать откуда произошли топонимы нашей местности?

- Соответственно, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Изучать легенды о том, как произошли географические названия нашей местности (ответы детей)

- Значит, тема нашего урока: «Легенды о происхождении географических названий нашей местности» (ответы детей) Запишите тему урока в тетрадь (Слайд 4)

  1. Изучение новой темы

- Ребята, для того чтобы получше познакомиться с вашей родной деревней мы совершим виртуальную поездку по деревням на наших школьных автобусах. Поедем на трех автобусах. Вы согласны? Чего же вы ждете от поездки? (ответы детей) (Слайд 5)

- Садитесь, пожалуйста, на мягкие кресла. Пристегните ремни. Пассажиры первого автобуса, второго автобуса, третьего автобуса, посмотрите в окна, вот он наш Моркинский район. (Слайд 6)

- Сначала мы поедем в гости к Максиму и Дамиру в деревню Абдаево. Максим, встречайте гостей. (сообщение с презентацией Максима о топониме Абдаево) (Слайд 7)

- Ну что ж, поедем дальше, а по пути вспомним, что такое

легенда (1 автобус),

предание (2 автобус),

миф (3 автобус)  (Слайд 8)

- Стоп, мы приехали. Деревня Купсола. Интересно, откуда возникло географическое название Купсола? Существуют ли легенды? Об этом нам расскажет Аида. (Слайд 9)

- Найдите топонимы с окончаниями

        -сола (1 автобус)

        -нур (2 автобус)

        -энер (3 автобус) (Слайд 10)

Работа с книгой «Моркинский район», Йошкар-Ола, 2004г.

- Посмотрите в окна автобуса – деревня Большие Шали. В этой деревне живут Артур, Амалия, Кирилл. А встречать гостей будет Кирилл (презентация) (Слайд 11)

- Объясните топонимику

        Карман Курык (1 автобус)

        Мушыл (2 автобус)

        Вончо (3 автобус) (Слайд 12)

- Едем дальше. Впереди деревня Тойметсола. Вероника, а твоя деревня большая? Сколько в ней улиц? Откуда произошло название твоей деревни? (Выступление Вероники) (Слайд 13)

- Придумать название деревни по следующим данным:

1 автобус: деревня, рядом с которым очень много земляники

2 автобус: деревня, которую «захватили» ежи

3 автобус: в этой деревне очень красивые богатые дома (Слайд 14)

- Марина, давно была в гостях у своей бабушки? Предлагаю навестить ее всем классом. (Выступление с презентацией о деревне Кожлаер) (Слайд 15)

- Спешим дальше. Мы в деревне Ердур в гостях у Элины. (Выступление) (Слайд 16)

- Остановка. Вспомните песни с географическими названиями нашей местности (Слайд 17)

- Деревня Курыкйымал (выступление) (слайд 18)

- Перед нами татарская деревня Кульбаш. О топониме этой деревни расскажет нам Алсу. (Слайд 19)

- Придумайте легенду по названиям местности:

1 автобус:   Киндемушыл

2 автобус:   Арбузсола

3 автобус:   Казанур (слайд 20)

- Вот мы и вернулись в деревню Коркатово. Здесь находится наш лицей. О родной деревне расскажет нам Саша. (Слайд 21)

  1. Итог урока.

- Оформите до конца свои путевки. Завершите предложения:

Мне понравилось…

Мне не понравилось…      (Слайд 22)

     - Спасибо всем. До свидания! (Слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"

Цель:  формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...

презентация к уроку в 8 классе "Построение модели невидимого объекта. Возникновение в науке теоретических представлений о веществе и химической реакции."

В перезентации дается понятие вещества и сущности химической реакции в виде модели, которые представляли древнегреческие ученые Аристотель и Демокрит.Начало создания атомно-молекулярной теории Ро...

9 класс, срезовая работа "Неопределенный артикль с географическими названиями"

В этом файле, возможно, для Вас будет полезна срезовая работа "Неопределенный артикль с географическими названиями" для 9 класс (М.З.Биболетова), составленная мной....

Конспект урока английского языка по теме "Определенный артикль THE с географическими названиями". 5 класс.

Конспект урока английского языка "Определнный артикль THE  с географическими названиями" составлен с учетом требований ФГОС к уроку иностранного языка.УМК "Raibow English", 5 ...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль")

Учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”, анализируют легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобраз...

Урок литературы в 6 классе на тему "Легенда об Арионе. Стихотворение А.С.Пушкина "Арион". Сравнительный анализ"

Материал содержит подробный конспект урока литературы в 6 классе и продолжает серию уроков в разделе "Мифы Древней Греции". На урокедать дается понятие о легенде, дети знакомятся с содержани...