Главные вкладки

    Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

     

    Цель:

      формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;

    Задачи:

     - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины;

     - способствовать развитию учебных и интеллектуальных умений и навыков: работа с учебником, схемами, картами атласа; анализ и синтез информации, обобщение;

     - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе на основе изучения ее красоты и уязвимости, уважение к воде.

        

    Оборудование: физическая карта полушарий, карта России,  учебники, атласы, презентация «Реки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reki.doc37 КБ
    Office presentation icon prezentaciya.ppt1.99 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                            Урок географии, 6 класс

                                   Учитель – Иванова Л.И., МБОУ СОШ №16 г. Владимира

    Тема: Реки в природе и на географических картах.

    Цель:

      формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;

    Задачи:

     - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины;

     - способствовать развитию учебных и интеллектуальных умений и навыков: работа с учебником, схемами, картами атласа; анализ и синтез информации, обобщение;

     - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе на основе изучения ее красоты и уязвимости, уважение к воде.

       

    Оборудование: физическая карта полушарий, карта России,  учебники, атласы, презентация «Реки»

                                                                   ХОД  УРОКА

    1. Организационный момент.
    2.  Изучение темы.

    Учитель.

      Сегодня мы будем изучать объект природы, которому посвятили свои произведения многие знаменитые художники, писатели,  поэты. Я прочитаю несколько строк.

                                              «О, Волга!.. колыбель моя,

                                                Любил ли кто тебя, как я?

                                                              (Н.А.Некрасов)

                                        «Чуден Днепр при тихой погоде…»

                                                               (Н.В.Гоголь)

    Что это за объект?

         Ученики. Реки. Сообщение темы и цели урока. На экране (слайды № 1,2).   Запись темы урока в тетрадь.  

    Учитель.  

         Реки покрывают земной шар, словно тонкой  паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По ним селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения. Вся жизнь человека была когда-то  связана с реками.  Реки кормили и поили людей, были естественной преградой от врагов. В разговорную речь вошли уважительные и ласковые слова: Волга-матушка, Ока- красавица, Амур-батюшка, Енисей-богатырь. Все вы видели реку (слайд № 3). Что такое река?

         Ученики. Ответ (слайд № 4) Запись в тетрадь.

         Учитель.

         Каждая река состоит из истока, русла, устья (слайд №5). Что же такое исток?

         Ученики. Начало реки.

         Учитель. Что может быть началом реки? (слайд № 6) . Приведите примеры рек, у которых исток озеро. Какие реки берут начало в горах? Работа с атласом,  картой.

         Учитель. Определение понятия русло найдите на слайде (слайд №7).   Запишите в тетрадь. Что такое  устье? – (слайд №7). Запись в тетрадь. Устья не одинаковые у разных рек. Выделяют два вида устья: дельта и эстуарий. Найдите эти два определения в учебнике. Запишите их в тетрадь, зарисуйте схематично устья рек (страница  в учебнике 186)  

          Учитель. Помимо главной реки могут быть и ее притоки. Как же мы будем их различать?

          Предположения учащихся.

         Учитель. Верно, притоки делятся на правые и левые.  Чтобы определить, какой из них правый, а какой левый, нужно встать по направлению реки, лицом к устью. Если приток впадает справа, то это правый приток. Слева – левый. Притоки бывают 1, 2, и т.д. порядка. Если приток впадает  в главную реку – он 1 порядка, в приток 1 порядка – значит 2… (слайд № 8) Посмотрите на схему. Зарисуйте ее в тетрадь. Мы уже узнали много новых понятий. Откроем учебники, найдем незнакомые понятия, те, которые нам предстоит еще узнать.

          На доске запись:

                          З н а е м!                          У з  н а е м !

                          Река                                   Пойма  (слайд №9)

                          Исток                                 Речная долина, схема долины (слайды № 10, 11)

                          Русло                                 Речной бассейн 

                          Устье                                 Водораздел (слайды № 12, 13)

                          Приток                              Речная система (слайд №  14)                                                                                            

          Учитель. Объяснение по всем терминам из колонки  УЗНАЕМ! Запись определений в тетрадь, смена слайдов   (№№ 9 – 14)                

         Учитель. Все ли реки одинаковы по характеру течения?

          Ученики.  Ответ. Нет (слайд 15,16) Сравнение двух рек, выяснение причин характера течения рек (слайд № 17) – обсуждение таблицы по вариантам.

          Задание: первый вариант составляет рассказ о горной реке,  второй - о равнинной. Привести примеры рек, показать их на карте.  Время подготовки – 3 минуты.

     На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что такое река, каковы ее части.

    Закрепление изученного материала  (слайды № 18, 19)

     Учитель.

         Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Ваше домашнее задание (слайд №20) Запись  домашнего задания  в дневнике.

    Литература:

    Учебник . 6 класс, О.А. Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др. География. Землеведение.

    Пособие. Начальный курс географии в схемах и таблицах. Ж.М.Якубович.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: Реки в природе и на географических картах. Автор: Иванова Л. И . , учитель географии МБОУ СОШ № 16 г. Владимира

    Слайд 2

    Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; научиться определять левые и правые притоки, притоки I , II и т. д. порядка; географическое положение реки; к бассейнам каких океанов относится; воспитывать любовь к рекам, видеть их красоту. цель: 2

    Слайд 3

    Река Поток воды, текущий в выработанном им углублении. Это углубление называется руслом реки 3

    Слайд 4

    Река состоит из истока, русла, устья 4

    Слайд 5

    Исток начало реки Русло самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды Устье место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, океан 5

    Слайд 6

    Озеро Болото Ледник Родник, источник Истоки реки 6

    Слайд 7

    Пойма Нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье 7

    Слайд 8

    ОЗЕРО БОЛОТО РОДНИК ЛЕДНИК ИСТОК Русло реки Приток 1 порядка ДОЛИНА ПОЙМА УСТЬЕ ДЕЛЬТА ЭСТУАРИЙ МОРЕ ОЗЕРО ДРУГАЯ РЕКА ОКЕАН 8

    Слайд 9

    Речная долина узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды 9

    Слайд 10

    рус ло пойма пойма террасы речная долина 10

    Слайд 11

    Речной бассейн это участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку Водораздел это граница, разделяющая соседние речные бассейны 11

    Слайд 12

    12

    Слайд 13

    Речная система главная река со всеми притоками 13

    Слайд 14

    Равнинная река 16 14

    Слайд 15

    Горная река 15

    Слайд 16

    Равнинная река Горная река большая разница в высоте между истоком и устьем небольшая разница в высоте между истоком и устьем большая скорость течения небольшая скорость течения река разрушает река наносит узкая, глубокая речная долина широкая, неглубокая речная долина 16

    Слайд 17

    Задание на проверку знаний Что такое исток, устье, приток ? Что такое речная система? Из каких частей она состоит? Дайте определение термина « Речная система», перечислите ее составные части 17

    Слайд 18

    Задания на проверку умений Приведите примеры левых и правых притоков Волги, Оби, Енисея, Лены Задание на знание номенклатуры Покажите на карте( от истока до устья) следующие реки: Волга, Енисей, Амазонка, Нил, Хуанхэ, Обь, Лена, Миссисипи, Дон, Днепр 18


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    География 6 класс. Проверочная работа по теме " Географическая карта"

    Самостоятельная работа по итоговому повторению темы....

    Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

    Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

    презентация Реки в природе и на географических картах

    презентация к уроку географии 6 класс...

    План модульного урока географии в 7 классе по теме "Австралия: географическое положение, исследование, рельеф"

    Урок для  учащихся  7  класса. Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География  материков  и  океанов. 7 класс, М., Дрофа.Тип  урока: модульный.Метод...

    Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"

    Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"...

    Методическая разработка урока географии в 5 классе "План местности и географическая карта"

    Урок по ФГОС. Третий урок раздела "Виды изображений поверхности Земли".  Используемые учебники и учебные пособия:1 Учебник  География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин....

    Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

    Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...