Статья "Контроль знаний как способ повышения качества."
статья

В статье "Контроль знаний как способ повышения качества." описываются цели, функции и виды диагностики знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 55.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль знаний как способ повышения качества.

Диагностика усвоения знаний и формирования умений играют исключительно важную роль в организации учебного процесса, так как она предоставляет учителю необходимую информацию для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. От её объективности, полноты и своевременности во многом зависит качество обучения.

Диагностика является одновременно и инструментом для определения степени усвоения учебного материала, и сигналом о трудностях при изучении материала, об эффективности используемых учителем методов.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в   обнаружении достижений, успехов   учащихся; в указании   путей   совершенствования, углубления знаний, умений, их анализа и коррекции с   тем, чтобы   создавались   условия   для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию и снова оценить уровень усвоения знаний, добиваясь полного усвоения материала и поставленных целей обучения.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности и добиваться их полного усвоения для своего уровня.

Если перечисленные цели   контроля   знаний   и   умений   учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция – это выявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Корректирующая функция.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

4. Развивающая функция.

В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, такие качества личности, как способности, склонности, интересы, потребности

5. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся

Контроль должен стимулировать ребенка заниматься данным предметом.

Для этого необходимо:

  • объяснение критериев оценки,
  • разумные требования,
  • принцип открытых перспектив,
  • вселение успеха,
  • словесное одобрение

6. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.

Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:

  • что   должно   проверяться,
  • кто   должен опрашиваться,
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,
  • какой ожидается эффект от проведения проверки.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

  • внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами)
  • внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

На административном уровне

В нашей школе сложилась система административного контроля, которая включает в себя:

  • Входные контрольные работы (проводятся в сентябре)
  • Работа по вычислительным навыкам (октябрь)
  • Работы за 1 полугодие (декабрь)
  • Промежуточная аттестация (май) На промежуточную аттестацию у нас во всех классах выноситься математика.

Кроме того, по плану административного контроля проводятся небольшие срезовые работы по конкретным темам программы. Также администрация осуществляет контроль за проверкой тетрадей учащихся.

Все работы анализируются, справки с рекомендациями зачитываются учителям. Со всеми учащимися, которые получили неудовлетворительные отметки за работы, учителя занимаются, отрабатывают материал.

Наверное, как и во всех школах, наши учителя сдают план подготовки к ГИА и отчитываются о его реализации.

Каждую четверть проводиться анализ успеваемости. Если ученик получил за четверть двойку, то учитель обязан написать и сдать в учебную часть план ликвидации задолженности.

Вот пример такой коррекции знаний: Учитель разрабатывает карточку с индивидуальными заданиями. Также здесь фиксируется тема, задания, которые ученик отрабатывает дома, даты консультаций с учителем и даты зачетов по указанным темам. Родители учащихся знакомятся с планом ликвидации задолженности, подписывают его. Если ученик сдает зачет, то учитель в отведенной графе ставит свою подпись.

Для учителя основным видом оценивания является формирующее оценивание.

Такое оценивание проводится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.

Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.

Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех.

принципы оказания обратной связи

1. Показывать, что получилось хорошо.

2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).

3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях.

4. Создавать возможность вносить исправления.

Например, на уроке детям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения

Я использую используются следующие виды контроля:

Вводный контроль – актуализация опорных или остаточных знаний.  При этом используется без отметочных метод. Учитель может давать учащимся только оценки.

Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат. На этом этапе констатация факта усвоил – не усвоил.

Корректирующий - исправление недостатков. (Ликвидация пробелов и развитие т.е. переход учащихся на более высокий уровень) Здесь используется дифференцированный подход

Итоговый - отслеживание фактического усвоения материала. Результат каждого учащегося выражается в отметке.

Одной из главных задач в работе учителя является планирование контроля, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов и форм организации деятельности, учащихся на уроках и внеурочное время.

Одним из средств повышения качества математического образования является правильно организованная система контроля, которая не тормозит, а развивает ученика.

Знания, умения и навыки учащихся должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения.

Контроль знаний

• предоставляет возможность каждому учащемуся выявлять особенности осуществления своей учебной деятельности, причины этих особенностей с целью обогащения своего учебного опыта;

• опирается на общие математические умения, связанные с соответствующей содержательно-методической линией, и учитывает специфические умения, связанные с конкретной математической темой;

• учитывает следующие составляющие учебного математического опыта учащегося:

— опыта, приобретаемого до начала изучения темы, лежащего в основе успешного изучения темы,

— опыта, формируемого в процессе изучения темы,

— опыта, связанного с обобщением и систематизацией материала изученной темы;

• позволяет разрабатывать средства, включающие учащегося в диагностическую, коррекционную и рефлексивную деятельность

Контроль на уроках математики - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяет многим ученикам достигнуть обязательных результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Введение в учебный план факультативного курса «Естествознания» как способ повышения качества знаний по химии и биологии в школе

Данный курс "Естествознание" был введен в базисный УП СОШ №2 г. Невинномысска в рамках краевой экспериментальной площадки....

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Обобщение опыта на тему "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний."

В данном сообщении приведён опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы за несколько лет работы в среднем и старшем звене....

Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, проме...