"Создание системы проектной деятельности в школе"
статья

В работе даютя рекомендации по внедрению проектной деятельности в школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_proektnuyu_deyatelnost.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать проектную деятельность со школьниками. Памятки и пошаговая инструкция

Чтобы помочь ученикам реализовать себя в роли исследователя и углубить знания в психологии, а также развить навыки публичного выступления, предложите принять участие в проектной деятельности.

Что дает участие в проектной деятельности

Польза для школьника. В процессе работы над проектом ученик углубит знания в области психологии, сформирует рефлексию, критическое мышление, позитивный опыт сотрудничества и делового общения, повысит самооценку и реализует себя в роли исследователя. А также сформирует ИКТ-компетенции, навыки публичных выступлений, отношение к поиску новых знаний как к ценности и примет участие в конференциях.

Как выявить склонность ученика к проектной работе

Внимание
Участие школьника в проектной деятельности должно быть на добровольной основе

Психологическая диагностика выявит направленность и склонность ученика к проектной работе. В качестве критериев личности школьника, склонного к исследовательской деятельности, учитывайте следующие особенности.

Особенности мышления. Исследовательский тип мышления (критичность ума, сформированность логических операций, высокий интеллект, наблюдательность).

Мотивационно - познавательная сфера. Высокая поисковая активность, любознательность, целеустремленность, самостоятельность мышления, позитивное отношение к учению.

Личностные особенности ученика. Креативность, желание реализовать себя в научном творчестве; признание познания, науки, научных знаний как общечеловеческой ценности; амбиции учащегося, которые он реализует в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, желании иметь печатные работы в сборниках.

При работе над проектом ученик решает значимую для него проблему. Поэтому предполагается кардинально изменить форму организации образовательного процесса. Здесь важно не передавать знания, а направлять деятельность школьника. Рассмотрим действия, которые помогут оказать развивающий эффект в сопровождении учеников.

Консультировать. Задавайте вопросы, которые стимулируют размышление, анализ и самостоятельную оценку деятельности. Важно удержаться от подсказок, направить мышление ребенка в то русло, где он найдет ответ. Во время консультирования отвечайте только на возникающие у ученика вопросы. В процессе работы помогайте детям соизмерять свои желания и возможности.

Мотивировать. Раскрывайте перед учениками ситуацию научно-исследовательской деятельности как ситуацию творчества и свободы самоопределения, самореализации.

Быть в роли фасилитатора. Помогайте найти экономичный и эффективный путь решить научно-исследовательскую проблему: от ее обсуждения до окончательной реализации научного замысла школьников.

Наблюдать. Отслеживайте процесс научно-исследовательской деятельности на каждом этапе и ее результаты.

Формировать. Целенаправленно формируйте личностные качества ученика, рефлексию, самооценку, умение делать осознанный выбор и осмысливать его последствия, отстаивать свои убеждения.

Как мотивировать ученика к проектной деятельности

Важно, чтобы между педагогом и учеником сохранялись взаимное доверие, психологический комфорт, которые обеспечат успешность совместной деятельности. Сформируйте поисковую ситуацию, стимулируйте интерес учащихся.

Важно
Структура проекта:
– титульный лист;
– введение;
– теоретическая часть;
– практическая часть;
– заключение

Проблемы, с которыми может столкнуться школьник. Ученик испытывает сложности в определении темы; ученику не хватает исследовательских умений и навыков; школьник теряет интерес к теме, не может найти или структурировать материалы исследования; в ходе работы в команде учащихся кто-то выбывает или происходит конфликт. На этих этапах поддерживайте ученика и сохраняйте интерес к исследовательской деятельности.

Если ученик не может найти проблему для исследования, то используйте упражнение в виде незаконченных предложений. Оно поможет отыскать ту тему, которую ребенок пока еще не увидел и не определил для себя. Попросите закончить предложения:

1. Меня все время с детства мучает вопрос…

2. Когда я утром встаю, то думаю…

3. Торопясь в школу, я все время пребываю в мысли…

4. Я очень хотел (а) получить ответ на вопрос…

Совет
На каждом этапе подготовки проекта проводите рефлексию, обсуждайте проблемы и результаты

Ответы учеников необходимо трансформировать в проблему и научный вопрос. Например: Когда я утром встаю, подхожу к своему окну и думаю… Ответы: как хочется спать (темы в области режима дня, физической и психической усталости и способах поддержания работоспособности); что мне сегодня приснилось (темы в области снов и сновидений); хочу, чтобы день стал для меня счастливым (темы в области счастья, эмоциональных состояний); позвонит он мне или не позвонит (темы любви, дружбы, отношений).

При помощи наводящих вопросов помогите ребенку прийти к осознанию и формулировке темы следующим образом: «Что именно ты хотел узнать, проверить? Какая область наук тебе интересна? К кому ты можешь обратиться за помощью помимо школы? Какая у тебя есть возможность, чтобы провести исследование на определенной базе?» (Группа в детском саду, студенты вуза, производственный коллектив.)

Пошаговая инструкция, чтобы подготовить проект

Чтобы вам достичь высоких результатов в работе со школьниками по проектам и повысить качество образовательного процесса, воспользуйтесь пошаговой инструкцией.

!

ПОСМОТРЕТЬ ПОШАГОВУЮ ИНСТРУКЦИЮ>> 

Шаг 1.

 Выберите тему

Тема должна быть интересна самому ребенку. Это повышает мотивацию. Если ученик не хочет участвовать, то не настаивайте. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Примеры тем: «Психологические особенности молодых людей, которые входят в субкультуры», «Исследование прокрастинации подростков», «Экстрим как образ жизни», «Влияние школьной формы на успешность обучения», «Проблема психологического здоровья» и др.

Шаг 2.

Работа с источниками информации.

Выясните, что ученик знает по выбранной теме. Посоветуйте ему обратиться в библиотеку или к интернету, а также к профессионалам в исследуемой теме.

Шаг 3.

Согласуйте время для консультаций.

Договоритесь с учеником, в какое время вам удобно обсуждать проект. Важно, чтобы консультации не отвлекали от основных уроков, планируйте их во внеурочное время.

Шаг 4.

 Спланируйте этапы работы.

Обязательно контролируйте, чтобы ученик соблюдал последовательность проекта. Помогите после выбора темы, сформулировать цель исследования, объект, предмет, гипотезу и задачи. Далее ученик самостоятельно работает с источниками информации (словари, энциклопедии, учебники, монографии, научные статьи). Совместно обсудите, как школьник может провести практическую часть. Предложите создать анкету, опросник, эксперимент или воспользуйтесь уже известными методиками, тестами. Далее покажите ребенку, как обрабатывать результаты, строить диаграммы и подводить итог.

Шаг 5.

 Участвуйте в конференциях.

Помогите школьнику подготовить презентацию и психологически подготовьте к выступлению, помогите распределить время и уверенно отвечать на вопросы. Готовый проект презентуйте на внутришкольной, областной или всероссийской конференции.

5 метапредметных результатов, которых достигнут школьники в проектной деятельности

  1. Ученики умеют самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы.
  2. Самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач.
  3. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  4. Определяют понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии, умеют классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работают индивидуально и в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система проектной деятельности в географическом образовании

Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашей школы. Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. Считаю, что именно учебный прект - это совместная уч...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и админ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...