дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Безопасность движения"
материал (10 класс)

Общеразвивающаяпрограмма для детей 14-18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_2018.docx56.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»  

г. Тарко-Сале Пуровского района

Обсуждена на заседании

научно-методического совета

МБОУ ДО «ДДТ»

г. Тарко-Сале

Протокол №1 от «31» августа  2019 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО

«ДДТ» г. Тарко-Сале

______________Г. Н. Канищева

Приказ № ___от «31» августа 2018 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

Возраст детей: 15-16 лет

Срок реализации: 1 год

                                                         

                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                      Бызов Александр Константинович

                                                                                      педагог дополнительного образования

                                                                             

 г. Тарко-Сале

2018 год

                                                                                     

  1. Пояснительная записка.

Реализация общеразвивающей программы дополнительного образования «Безопасность движения» направлена на повышение компетенций обучающихся в области правил дорожного движения, первичных навыков вождения автомобильного транспорта, а так же, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Общеразвивающая программа «Безопасность движения» строится по следующим принципам:

  • реализация разделов программы проводится в течение одного учебного года в 9-х классах;

При разработке общеразвивающей программы «Безопасность движения» были использованы требования и положения следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" образования";
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

     Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Безопасность движения" разработана для ознакомления детей в возрасте 15–16 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ, умение оказывать первую доврачебную помощь, вождение автомобиля, выполнение  на автомобиле различных упражнений на автодроме. Занимаясь в  объединении воспитанники приобретают практические навыки вождения автомобиля и теоретические знания по правилам дорожного движения. Закончив обучение по данной программе  дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Адресат программы

 Учащиеся в возрасте 15-16 лет, т.к. в этом возрасте базисные знания, умения и навыки, приобретённые в общеобразовательной школе, соответствуют данному виду технического творчества.

Объем и срок освоения программы: 

Программа рассчитана на 1 год обучения, 216 часов теоретических занятий, реализуется с 2016 года.

Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Каникулы с 1 января по 8 января и с 31 июня по 31 августа.

Форма обучения:  очная.

        Актуальность программы:

Программа  “Безопасность движения” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правил дорожного движения РФ”.   Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку  твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.    Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.

Отличительные особенности программы:

  Программа обучения предусматривает теоретическое обучение.

   В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, а также с использованием образовательных программ.

   

   Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает   изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют автотренажер.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
  2. Познакомить с историей правил дорожного движения;
  3. Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
  4. Совершенствовать навыки ориентировки на дороге;
  5. Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
  6. Освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного  поведения  на  дорогах.

Развивающие:

  1. Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  2. Развивать дорожную грамотность детей;
  3. Развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
  4. Развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
  5. Развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные:

  1. Воспитывать безопасную личность;
  2. Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
  3. Формирование культуры участника дорожного движения;
  4. Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
  5. Профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

  1. Содержание  общеразвивающей программы технической направленности «Безопасность движения»:

 Программа «Безопасность движения» - направлена на изучение правил дорожного движения и формирование безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Учебная программа «Безопасность дорожного движения» состоит из двух учебных блоков:

2.1. «Основы безопасности дорожного движения».

2.2. «Основы управления транспортным средством».

2.1 Содержание  блока программы дополнительного образования «Безопасность движения»:

 «Основы безопасности дорожного движения».

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Статистика детского дорожного травматизма.

2

2

3

Система безопасности дорожного движения

Как появились дорожные знаки.

Родословная светофора.

История появления Правил дорожного движения.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

4

4

4

Правила дорожного движения.

84

38

8

4.1

Дорожные термины и понятия.

4

4

4.2

Регулирование дорожного движения.

4

4

4.3

Сигналы светофора.

4

4

4.4

Сигналы регулировщика

4

2

2

4.5

Дорожные знаки

6

6

4.6

Обязанности пешехода.

4

2

2

4.7

Обязанности пассажира.

2

2

4.8

Дорога и ее элементы.

6

6

4.9

Элементы дорожной разметки.

4

4

4.10

Тормозной путь, остановочный путь.

6

4

2

4.11

Пешеходные переходы и их виды.

4

4

4.12

Переход улицы по пешеходному переходу, вне пешеходного перехода.

4

4

4.13

Предупреждающие дорожные знаки.

4

4

4.14

Запрещающие дорожные знаки.

4

4

4.15

Дорожные знаки приоритета.

4

4

4.16

Предписывающие дорожные знаки.

4

4

4.17

Дорожные знаки особых предписаний.

4

4

4.18

Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки дополнительной информации.

4

4

4.19

Дорожные знаки сервиса.

2

2

4.20

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

6

4

2

5

Решение игровых ситуаций

6

4

2

5.1

Пешеход и перекресток

2

2

5.2

Условия ограниченной видимости

4

2

2

6

Требования к движению пешеходов и велосипедистов.

2

2

7

Участники дорожного движения.

2

2

8

Поведение при дорожно-транспортном происшествии.

4

2

2

9

Конструирование «Улица моего города»

8

6

2

10

 Конкурс рисунков «Я на дороге».

2

2

11

 Викторина «Дорога без опасности».

2

2

12

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

120

104

 16

Содержание тем  «Основы безопасности дорожного движения».

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Основы безопасности дорожного движения». Вводный инструктаж по технике безопасности.

  1. Статистика детского дорожного травматизма.

Статистика детского дорожного травматизма. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием подростков.

  1. Система безопасности дорожного движения

Как появились дорожные знаки. Первое дорожно-транспортное происшествие. Введение дорожных знаков. Первая международная конвенция по регулированию дорожного движения.

Родословная светофора. Первый в мире светофор. Изобретение современного светофора. Первый светофор в России.

История появления Правил дорожного движения. Первые указы по регулированию движения на дорогах. Инструкция городовым Московской полиции. Инструкция по организации Рабоче-крестьянской милиции. Декрет СНК РСФСР от 10 июня1920 г. «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям(правила)». «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. История создания Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Задачи, которые решает ГИБДД. Сотрудники ГИБДД и безопасность дорожного движения.

4.  Правила дорожного движения.

4.1. Дорожные термины и понятия.

Велосипед. Дорога. Дорожное движение. Маршрутное транспортное средство. Обочина. Пассажир. Пешеход. Пешеходный переход. Полоса движения. Проезжая часть. Разделительная полоса. Регулировщик. Тротуар. Перекресток. Организованная перевозка группы детей. Организованная пешая колонна. Участник дорожного движения. Транспортное средство. Железнодорожный переезд. Дорожно-транспортное происшествие. Автомагистраль. Водитель. Главная дорога. Мопед. Мотоцикл. Населенный пункт.

4.2. Регулирование дорожного движения.

Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения.

4.3. Сигналы светофора.

Сигналы светофора. Зеленый цвет. Желтый цвет. Красный цвет. Желтый мигающий цвет. Реверсивные светофоры. Светофоры для рельсовых транспортных средств. Светофоры для велосипедистов. Светофоры на железнодорожных переездах.

4.4. Сигналы регулировщика.

Кто такой регулировщик дорожного движения. В каких случаях регулировщик регулирует дорожное движение. Жесты регулировщика дорожного движения.

4.5. Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.  Информационные знаки. Знаки дополнительной информации.  Знаки сервиса. Общие сведения.

4.6.. Обязанности пешехода.

Кто такой пешеход. Что запрещается пешеходу. Правила поведения пешехода.

4.7. Обязанности пассажира.

Кто такой пассажир. Что запрещается пассажиру. Правила поведения      пассажира.

4.8. Дорога и ее элементы.

Дорога и ее элементы. Проезжая часть. Полоса движения. Разделительная полоса. Тротуар. Обочина. Виды и типы дорог. Устройство дорог.

4.9. Элементы дорожной разметки.

Что такое дорожная разметка. Разметка проезжей части. Разметка пешеходных переходов. Разметка остановок маршрутных транспортных средств.

4.10. Тормозной путь, понятие безопасной дистанции.

Что такое тормозной путь. Составляющие тормозного пути. Визуальное измерение расстояний в условиях города. Время торможения. Измерение расстояния в секундах.

4.11. Пешеходные переходы и их виды.

Что такое пешеходный переход. Наземный пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Надземный пешеходный переход.

4.12. Переход улицы по пешеходному переходу, вне пешеходного перехода.

Правила перехода улицы по наземному пешеходному переходу. Правила перехода проезжей части вне пешеходного перехода с одной полосой движения, с несколькими полосами движения.

4.13. Предупреждающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Принцип схематичной передачи информации. Размещение на дороге.

4.14. Запрещающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.15. Дорожные знаки приоритета.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.16. Предписывающие дорожные знаки.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.17. Дорожные знаки особых предписаний.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.18. Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки дополнительной информации.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.19. Дорожные знаки сервиса.

Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.

4.20. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

Железнодорожный переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума. Однопутная железная дорога. Многопутная железная дорога. Искусственная неровность. Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение на велосипедах запрещено. Движение пешеходов запрещено. Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов. Конец дорожки или полосы для велосипедистов. Пешеходная дорожка. Пешеходная и велосипедная (велопешеходная) дорожка с совмещенным движением. Конец пешеходной и велосипедной (велопешеходной) дорожки с совмещенным движением. Пешеходная и велосипедная (велопешеходная) дорожка с раздельным движением. Конец пешеходной и велосипедной (велопешеходной) дорожки с раздельным движением. Автомагистраль. Дорога для автомобилей. Дорога с односторонним движением. Конец дороги с односторонним движением. Дорога с полосой для велосипедистов. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса. Место остановки трамвая. Пешеходный переход. Жилая зона. Конец жилой зоны. Пешеходная зона. Конец пешеходной зоны. Подземный переход. Надземный переход. Аварийный выход. Направление движения к аварийному выходу. Пункт медицинской помощи. Больница. Телефон. Пункт питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Место для отдыха. Пост дорожно-постовой службы. Полиция. Бассейн или пляж. Туалет.

5. Требования к движению пешеходов и велосипедистов.

Ожидание маршрутных транспортных средств. Нахождение на проезжей части. Приближение спецтехники. Использование световозвращающих элементов при движении. Движение велосипедов по краю проезжей части. Движение велосипедов по обочине. Движение велосипедов по тротуару. Движение велосипедных колонн.

6. Участники дорожного движения.

Пешеходы. Велосипедисты. Скутеристы. Мотоциклисты. Легковые автомобили. Грузовые автомобили. Автобусы. Маршрутные транспортные средства.

7. Поведение при дорожно-транспортном происшествии.

Оценка последствий дорожно-транспортного происшествия. Телефоны экстренных служб. Порядок сообщения о дорожно-транспортном происшествии.

8. Конструирование «Улица моего города».

9. Конкурс рисунков «Я на дороге».

10. Викторина «Дорога без опасности».

11 .Итоговое занятие.

Блок 2.2  «Основы управления транспортным средством».

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Приемы управления транспортным средством

2

1

1

2

Управление транспортным средством в штатных ситуациях

2

1

1

3

Управление транспортным средством в нештатных ситуациях

2

1

1

4

Понятие безопасной дистанции

2

2

5

Формирование безопасного пространства вокруг автомобиля

4

4

6

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

2

2

7

Остановка и стоянка транспортных средств

2

2

8

Обгон, встречный разъезд

2

2

9

Проезд перекрестков

2

2

10

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

2

2

11

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов

2

2

12

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов

2

2

13

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств

2

2

14

Викторина «Дорожная азбука»

2

2

15

Консультация для родителей «Ваш ребенок на улице».

2

2

16

Защита презентаций «Изучаем ПДД»

2

2

17

Беседа «Твой приятель светофор»

2

2

18

Беседа Пешеход на улице»

2

2

19

Досуговая игра «Посвящение в пешеходы»

2

2

20

Просмотр видеоматериала «Не угаданное»

2

2

21

Консультация для родителей

 «Автокресло-детям».

2

2

22

Опасности на дороге

2

2

23

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

4

4

24

Зачет

2

2

               Итого:

96

93

3

Содержание тем Блока «Основы управления транспортным средством».

  1. Приемы управления транспортным средством

 Рабочее место водителя; оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида; техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в различных температурных условиях; порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией.

  1. Управление транспортным средством в штатных ситуациях

 Маневрирование в ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом; использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами; действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них; управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу); пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам; движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в легковых и грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста; ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах; приспособления для перевозки животных, перевозка грузов в легковых и грузовых автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза. Решение ситуационных задач.

  1. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях

 Понятие о нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства; действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения; действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. Решение ситуационных задач.

  1. Понятие безопасной дистанции 

Безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке

  1. Формирование безопасного пространства вокруг автомобиля 

Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства

  1. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.

Предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части.

  1. Остановка и стоянка транспортных средств.

Порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки.

  1. Регулирование дорожного движения.

Средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

  1. Проезд перекрестков.

Общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков.

  1. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

  1. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов.

Правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.

  1. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов.

Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

  1. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств.

Общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.

  1. Викторина «Дорожная азбука»
  1. Консультация для родителей «Ваш ребенок на улице».
  1. Защита презентаций «Изучаем ПДД»
  1. Беседа «Твой приятель светофор»
  1. Беседа Пешеход на улице»
  1. Досуговая игра «Посвящение в пешеходы»
  1. Просмотр видеоматериала «Не угаданное»
  1. Консультация для родителей «Автокресло-детям».
  1. Опасности на дороге
  1. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.

  1. Итоговое занятие

Решение экзаменационных билетов на право управления транспортным средством категории «В».

5. Методическое    обеспечение   образовательной программы «Безопасность движения».

Дидактический материал:

- комплекты стендов «Дорожные знаки»;

- стенды «Дорожная разметка»;

- стенды «Средства регулирования дорожного движения»;

- комплект стендов «Основы безопасности начинающего водителя»;

- стенд «Способы торможения»;

- стенд «Приемы руления»;

       

Технические средства обучения:

- электрифицированные стенды «Светофоры в дорожных ситуациях»;

- персональные компьютеры;

- ЖК-телевизоры;

- автотренажер;

Кабинеты и мастерские:

- кабинет «Основы безопасности дорожного движения»;

- кабинет «Устройства и технического обслуживания автомобиля»;

- кабинет ПДД

Информационное обеспечение –аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;

Педагогические технологии технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2- 2,5- 3 академических часа. При составлении режима занятий, периодичности и продолжительности занятий – общего количества часов в неделю, в год педагоги руководствуются Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения.

Формы  аттестации

В качестве форм оценки знаний, умений и навыков используются экзаменационные билеты, используемые при подготовке водителей категории «В», устные опросы, письменные работы, результаты участий в соревнованиях, викторина, конкурс рисунков «Я на дороге».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:  грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал тестирования, протокол соревнований, фото.

Оценочные  материалы: 

Экзаменационные билеты категории «В», экзаменационный комплекс «Нева-2011», тесты.

Аттестация учащихся:

 - промежуточная аттестация - выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся в конце первого полугодия, в конце третьей четверти;

 -текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы;

 -повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала;

 

 -итоговая проверка и учет полученных учащимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения.

Материалы для промежуточной аттестации, текущей и повторной проверки:

Вопросы к викторине «Дорога без опасности»:

  1. Основные причины детского дорожного травматизма.
  2. Из каких составляющих складывается система безопасности дорожного движения.
  3. Что такое автомагистраль.
  4. Что такое дорога.
  5. Из каких элементов состоит дорога.
  6. Что такое перекресток.
  7. Дать определение пешеходу.
  8. Дать определение пассажиру.
  9. Что такое мопед.
  10. Что такое велосипед.
  11. Что такое пешеходный переход, какие они бывают.
  12. Для чего служат предупреждающие дорожные знаки.
  13. Как выглядят предупреждающие дорожные знаки.
  14. Для чего служат запрещающие дорожные знаки.
  15. Как выглядят запрещающие дорожные знаки.
  16. Для чего служат предписывающие дорожные знаки.
  17. Как выглядят предписывающие дорожные знаки.
  18. Для чего служат информационные дорожные знаки.
  19. Для чего служат знаки сервиса и как они выглядят.
  20. Перечислить дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
  21. Как управлять велосипедом в черте города.
  22. Как управлять велосипедом вне городской черты.
  23. Перечислить участников дорожного движения.
  24. Поведение при дорожно-транспортном происшествии.
  25. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении.
  26. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении.
  27. Форма сообщения о дорожно-транспортном происшествии.

Конкурс рисунков «Я на дороге»:

рисунки выполняются на бумаге формата А4 или А3. Рисунки могут быть выполнены цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками в произвольном стиле. Рисунки должны отражать:

- организацию дорожного движения;

- участников дорожного движения;

- дорогу с элементами разметки и участниками дорожного движения  и т.д.

Прогнозируемые результаты обучения:

К концу обучения дети будут знать:

  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на автомобиле;
  7. правила движения по дороге;
  8. как оказывать первую доврачебную помощь.

К концу обучения дети будут уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  •  водить автомобиль, выполнять определенные упражнения на автодроме;
  • оказывать первую доврачебную помощь.

8. Литература.

     

Для педагога:

  1.  «Правила дорожного движения», ООО «Атберг 98», Москва, 2016
  2. Экзаменационные билеты , рецепт-холдинг, Москва, 2016
  3. В.Н. Иванов «Теория и практика безопасного вождения» М; Астрель АСТ, 2004
  4. С.К. Шестопалов «Безопасное и экономное управление автомобилем», Москва «Академия», 1999 г.
  5. А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя», Москва «Академия» 2005 г.
  6.  «Экзамен в ГИБДД»  издательство «Питер», 2009г.
  7. А.А. Пинт «Самоучитель безопасной езды», Издательство «За рулем», 1999г.

Для учащихся

  1. «Правила дорожного движения», ООО «Атберг 98», Москва, 2016
  2. Экзаменационные билеты , рецепт-холдинг, Москва, 2016
  3. О.В.Майборода «Основы управления автомобилем и

безопасность движения», Москва, Академия, 2004 г.

  1. «За рулем», комплект журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Моделист"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделист". Пояснительная записка, КТП....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...