Практика реализации воспитательной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки «Педагогический класс»
проект

Сорокина Светлана Владимировна

Данная работа представляет собой обобщение опыта включения учащихся в воспитательную работу образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchsib.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

I.Введение

           На сегодняшний день остро ощущается нехватка педагогических кадров в образовательных учреждениях, несмотря на увеличение набора студентов в педагогические колледжи и ВУЗы. Практика показывает, что большинство студентов после окончания учебных заведений в школы не приходит, молодые специалисты не задерживаются  в образовательных организациях. Причина -  отсутствие мотивации при поступлении в педагогические учебные заведения. В этой связи особенно важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа в школе, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности.

          При этом выпускники нашей школы, поступившие в педагогические колледжи и университеты и окончившие их, как правило, возвращаются в школы города, в том числе и в родную школу. На сегодняшний день в образовательных организациях города работают 48 выпускников нашей школы, из них 28 – в школах, 2 – в колледжах, 18 – в ДОУ, в родной школе – 11 учителей. Ежегодно выпускники МБОУ СОШ №8 поступают в Новосибирский государственный педагогический университет. В настоящий момент 20 выпускников школы обучаются в ФГБОУ ВПО «НГПУ» на разных факультетах.

         Для популяризации профессий педагогической направленности  в МБОУ СОШ №8 был открыт педагогический класс. Данный профиль – эффективная форма профориентации, так как способствует развитию у школьников устойчивого интереса к педагогической деятельности, организаторских и коммуникативных умений, профессионально значимых качеств, необходимых для педагогической деятельности, даёт возможность осуществить профессионально-педагогические пробы через включение в социально-педагогическую практику и социально значимую деятельность,         создаёт благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации и самосовершенствования.

       Муниципальная инновационная площадка «Педагогический класс» на базе МБОУ СОШ №8 реализуется  согласно Положению о педагогическом классе МБОУ СОШ №8 приказ №149 от 17.04.2015, Положению  об инновационной деятельности МБОУ СОШ №8 приказ №339 от 22.09.2015.

       В учебный план 10-11 классов в раздел «Учебные предметы по выбору на профильном уровне» включены следующие предметы:

Класс

Предмет

Количество учебных недель

Общее количество часов

10

Педагогика

36

36 (1 час в неделю)

Психология

36 (1 час в неделю)

Методика воспитательной работы

72 (2 часа в неделю)

Технология (швейное дело)

72 (2 часа в неделю)

Технология (графика)

72 (2 часа в неделю)

11

Педагогика

34

34 (1 час в неделю)

Психология

34 (1 час в неделю)

Методика воспитательной работы

68 (2 часа в неделю)

Технология (швейное дело)

68 (2 часа в неделю)

Технология (графика)

68 (2 часа в неделю)

       Класс делится на 3 группы, все учащиеся изучают психологию и педагогику, а дальше выбирают один из предметов: методика воспитательной работы, технология (швейное дело), технология (графика).

       Материалы проекта  могут быть  полезными в работе  руководителей образовательных учреждений для организации деятельности педагогических классов, педагогов-организаторов, классных руководителей.

II.Основная часть

1. Паспорт проекта «Педагогический класс»

        В Концепции профильного обучения на уровне общего образования,  утверждённой  приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783, отмечается,  что «профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. …При этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования».

     Основная идея проекта:  мотивировать учащихся к осознанному выбору педагогической профессии.

     Цель: ориентация обучающихся школ города на профессии психолого-педагогической направленности

    Задачи:

-удовлетворить образовательные потребности  и развить общие и специальные  способности учащихся, ориентированных на продолжение образования по разным профилям педагогического образования;

-сформировать  профессиональную направленность учащихся и способность  к профессиональному самоопределению;

-обеспечить интеллектуальное, культурное, нравственное развитие учащихся;

-развить коммуникативную компетенцию, готовность к волевой регуляции.

   Актуальность проекта:

          Сегодня, в век глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий, когда стало возможным получать информацию и устанавливать контакты в режиме он-лайн, возникла проблема человеческого общения: затруднение  в формулировке  своей мысли, передаче  идеи, просьбы  другому человеку. Всё больше членов общества боится контактировать с другими людьми,  потому  что общаться  в виртуальном мире намного проще, чем в реальной жизни. Это приводит к интернет - зависимости, к деструктивному поведению и к тому, что трудности в реальном общении неизбежны как между сверстниками, так и с более старшим поколением.

          Мы понимаем,  что в педагогические учебные заведения пойдут не  все выпускники данного класса,  но  рассчитываем, что обучение в нём научит детей контактировать друг с другом, взаимодействовать с разновозрастными группами людей, ведь рано или поздно  всем  им придется  вступать во взаимоотношения с разными людьми, быть наставниками, родителями. Психологическое тестирование в 9-ом классе показало, что большинство ребят выбирает профессии по типу «человек-человек». Участие класса в воспитательной работе школы будет способствовать развитию уровня креативности, повышению самооценки, раскрепощению, позволит справиться с застенчивостью и замкнутостью, развить ответственность, повысить уровень общительности и умения работать в команде.

           Основу педагогического класса составляют выпускники 9А (22 человека),  которые успели зарекомендовать себя в качестве талантливых организаторов, реализовавших несколько  общешкольных проектов на этапе основного образования:

- 2012/2014  - проект «Экспресс-газета», новизна которого    заключалась в том,   что  её выпуски были  приурочены к  значимым событиям в жизни школы. Написание статей, фотосъёмка, вёрстка  осуществлялись учащимися – членами пресс-центра -  в день мероприятия, по окончании которого готовую газету представляли школьникам, родителям, педагогам, гостям образовательного учреждения.

- 2014 – проект «Литературное кафе», длившийся в течение всего календарного года. Обучающимися будущего педагогического класса было подготовлено и проведено 9 литературно-музыкальных композиций, посвящённых творчеству великих русских поэтов 19-20 веков.

- 2015 – проект «Война. Путь к Победе», в рамках которого учащиеся проводили  литературные викторины, конкурсы сочинений, газет, чтецов, демонстрировали миниспектакли, задействуя в них не только   школьников, но и родителей, педагогов.    (http://nsportal.ru/sorsvvlad)

         Данный класс целеустремлен, имеет активную гражданскую позицию, учащиеся мотивированы на участие в общественно-педагогической деятельности,  легко включаются в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за всех. Решение  ребят продолжить обучение в педагогическом классе – их осознанный выбор.

     Срок реализации проекта – 3 года.

     Ожидаемые продукты проекта:

-нормативно-правовые акты, регламентирующие предпрофильную и профильную деятельность в образовательной организации;

-проекты социальной направленности;

-методические материалы, сценарии мероприятий  по различным направлениям воспитательной деятельности.

    Ожидаемые результаты проекта:

-повышение мотивации к обучению у школьников;

-повышение интереса к профессии педагога и мотивации на получение педагогических специальностей;

-раскрытие потенциалов учащихся и успешная социализация выпускников школы;

-поступление выпускников педагогического класса в НГПУ и другие педагогические ВУЗы и колледжи.

       Основными потребителями результатов проекта являются ФГБОУ ВПО «НГПУ», образовательные учреждения  города и области. Соисполнителем проекта выступает ФГБОУ ВПО «НГПУ».

        Кадровое обеспечение проекта: наличие специалистов, осуществляющих профильную и предпрофильную подготовку учащихся по педагогическому профилю: педагог-психолог, методист по воспитательной работе, учитель-логопед, социальный педагог,  учителя высшей квалификационной категории, работающие на педклассе.

       Проект реализуется в соответствии с нормативно-правовыми актами:

-Федеральный закон  273 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,

-Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23.06.2009 №218

-Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного и среднего общего образования»

-Приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

-Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»

-Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»

-Положение об инновационной деятельности МБОУ СОШ №8 приказ №339 от 22.09.2015

-Положение о педагогическом классе МБОУ СОШ №8 приказ №149 от 17.04.2015

-Приказы МКУ «УО и МП» №425-р от 08.12.2015 и №0410-р от 30.12.2016 «О результатах экспертизы на признание образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы, муниципальными инновационными площадками (на 2016), (на 2017) год».              

        Составлен и реализуется Учебный план педагогического класса на 2015-2016, 2016-2017 учебный год (http://school-08.berdsk-edu.ru/). Разработана Рабочая программа, включающая модули по курсам «Педагогика», «Психология», «Методика воспитательной работы».          

2.Практика реализации воспитательной деятельности в рамках  муниципальной инновационной   площадки «Педагогический класс»  

       Воспитательная деятельность осуществляется обучающимися педагогического класса в рамках учебного предмета «Методика воспитательной работы»,  основной целью преподавания которого   является формирование у учащихся   умений и  навыков организации воспитательной работы. При этом решаются следующие задачи:

-сформировать у учащихся педагогического класса  современные представления о содержании и методике организации воспитательной работы;

-освоить технологии организации воспитательной работы;

-приобрести знания, умения, навыки работы в качестве  вожатого,  волонтёра, организатора внеклассных мероприятий;

-развить умения и навыки организации деятельности группы детей;

-способствовать формированию  интереса к организации воспитательной работы с детьми.

               Актуальность данного направления работы состоит в том, что, кроме теоретических сведений, обучающиеся педагогического класса имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, организаторские способности. Участие в формировании плана воспитательной работы образовательного учреждения вырабатывает  у старшеклассников чувство ответственности за возложенное поручение,  интерес к совместной деятельности и результатам коллективного творчества.

               Педагогический класс возрождает традиции наставничества, вожатской работы,  является связующим звеном между параллелями других классов, способствует объединению педагогов и обучающихся школы на основе коллективного творческого дела.

          На изучение предмета  «Методика воспитательной работы»  отводится 2 часа в неделю, 1 час – на овладение  теоретическими основами,  1 час – на практические занятия (Приложение 1). Таким образом, деятельность обучающихся педагогического класса имеет практическую направленность, так как после получения теоретических сведений ребята применяют новые знания, составляя сценарии воспитательных мероприятий и претворяя их в жизнь, организуя и реализуя школьные проекты. Работа осуществляется согласно плану-графику «Дорожная карта проекта» (Приложение 2), в составлении которого принимает участие  педагогический класс. Каждая группа вносит свои предложения, а после обсуждения они утверждаются или отклоняются.

       Проектная деятельность учащихся педагогического класса строится по следующему алгоритму:

Этап

Содержание

I.Создание команды единомышленников

-распределение учащихся   педагогического

класса на группы наставников, вожатых  5-9 классов

II.Подготовительный

-разработка положения проекта, критериев оценивания участия классов, отдельных учеников,   определение направления и объёма  деятельности для каждой  группы  наставников и классов-участников;

 -информирование классных руководителей и школьников – участников проекта, согласование сроков сдачи конкурсных материалов,   создание графика для совместной деятельности по реализации проекта

III.Основной

-выполнение заданий, лежащих в основе проекта (написание сочинений, работа над викториной,  изготовление  газет, кормушек и т.д.)

IV.Заключительный

-оценивание, публичная демонстрация  результатов проекта (проверка  викторин, сочинений, заполнение протоколов, информирование о результатах конкурсов, оформление выставок и т.д.)

V.Мониторинг

-составление куратором проекта  информационных справок;

-анализ учащимися педагогического класса  успешности проекта, личного вклада, степени удовлетворённости от реализации проекта через анкетирование и  творческие отчёты.

     В течение 2015/2016, 2016/17 учебных годов учащиеся педагогического класса провели следующие мероприятия:

          Название проекта, мероприятия

Возрастная категория

Количество участников

1.Проект «Украсим школу своими руками»

5-9 классы

ученики – 140

родители – 12

педагоги – 18

2.Проект «Мастерская Деда Мороза»

5-9 классы

ученики – 235

родители – 28

педагоги –18

3.Проект «Мастерская Весны»

5-9 классы

ученики – 186

родители – 16

педагоги –18

4.Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

6-е классы

ученики – 24

педагоги –6

5.Интеллектуальная игра «Своя игра»

7-е классы

ученики – 24

педагоги –5

6.Интеллектуальная игра «Битва интеллектов»

8-е классы

ученики – 24

педагоги –5

7.Интеллектуальная игра «Самый умный»

9-е классы

ученики – 17

педагоги –5

8.Игровая программа «Посвящение в пятиклассники»

5-е классы

ученики – 98

родители – 14

педагоги –8

9.Новогодние праздники

1-4 классы

ученики – 293

родители – 180

педагоги –27

10.Игровая программа «Осенины»

5-7 классы

ученики – 212

родители – 34

педагоги –16

11.Литературно-музыкальная композиция, посвящённая полному снятию блокады Ленинграда

5-8 классы

ученики – 350

родители – 28

педагоги –19

12.Проект «Любимому городу – 300 лет»

5-9 классы

ученики – 143

родители – 46

педагоги –18

13.Выставка газет «Наше здоровье – в наших руках!»

5-9 классы

ученики – 84

родители – 18

педагоги –18

14.Посадка рассады

7-е классы

ученики – 29

педагоги –4

15.Организация субботника

5-8классы

ученики – 192

родители – 27

педагоги –16

16.Классные часы «Субботники. Воскресники. Как всё начиналось»

8-е классы

ученики – 70

педагоги –4

17.Выставка газет, посвящённых дню учителя

5-10 классы

ученики – 167

родители – 32

18.День дублёра

1-11 классы

ученики – вся школа

педагоги - все

19. Брейн-ринг «Что нужно знать об этикете»

7-е классы

ученики – 32

педагоги –6

20. Фестиваль «По странам и континентам»

8-10 классы

ученики – 140

родители – 16

педагоги –12

21.Классные часы «Человек и его здоровье»

8-9 классы

ученики – 94

педагоги –6

22.Акция «Покормите птиц зимой!»

5-6 классы

ученики – 18

педагоги –3

23.Выставка новогодних газет

5-10 классы

ученики – 117

родители – 38

педагоги –20

       Начали свою деятельность десятиклассники с проектов  по воспитанию положительного отношения к труду и творчеству.

       Перед днём учителя  каждая группа выбрала для себя и своих подопечных одно из направлений работы: изготовление поздравительных открыток,  газеты, украшений на двери кабинетов.  Затем ребята предложили свои варианты оформления,  произвели расчёты  необходимых материалов. После этого они довели информацию до сведения классных руководителей и

обучающихся 5-9 классов, согласовали время работы.

       В период с 21 сентября по 1 октября учащиеся 5-9 классов при наставничестве десятиклассников готовили оформление для украшения школы ко  Дню Учителя. Организованно, оперативно и слаженно работали

 5-е,7-8-е классы. Пятиклассники выполнили задание раньше намеченного срока, 7-8 классы – в срок. Сбои произошли в работе 6-х и 9-х классов. Их наставники переоценили степень ответственности обучающихся, упустили время и вынуждены были  в последний момент большую часть работы взять на себя.

          01.10.2015 в 17.00 учащиеся 10А класса при участии помощников из 6Б, 7Г, 8АВ классов украсили школу.   02.10 во время концерта учителя, в том числе приглашённые ветераны педагогического труда, получили выполненные руками учащихся открытки.

        Работа с 5-9 классами по подготовке оформления к Новому году длилась с 14.12.2015 по 22.12.2015. В деятельность «Мастерской Деда Мороза» обучающиеся педагогического класса вовлекли 5АБВ, 6АБВГ, 7АБВ, 8АБ, 9АБ классы. Каждая параллель выполняла своё задание под руководством учеников-наставников:

-5-е  классы –  изготовление новогодних игрушек по данным шаблонам;

-6-е классы – вырезание снежинок;

-7-8 классы – изготовление ёлочек  на двери кабинетов;

-9-е классы – подбор материала для газеты.

           22.12.2015 обучающиеся 10А класса совместно с учениками 6БГ, 7АБВ, 8Б классов украсили двери кабинетов, рекреации  изготовленными ёлочками, снежинками, новогодними игрушками, что способствовало созданию праздничного настроения у обучающихся, педагогов и родителей.

      Для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся в период с 19.10 по 23.10.2015 г. для обучающихся 6-9 классов были проведены интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Битва интеллектов», «Самый умный».

       Обучающиеся педагогического 10А класса  самостоятельно разработали сценарии, подготовили вопросы и презентации,  призы.  Во время проведения мероприятий  одни взяли на себя функции ведущих, другие – членов жюри.

       В рамках культуротворческого и эстетического направления была подготовлена программа для 5-х классов «Посвящение в пятиклассники», которая прошла 22.10.2015. Группа наставников, ответственная  за проведение  праздника,  подготовила сценарий, составила памятки для классов.

        Участникам  были предложены индивидуальные и коллективные задания на эрудицию, знание литературного материала, творческие задания

 (продолжить пословицы, расшифровать слова,  соотнести автора и литературное произведение, построить фигуру, изобразить предмет и т.д.). Классные руководители  давали напутствия своим ученикам, шуточные советы.

        По окончании праздника   организаторы – обучающиеся педагогического класса – вручили  грамоты за участие  в программе и сладкие призы.

       В настоящее время наиболее важной и глобальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей. С целью создания условий для формирования навыков здорового образа жизни, раскрытия положительных факторов  здоровьесбережения обучающиеся 10А класса организовали выставку стенгазет по теме «Наше здоровье – в наших руках!»      

         Принципиально новым подходом можно считать то, что мы решили отказаться от стандартных заголовков, цель которых – информация о том, чего не следует делать, например, «Курить – здоровью вредить!», «Нет наркотикам!». Выставка должна была способствовать  формированию  позитивного отношения  ко всем составляющим здорового образа жизни, заголовки  и содержание  газет, по нашему общему мнению, должны были тоже быть позитивными.                                                          

        Группа     обучающихся педагогического 10А класса подобрала  17 заголовков, создающих позитивный  эмоциональный настрой:  «Правильный сон – залог здоровья и хорошего настроения», «Мы то, что мы едим», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»,  «Мы желаем счастья вам!»,

«Облагораживает человека только интеллект»,  «Без движения жизнь только летаргический сон», «Какой чудесный день!»,  «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!», «Гигиена – подруга здоровья», «Твоё кредо – позитивно мыслить», «Гимнастика продляет молодость человека», «Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь»,  «Закалишься – от болезни отстранишься», «Кто любит спорт, то здоров и бодр», «Каждый кузнец своего здоровья», «Давайте говорить друг другу комплименты», «От улыбки хмурый день светлей».

      Думаю, что данная идея может быть использована   в работе  педагогов-организаторов, классных руководителей.

    Опыт показывает, что не всегда школьная  выставка газет  выглядит эстетично, потому что кто-то использует целый лист ватмана, кто-то  -  половину, а кто-то делает газету на фрагменте обоев. Для того чтобы газеты были выполнены в одном стиле, обучающиеся 10А класса подготовили шаблоны, снабдили их заголовками.

        После того как заготовки для будущих газет были сделаны, их отдали классным  руководителям 5-9 классов.

       12.01.2016 г. учащиеся 10А класса в холле 4-го этажа оформили выставку газет «Наше здоровье – в наших руках!»  Газеты предоставили все 5-9 классы.

       В целях развития у школьников гражданственности и патриотизма 26.01.2016 для обучающихся 5-8 классов была проведена литературно-музыкальная композиция, посвящённая полному снятию блокады Ленинграда. 

       Подготовка к мероприятию началась 11.01.2016  с написания сценария и распределения слов. В композиции были задействованы все обучающиеся 10А класса.  Репетиции проходили во время практикума по МВР и во внеурочное время.  Ребята учили слова, отрабатывали технику чтения, запоминали порядок выступления.

     27 января 2016 на первом уроке литературно-музыкальная композиция, посвящённая полному снятию блокады Ленинграда, была представлена обучающимся 5-6 классов, на втором уроке  её посмотрели 7-8 классы.

         Во время проведения мероприятия в зале стояла тишина, зрители внимательно слушали выступающих, после каждого фрагмента сценария аплодировали артистам.

         Десятиклассники  читали наизусть стихотворения, отрывки из рассказов очевидцев, исторической хроники. Прозвучали фрагменты Ленинградской  симфонии Шостаковича, песня «Ленинградский метроном».

         Мероприятие прошло на высоком уровне. Обучающиеся 10А класса были приятно удивлены тем уровнем культуры, который демонстрировали зрители, их доброжелательным и благодарным настроем.

         В 2016 году город Бердск отпраздновал своё 300-летие. В рамках  этого знаменательного события педагогический  класс реализовал проект «Любимому городу – 300 лет», целью которого было формирование у обучающихся  чувства любви к  родному краю,  воспитание патриотизма,  уважения к  истории своего города и народа.

        Проект  проводился с февраля  по май  2016 года и включал в себя четыре  этапа.

    Название этапа, время проведения

                Участники

1.Викторина «Наш Бердск с другими не сравнится!»  (февраль 2016)

5АБВГ, 6АБВГ, 7АБВ,8АБ, 9АБ

(44 чел.)

2. Конкурс сочинений «Любимый мой город!»  (март 2016)

5АБВГ, 6АБВ, 7АБ,8АБ, 9АБ

 (55 чел.)

3. Конкурс  чтецов (апрель 2016)

5АБВ, 6АБВ, 7АБВ,8АБ, 9А

(34 чел.)

4. Конкурс стенгазет «Их имена известны каждому»   (май 2016)

5АБВГ, 6АБВГ, 7АБВ,8АБ

(29 чел.)

       Обучающиеся 10А класса выступали в роли кураторов, составляли викторину, проверяли сочинения, создавали шаблоны для газет, оценивали все виды работ, подводили итоги, оформляли выставки.

       В рамках экологического воспитания десятиклассники вместе с  классными руководителями 5-6 классов организовывали школьников для проведения уборки территории, с учениками 7-х классов высаживали рассаду цветов, для 8-9 –х проводили классные часы «Субботники. Воскресники. Как всё начиналось».

        В декабре ребята организовывали  новогодние праздники  для начальных классов.   Во время проведения  мероприятий обучающиеся 10А класса сумели  погрузить всех в сказку, организовали активный отдых детей. Блестящее исполнение ролей участниками новогодней сказки, песня в исполнении хора мальчиков,  подвижные игры с детьми, финальная песня и зажигательный танец, фотосессии со сказочными  персонажами  – всё это способствовало созданию праздничного настроения, веселья и радости. Несмотря на усталость, артисты были настроены очень позитивно, а дети и родители обучающихся 1-4 классов  горячо благодарили их за праздники.

       Грамоты, благодарственные письма, сладкие призы  за участие в проектах, конкурсах – всё это требует денег.  К решению данной проблемы мы подошли  по-новаторски. Ещё в 9-м классе мы с девочками начали изготавливать украшения для волос из атласных лент (бантики, ободки), затем устраивали выставки-продажи, а вырученные средства передавали в различные благотворительные фонды. Часть этих денег мы стали использовать для финансирования наших проектов.

      Таким образом, педагогический класс в течение 2015/2016 учебного  года реализовал ряд воспитательных  мероприятий и проектов, в которых были задействованы обучающиеся 5-9 классов.

      Новый учебный год принёс новые идеи, но с учётом предстоящих экзаменов и тотальной загруженности обучающихся выпускного класса было решено сократить количество проводимых мероприятий  и  не распределять ребят по параллелям в качестве кураторов, а  формировать группы, задействованные в том или ином сценарии.

        Одним из наиболее значимых общешкольных дел, организованных самими учащимися, является традиционная образовательная учебно-деловая  игра «День дублера»,   которая проводилась  05.10.2015 г. в рамках дня учителя. Учащиеся 11А класса в количестве 25 человек  давали  уроки в начальной, средней и старшей школе. Всего в этот день учащимися педагогического 11А класса было проведено 42 урока.

        Подготовка к урокам началась для одиннадцатиклассников с составления конспектов уроков, которые были сданы на проверку заместителю директора  Т.А. Яковлевой.  Учащиеся ответственно отнеслись к возложенной на них миссии, подобрали интересный материал, самостоятельно сделали презентации. Участие в подобном мероприятии они принимали уже не в первый раз, поэтому действовали более уверенно.

      Мы решили возродить традицию проведения праздников, посвящённых приходу осени, сбору урожая -  «Осенины». Подготовку  начали  в сентябре.  Обучающимися педагогического класса были разработаны сценарии (один для 5-6 классов, другой – для 7-х), распределены роли.  Памятки  были выданы классам за две недели до проведения праздников.

       В празднике, который состоялся 14.10.2016,   приняли участие все седьмые классы. Им пришлось отгадывать загадки, петь, инсценировать сказку, читать стихотворения, произносить скороговорки.

       Перед командами и зрителями предстали  ведущие, скоморохи, Петрушка, Осень – ученики 11А класса. Ребята подготовили костюмы, инвентарь для конкурсов.

       5-6 классы должны были подготовить  сценку - знакомство «Наш осенний день» и   придумать необычный осенний костюм, который  нужно было продемонстрировать   в сопровождении оригинального описания.

        В начале мероприятий, которые проводились 15.10.2016,   ученицы 11А класса Быкина Елена, Кучерова Анастасия, Соловьева Анастасия, Чернякина Светлана  исполнили песню «Осенний блюз», по ходу праздника перед командами и зрителями предстали ведущие, скоморохи, шуршики, осенние месяцы. Одиннадцатиклассники проводили конкурсы и  игры.

        Организаторы мероприятий – обучающиеся педагогического 11А класса – продемонстрировали высокий уровень подготовки и проведения праздников. Костюмы, декламация, исполнение песни, проведение конкурсов, культура поведения на сцене – всё это свидетельствует об ответственном отношении к порученному делу.

       С целью развития  толерантного отношения к народам мира через изучение  их  традиций, обычаев, культуры  был запланирован фестиваль «По странам и континентам».

       Подготовка к мероприятию началась с выбора стран, составления сценария. В ходе работы высказывались  разные новые идеи, менялись страны, содержание вопросов. После окончательного утверждения сценария классы – участники методом жеребьёвки получили задание: в творческой форме представить страну, быть готовыми ответить на вопросы об  её культуре, традициях и т.д. Времени на подготовку отводилось две недели. В то время, когда классы  готовились, организаторы фестиваля создавали  презентацию, учили слова.

        Мероприятие прошло 02.11.2016 г. Форма проведения представляла собой игру-путешествие группы туристов (обучающихся педагогического 11А класса) по странам и континентам мира, а классы – участники проводили небольшой экскурс по данным странам. Далее путешественники задавали залу вопросы, касающиеся данных государств.

       В фестивале приняли участие все  8-е, 9-е, 10-й классы. Самыми яркими были выступления 8Б и 10А классов. Костюмы, музыкальное сопровождение, подача материала – всё было продумано и талантливо преподнесено на суд зрителей. Оценили  последние  и «изюминку» 8В класса: изготовление буклетов с информацией о выбранной стране.

       С удовольствием участники фестиваля отвечали на вопросы,  предложенные ведущими.

       В ноябре 2016 года обучающимися педагогического класса были проведены классные часы по здоровьесбережению в 8-9 классах. Мероприятие было построено в форме игры, в ходе которой ведущие знакомили школьников с высказываниями  выдающихся деятелей о значении здорового образа жизни, предлагали  ответить на вопросы по пяти направлениям: общие понятия,  здоровые зубы, гигиена, питание,  вредные привычки.

  Удачно выбранная одиннадцатиклассниками форма  проведения позволила им заинтересовать аудиторию, ведь важная  и нужная информация была подана  ярко и интересно. Подготовленная презентация содержала  иллюстрации, полезные сведения,  кроме того, учащиеся 8-9 классов могли сами выбрать направление,  самые простые  и самые сложные вопросы, внимательно слушали их, предлагали свои варианты ответов, а если ошибались, с нетерпением ожидали правильного.

  По мнению ведущих, участники остались довольны  результатами проведенных игр, ведь они сумели дать ответы на многие вопросы, приняли  к сведению то, о чём ранее не знали. Обучающиеся 11А класса, ответственные за проведение мероприятия, были рады услышать слова благодарности  от участников и надеются, что школьники примут к сведению все советы и пожелания и будут вести здоровый образ жизни.

  В этом же месяце была проведена экологическая акция «Покормите птиц зимой!»  Подготовка к её  проведению  было начата с разработки дизайна кормушек. Обучающиеся 11А класса рассмотрели множество вариантов их изготовления, но большая часть была отвергнута либо из-за сложности, либо из-за примитивности и неказистого вида.  Когда было достигнуто согласие и утверждён выбранный вариант, Татьяна Еремина и Анастасия Тепляшина  составили памятки, в  которых было указано, когда и где проводится мероприятие, что нужно иметь с собой (жестяные баночки и атласные ленточки).

   19.11.2016  Авдеева Софья, Асташов Никита  и Владислав Логинов  ожидали участников акции, в которой приняли участие  классные руководители и обучающиеся  двух классов: 5В и М.А. Шабанов, 6А и Г.В. Лузан. Под руководством одиннадцатиклассников  ребята проделали отверстия в жестяных баночках, вставили в них веточки, чтобы птицам было удобно добраться до корма, привязали ленточки. Затем Никита Асташов покрасил кормушки краской золотистого цвета, после чего они стали выглядеть очень стильно и красиво. Обучающиеся 6А класса вместе с классным руководителем Галиной Владимировной Лузан повесили кормушки, насыпали корм, а девочки из 5В класса решили сначала показать свою кормушку классу.   В благодарность за участие в акции ученики 11А класса вручили 5В и 6А корм для птиц.

       Для расширения  и углубления   знаний об этике и этикете для 7-х классов был проведён брейн-ринг «Что нужно знать об этикете». Сценарий  был подготовлен учащимися, ответственными за проведение игры. Каждый  из них составил свои вопросы, а затем ребята выбрали самые интересные. Брейн-ринг состоял из четырёх раундов, в ходе которых участникам было предложено ответить на вопросы о правилах поведения в общественных местах, за столом; вспомнить литературные произведения со сценами этикета; сложить из фрагментов стихотворение Г. Остера; отредактировать письмо.

         В мероприятии приняли участие команды  всех 7-х классов. За неделю до проведения брейн-ринга  классные руководители получили  памятки, в которых было указано, что  необходимо знать игрокам.

        Игра прошла оживлённо, участники  продемонстрировали знание этикета, литературы. Первое место заняла команда 7В класса, второе поделили 7Б и 7Г, третье досталось 7А классу.

         И вот уже   подходят новогодние праздники, а ученики 1-4 классов с нетерпением ожидают утренников, которые готовит для них педагогический 11А класс. Вновь учим слова, готовим костюмы, репетируем днём и  даже ночью. В этом году  ребятам предстояло провести шесть ёлок!     Все участники переживали, что им будет трудно провести такое количество утренников, но переживания оказались напрасными. Великолепное  исполнение ролей,   танец снежинок, начавшийся балетом и закончившийся современным клубным танцем,  чтение рэпа Воловиком Максимом, песня  в исполнении Семенченко Михаила и подтанцовка разбойников, зажигательная игра «Мы повесим шарики», фотосессии с героями сказки – всё это способствовало тому, что утренники прошли на одном дыхании,  позволили зрителям на короткое мгновение очутиться в сказке. А наградой исполнителям стали аплодисменты и слова благодарности от детей, родителей и педагогов.

            На второе полугодие  проведение внеклассных мероприятий  запланировано согласно плану-графику «Дорожная карта».  

Направление ВР

Мероприятие

Классы

Время проведения

Гражданско-патриотическое

-классные часы, посвящённые годовщине снятия блокады Ленинграда;

-конкурс газет, посвящённых Дню Защитника Отечества;

-проведение викторины в рамках военно-спортивной игры «Зарница»;

-конкурс  чтецов «Костёр Победы».

5

5-9

5-8

5-9

январь

февраль

февраль

май

Культурное и эстетическое

-литературно-музыкальная композиция, посвящённой годовщине гибели А.С. Пушкина

5-10

февраль

Нравственное и духовное

-круглый стол «Можем ли мы обойтись без мата»

8-9

март

Здоровьесберегающее

-акция «Чистота – залог здоровья!»;

-общешкольная зарядка

5-6

5-10

апрель

апрель

Экологическое

-общешкольный субботник

5-10

апрель

 

       Таким образом, учащимися педагогического класса осуществляется работа по различным направлениям воспитательной деятельности образовательного учреждения.

3.Результаты

3.1.Продукты проекта «Педагогический класс»

        Продуктами деятельности  педагогического коллектива МБОУ СОШ №8 в рамках проекта «Педагогический класс»  являются локальные  акты, регламентирующие предпрофильную и профильную работу в образовательной организации:

-Положение о педагогическом классе МБОУ СОШ №8 приказ №149 от 17.04.2015

-Приказ №206р от 29.05.2015 г. «О создании приемной комиссии по набору в 10 класс»

- Положение об инновационной деятельности МБОУ СОШ №8 приказ №339 от 22.09.2015

- Учебный план педагогического класса на 2015-2016, 2016-2017 учебный год

- Рабочая программа, включающая модули по курсам «Педагогика», «Психология», «Методика воспитательной работы»

- План-график («Дорожная карта») выполнения работ на базе муниципальной инновационной площадки МБОУ СОШ№8 на 2015/16, 2016/17 учебные годы (документы размещены на сайте МБОУ СОШ №8 http://school-08.berdsk-edu.ru/).;

 сценарии мероприятий  по различным направлениям воспитательной работы  (Приложение 3, сайт http://nsportal.ru/sorsvvlad).

        Продуктами деятельности  учащихся педагогического класса являются  социальные  проекты  и  воспитательные мероприятия разной направленности:

Гражданско-патриотическое воспитание:

-литературно-музыкальная композиция, посвящённая полному снятию блокады Ленинграда;

-проект «Любимому городу – 300 лет» (викторина «Наш Бердск с другими не сравнится!»; конкурс сочинений «Любимый мой город!»;  конкурс чтецов стихотворений поэтов – бердчан; конкурс газет «Их имена известны каждому!»).

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

-проекты «Украсим школу своими руками»;  «Мастерская Деда Мороза»;

 «Мастерская Весны».

Интеллектуальное воспитание: 

-интеллектуальные  игры «Что? Где? Когда?»,  «Своя игра», «Битва интеллектов»,  «Самый умный»;

-брейн-ринг «Что нужно знать об этикете».

Культуротворческое и эстетическое воспитание:

-игровая программа «Посвящение в пятиклассники»;

-новогодние праздники для обучающихся 1-4 классов;

-игровая программа «Осенины».

Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-фестиваль «По странам и континентам».

Здоровьесберегающее воспитание:

- газеты «Наше здоровье – в наших руках!»

-классные часы «Человек и его здоровье».

Экологическое воспитание:

-посадка рассады для цветов;

-организация субботника;

- классные часы «Субботники. Воскресники. Как всё начиналось»

- акция «Покормите птиц зимой!»

 3.2. Система мониторинга эффективности проекта

        Эффективность – это уровень соответствия результатов какой-либо деятельности поставленным задачам. Мониторинг эффективности – это динамическая оценка качества исполнения задачи в соответствии с вложенными ресурсами,    обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием проекта  и прогнозирование его развития. Диагностика результатов   является главным содержанием деятельности по определению эффективности проекта.  Так как образовательное пространство профиля  включает в себя активное вовлечение обучающихся педагогического класса  во внеклассную работу, ведущей формой которой является проектная деятельность, то основными  формами мониторинга являются следующие:

1)анкетирование учащихся  (впечатления и степень удовлетворённости от проведения мероприятия, анализ личного вклада)

-организация и реализация проекта «Украсим школу своими руками»

-организация и проведение новогодних утренников для 1-4 классов»

-организация и проведение учебно-деловой игры «День дублёра»

2) справки (Приложение 4)

-о реализации проекта «Украсим школу своими руками»

-анализ участия учащихся педагогического класса  в учебно-деловой игре «День дублёра»

-о проведении интеллектуальной игры «Самый умный»

-о проведении интеллектуальной игры «Битва интеллектов»

-о проведении интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

-о проведении интеллектуальной игры «Своя игра»

-о проведении игровой программы «Посвящение в пятиклассники»

-о реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»

-о проведении новогодних утренников для учащихся 1-4 классов

-о проведении выставки стенгазет «Наше здоровье – в наших руках»

-о проведении литературно-музыкальной композиции, посвящённой полному снятию блокады Ленинграда

-о проведении  I этапа проекта «Любимому городу – 300 лет»  (викторина «Наш Бердск с другими не сравнится!»

-о проведении  II этапа проекта «Любимому городу – 300 лет»  (конкурс сочинений «Любимый мой город!»

-о реализации проекта «Мастерская Весны»

-о проведении III этапа проекта «Любимому городу – 300 лет»  (конкурс чтецов стихотворений поэтов – бердчан)

-о проведении IV  этапа проекта «Любимому городу – 300 лет»  (конкурс газет «Их имена известны каждому!»)

-анализ участия обучающихся педагогического класса  в подготовке и проведении мероприятий в рамках дня учителя (2016)

-о проведении конкурсной программы «Осенины»

-о проведении фестиваля «По странам и континентам»

-о проведении классных часов «Человек и его здоровье»

-о проведении акции «Покормите птиц зимой!»

-о проведении брейн-ринга «Что нужно знать об этикете»

3)творческие отчёты учащихся педагогического класса

-статьи, заметки учащихся (Приложение 5)

-презентация деятельности педагогического класса на  региональных семинарах  «Первые результаты сотрудничества с НГПУ. Деятельность инновационной площадки»  (23.03.2016) и «Высшая категория как показатель мастерства педагога в достижении качества образования» (30.03.2016)

-дискуссионный проект «Образование без границ», реализованный совместно с городской газетой «Бердские новости» (статьи размещены на сайтах школы и ЦРО г. Бердска)

-участие в методических фестивалях  НГПУ «Абитуриент-2016» и  «Урок XXI века».

3.3.Выводы

1.В результате деятельности педагогического класса, заключающейся в реализации воспитательных проектов, проведении внеклассных мероприятий, уроков,  часть обучающихся  (6 человек)  мотивирована на поступление в НГПУ, ещё 11 планируют получение в других высших учебных заведениях профессий, связанных со сферой «человек – человек» (врач, юрист, военный, переводчик, психолог, маркетолог).

2. Учащиеся  педагогического  класса  отличаются высоким уровнем мотивации к учебной деятельности. Приобретение знаний для них субъективно необходимо, важно для настоящего и подготовки к будущему. У ребят хорошо развито абстрактно - логическое мышление (мыслительные операции: синтез, анализ, абстрагирование). Характерны такие качества мышления как гибкость, самостоятельность, осознанность. Хорошо развита речь, богатый словарный запас. Учащимися достигнуты высокие личностные результаты в разных сферах деятельности:

Образовательная:

-абсолютная успеваемость – 100%, качественная – 77%; отличники (потенциальные медалисты) – 8 чел., хорошисты – 12 чел.;

-победители и призёры муниципального и регионального  этапов Всероссийской олимпиады школьников 2015/16 уч. год – 5 чел.; 2016/17 уч. год –6 чел.;

-Всероссийская олимпиада по русскому языку «Савунья» - 1 место (Мошкова Кристина);

-Сибирская межрегиональная олимпиада школьников по обществознанию –

 3 место (Мошкова Кристина);

- городские интеллектуальные игры по страноведению на английском языке «London» - 1 место (команда);

- турнир юных биологов -   3 место (команда).

Общественная:

- 2 городской брейн-ринг «Интеллектуалы Бердска – патриоты России» -

3 место (команда);

-  чемпионат по дебатам «Право голоса» - 1 место (команда);

- военно-патриотическая игра «Зарница» - 3 место (команда).

Спортивно-оздоровительная:

-Всероссийский рейтинговый турнир памяти А.Г. Рштуни – 1 место (Белоусов Александр);

-Первенство СФО по настольному теннису  в командном и парном зачёте –

призёр  (Белоусов Александр);

-Кубок «Стартлайн» по настольному теннису – 1 место (Белоусов Александр);

-кандидат в мастера спорта России по настольному теннису – 1 чел. (Белоусов Александр);

-спортсмен-перворазрядник по волейболу – 1 чел. (Асташов Никита);

-спортсмены-третьеразрядники - 2 чел. (по рукопашному бою – Асташов Никита;  по плаванию – Кучерова Анастасия).

Творческая:

-Всероссийский конкурс ЦДТ «Мои таланты» «Сценарии  праздников и мероприятий в детском саду,  школе, семье и т.д.» - 1 место (коллективная работа);  «Литературное творчество» -1 место (Воловик Максим);

- региональный конкурс творческих работ «Страна, победившая фашизм, в произведениях  литературы, музыки, изобразительного искусства, исторических документах, достижениях науки и техники» - 1 лауреат 1 степени (Кучерова Анастасия), 1 дипломант (Михалева Татьяна);

-Рождественская стипендия Главы г. Бердска одарённым детям в области культуры и искусства за 2015 год – 1 чел. (Авдеева Софья);

- X городской фестиваль  вокального и художественного детского творчества «Весенняя капель»  - 2 место (хор).

3.Обучающиеся демонстрируют высокую сплочённость в организации и реализации воспитательных проектов. Они позитивны, ответственны, инициативны.  Межличностные отношения очень благоприятные, основаны на эффективном взаимодействии, взаимопомощи и принятии друг друга. Сформированы лидерские качества и умение работать в команде.

4.Деятельность педагогического класса, охватывающая различные стороны  жизни образовательного учреждения,  получила высокую оценку ученической, родительской и педагогической общественности школы и города. (Приложение 6)

5.В 2016 году в нашей школе  был открыт ещё один педагогический класс, в 2017  вновь планируется   набор в 10-й педагогический класс.

III. Заключение

        Успешное решение проблем современной школы в значительной мере определяется гуманизацией и демократизацией педагогического процесса в ней. В немалой степени этому может способствовать создание в школе профильных классов,  ориентирующих  школьников на педагогические профессии.

       Педагогическим кредо   МБОУ СОШ №8 является утверждение: «Школа должна быть хорошей семьёй, а семья – хорошей школой». Включение деятельности педагогического 11А класса в воспитательную систему школы способствовало формированию  у учащихся  активной гражданской позиции,  ответственности  за жизнь школы, пониманию  своей роли – вожатых, наставников для учащихся младших классов, а освоение и применение технологии коллективного творческого дела дало возможность каждому ощутить себя членом большой, дружной семьи. Благодаря совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов класс демонстрирует высокие результаты, которые позволяют говорить  о нём как о «сокровище восьмой школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Использование современных инновационных технологий в воспитательной деятельности в рамках реализации ФГОС

Материал представлен в презентационной форме и содержит информационный материал, сопровождающий методический семинар для заместителей директоров по воспитательной работе....

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Формы диссеминации педагогического опыта в рамках региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности

Статья посвящена различным формам распространения пдагогического опыта участников региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности, реализуемой на базе Волжского...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...

Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...