Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

В данном материале рассматривается,  как  использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.61 КБ
Файл pedsovet.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду (швейное дело)».

На уроках производственного труда (10-11кл) введение  в процесс образования  метода проекта позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает  мотивацию к обучению. Все  виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “Производственный труд (швейное дело)” для коррекционных школ, и разработка проекта проходит параллельно с изучением материала по теме. Задача учителя заключается не в подаче готовых знаний учащимся, а в создании ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

В своей работе использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Слайд1. Требования к проекту (5п , рассказ по слайду) .

На 1 этапе определяем тему проекта , уточняем изделие по назначению.

На 2 этапе планируем работу .

На 3 этапе учащиеся собирают всю необходимую информацию в различных источниках, учатся работать с журналами мод.

На 4 этапе осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет, дается экологическая оценка проекта,  воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта.

На 5 этапе. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.  Презентация проекта может проходить в виде объяснения результатов в классе, публичное выступление(демонстрация мод и т.д), а также при итоговой аттестации учащихся.  

Оформление материала может быть различным, мы выбрали оформление в спец. тетради (показ тетради для проектов)

Выполняя творческие проекты, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, становятся равноправными участниками совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. учатся  анализировать свои действия .

(Слайд 2). Учебная деятельность становится более осмысленной, продуктивной, а значит и более результативной, т к  направлена  на интеллектуальное развитие личности:

Совершенствование личностных  УД:

  • жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
  • сопоставление себя в социальных ролях и межличностных отношениях
  • описание идеи и её защита

Совершенствование  познавательных  УД: 

  • умение выделять и систематизировать информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств
  • развитие  логического мышления через анализ и синтез объектов

Развитие регулятивных  УД:

  • умение самостоятельно планировать и определять цель задания,;
  • умение проводить анализ и самоанализ.

Совершенствование  коммуникативных УД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
  • обсуждение творческого задания,
  •  владение монологической и диалогической формами речи

 . Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно  реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности

Метод проектов  открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Метод проектов  ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путем анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Творческие проекты по изготовлению изделий также являются средством экономического воспитания.

Учитель выступает в роли консультанта и контролера. При этом решаются цели проектирования:

- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;

- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;

- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

 Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно  реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности

Метод проектов направлен на интеллектуальное развитие личности, учит мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания ,опираясь на уже известные, а поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.

Систематическое использование метода проектов на уроках швейного дела позволяет:

- повысить эффективность работы по коррекции недостатков у учащихся с ОВЗ,

- активизировать познавательную деятельность,

влияние на формирование навыков жизненной компетенции,

- повышает вероятность творческого развития,

- естественным образом происходит соединение теории с практикой, что делает теорию более интересной и более реальной,

- развивает активность уч-ся, которая приводит их к большей самостоятельности,

укрепляется чувство ответственности.

Учебные творческие проекты выполняются по следующим разделам:

 

Содержание

Учатся

Формирование

Развитие личностных качеств

Обоснование проблемы и потребности.

Уч-ся учатся рассмотрению, выделению и формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы.

Учатся умению, анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог со взрослыми.

Учатся умению самостоятельно находить информацию в различных источниках (расширение кругозора)

Учатся умению подбирать необходимый материал, отделку и оборудование.

Учатся проводить экономическую и экологическую оценку процесса и результатов труда.

Учатся умению мыслить, планировать свои действия и вносить изменения по ходу действия, практическому применению уже имеющихся знаний (выбирать методы и приемы наиболее приемлемые для работы), учатся устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы по проблемным ситуациям.

Учатся находить и исправлять свои ошибки и ошибки других участников.

 Формируются навыки оценочной самостоятельности (умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей)

Формируются навыки анализа и синтеза, монологической речи, умение связно излагать свои мысли, говорить аргументировано.

Формируется умение держать себя уверенно, презентовать себя и свою работу.

Коммуникативные,  (обсуждение творческого задания, защита своих идей)

Личностные,  (любознательность, фантазия)

лингвистические (описание идеи и её защита)  Художественные  (разработка дизайна изделия)

Социальные (способность работать в коллективе, терпимость к мнению других)

Манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями)

Технологические  (наглядно-образная память, абстрактно-образное мышление)

математические (расчет затрат, чертежи, эскизы, снятие мерок)

Выбор модели и ее описание (рисунок и описание модели по плану).

 Выбор материалов (образцы тканей для выбранной модели и характеристика ткани).

Выбор инструментов, приспособлений, оборудования (таблица).

Правила безопасной работы.

Раскрой изделия (детали кроя, мерки, раскладка на ткани, расход ткани на выбранную модель).

Технологическая последовательность изготовления изделия (описание пошива изделия по плану).

Себестоимость изделия (таблица).

 Анализ и оценка качества работы (учащийся сам оценивает свою работу).

Список используемой литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ (изделие) ПРЕЗЕНТАЦИЯ(защита) -определение темы проекта - о боснование проблемы и потребности. - и сторические справки -выбор фасона - в ыбор материала - в ыбор и нструментов, приспособлений, оборудования. - п равила безопасной работы. учебники, интернет, дополнительная литература, журналы мод -анализ проблемы ; - определение разделов - определение источников; - определение формы проекта; -определение критериев оценки; - уточнение информации; - поиск альтернатив; -выбор оптимального варианта решения проблемы -реализация намеченного; -подготовка выступления -раскрой изделия технологическая последовательность изготовления изделия. пошив изделия с ебестоимость изделия. - анализ и оценка качества работы - з ащита проекта (предоставление отчёта) - о ценка результатов (рефлексия) - объяснение результатов; - публичное выступление , - итоговая аттестация анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач

Слайд 2

Проектная деятельность Совершенствование познавательных УД: - умение выделять и систематизировать информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств - развитие логического мышления через анализ и синтез объектов Совершенствование личностных УД: - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение - сопоставление себя в социальных ролях и межличностных отношениях Развитие регулятивных УД: - умение самостоятельно планировать и определять цель задания; - умение проводить анализ и самоанализ. Совершенствование коммуникативных УД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - владение монологической и диалогической формами речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...

Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности "Огород на окне в детском саду"

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельного мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности. Самое интересное чудо для дет...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Проект «Новогодние чудеса» методическая разработка по организации проектной деятельности «Коллективно-творческое дело в общеобразовательном учреждении»

Самый любимый праздник детей – это Новый год. Он имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...