Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
В данном материале рассматривается, как использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 21.61 КБ |
pedsovet.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду (швейное дело)».
На уроках производственного труда (10-11кл) введение в процесс образования метода проекта позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Все виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “Производственный труд (швейное дело)” для коррекционных школ, и разработка проекта проходит параллельно с изучением материала по теме. Задача учителя заключается не в подаче готовых знаний учащимся, а в создании ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
В своей работе использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Слайд1. Требования к проекту (5п , рассказ по слайду) .
На 1 этапе определяем тему проекта , уточняем изделие по назначению.
На 2 этапе планируем работу .
На 3 этапе учащиеся собирают всю необходимую информацию в различных источниках, учатся работать с журналами мод.
На 4 этапе осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет, дается экологическая оценка проекта, воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта.
На 5 этапе. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием. Презентация проекта может проходить в виде объяснения результатов в классе, публичное выступление(демонстрация мод и т.д), а также при итоговой аттестации учащихся.
Оформление материала может быть различным, мы выбрали оформление в спец. тетради (показ тетради для проектов)
Выполняя творческие проекты, учащиеся учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию, становятся равноправными участниками совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. учатся анализировать свои действия .
(Слайд 2). Учебная деятельность становится более осмысленной, продуктивной, а значит и более результативной, т к направлена на интеллектуальное развитие личности:
Совершенствование личностных УД:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
- сопоставление себя в социальных ролях и межличностных отношениях
- описание идеи и её защита
Совершенствование познавательных УД:
- умение выделять и систематизировать информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств
- развитие логического мышления через анализ и синтез объектов
Развитие регулятивных УД:
- умение самостоятельно планировать и определять цель задания,;
- умение проводить анализ и самоанализ.
Совершенствование коммуникативных УД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- обсуждение творческого задания,
- владение монологической и диалогической формами речи
. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности
Метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путем анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Творческие проекты по изготовлению изделий также являются средством экономического воспитания.
Учитель выступает в роли консультанта и контролера. При этом решаются цели проектирования:
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности
Метод проектов направлен на интеллектуальное развитие личности, учит мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания ,опираясь на уже известные, а поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.
Систематическое использование метода проектов на уроках швейного дела позволяет:
- повысить эффективность работы по коррекции недостатков у учащихся с ОВЗ,
- активизировать познавательную деятельность,
влияние на формирование навыков жизненной компетенции,
- повышает вероятность творческого развития,
- естественным образом происходит соединение теории с практикой, что делает теорию более интересной и более реальной,
- развивает активность уч-ся, которая приводит их к большей самостоятельности,
укрепляется чувство ответственности.
Учебные творческие проекты выполняются по следующим разделам:
Содержание | Учатся | Формирование | Развитие личностных качеств |
Обоснование проблемы и потребности. | Уч-ся учатся рассмотрению, выделению и формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы. Учатся умению, анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог со взрослыми. Учатся умению самостоятельно находить информацию в различных источниках (расширение кругозора) Учатся умению подбирать необходимый материал, отделку и оборудование. Учатся проводить экономическую и экологическую оценку процесса и результатов труда. Учатся умению мыслить, планировать свои действия и вносить изменения по ходу действия, практическому применению уже имеющихся знаний (выбирать методы и приемы наиболее приемлемые для работы), учатся устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы по проблемным ситуациям. Учатся находить и исправлять свои ошибки и ошибки других участников. | Формируются навыки оценочной самостоятельности (умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей) Формируются навыки анализа и синтеза, монологической речи, умение связно излагать свои мысли, говорить аргументировано. Формируется умение держать себя уверенно, презентовать себя и свою работу. | Коммуникативные, (обсуждение творческого задания, защита своих идей) Личностные, (любознательность, фантазия) лингвистические (описание идеи и её защита) Художественные (разработка дизайна изделия) Социальные (способность работать в коллективе, терпимость к мнению других) Манипулятивные (координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями) Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-образное мышление) математические (расчет затрат, чертежи, эскизы, снятие мерок) |
Выбор модели и ее описание (рисунок и описание модели по плану). | |||
Выбор материалов (образцы тканей для выбранной модели и характеристика ткани). | |||
Выбор инструментов, приспособлений, оборудования (таблица). | |||
Правила безопасной работы. | |||
Раскрой изделия (детали кроя, мерки, раскладка на ткани, расход ткани на выбранную модель). | |||
Технологическая последовательность изготовления изделия (описание пошива изделия по плану). | |||
Себестоимость изделия (таблица). | |||
Анализ и оценка качества работы (учащийся сам оценивает свою работу). | |||
Список используемой литературы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность Совершенствование познавательных УД: - умение выделять и систематизировать информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств - развитие логического мышления через анализ и синтез объектов Совершенствование личностных УД: - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение - сопоставление себя в социальных ролях и межличностных отношениях Развитие регулятивных УД: - умение самостоятельно планировать и определять цель задания; - умение проводить анализ и самоанализ. Совершенствование коммуникативных УД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - владение монологической и диалогической формами речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...
Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»
Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...
Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности "Огород на окне в детском саду"
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельного мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности. Самое интересное чудо для дет...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»
Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования методическую помощь в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...
Проект «Новогодние чудеса» методическая разработка по организации проектной деятельности «Коллективно-творческое дело в общеобразовательном учреждении»
Самый любимый праздник детей – это Новый год. Он имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...