Профессиональный имидж учителя
статья

Левенец Тамара Алексеевна

Создание имиджа профессионального учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога. Существующие виды профессионального имиджа выражают сформированные на уровне обыденного сознания стереотипные образы - представления о современных российских учителях. 

Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов - психологов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности. 

Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать. Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды. В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. 
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.
Педагог должен:- объективно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности);- должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышление, память, восприятие, внимание), культурой поведения, общения. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают обучающиеся,- должен уважать, знать и понимать своего ученика вне зависимости от того совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценки;- должен быть организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества, выступать в роли партнёра и человека, облегчающего педагогического общения.                                                        
Педагогическая этика.
Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.
Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.
Речь сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию. Стратегия включает в себя:1) личностные качества педагога,2) знание основ психологии учащихся,3) знание определять близкие для учащихся ценности,4) руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации.
Правила речевой культуры педагога:Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.Педагог должен говорить внятно.Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Педагогический этикет
Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.
Линия поведения педагога такова: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других, не противопоставлять сильных слабым, не ругать при всей группе, чаще беседовать наедине, найти и зажечь в каждом искру доброго. 
Современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему : «Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)».

Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)?         В российском обществе данная тема приобрела особую актуальность...

Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".

Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...

Проектная работа "Профессиональный имидж современного учителя физической культуры"

  Специалисты по имиджелогии нужны везде, а школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей учителя, а создать сам инстр...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивид...

Технология формирования профессионального имиджа современного учителя.

Формирование собственного позитивного имиджа, поиск путей, которые могут к нему привести, сегодня такая же обязательная задача педагога, как, например, совершенствование в преподавании своего предмета...