Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи в современном обществе.
статья

Войнова Анна Владимировна

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи

в современном обществе.

Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи, их представлений о своем профессиональном «Я», является очень актуальной.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:

1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь  социальные и социально-психологические  факторы, а личностные особенности не являются доминирующими. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект в данном случае полузависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

2 путь -  процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себе в мире профессий и создает психологические трудности: расхождение понятий «работа» и «профессия» и

расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами. В результате в установке современной молодежи «через высшее образование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала. Диплом по «престижной» специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе с высокой зарплатой.

Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих вопросов. Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Зрелая личность ориентируется в мире профессий, знает требования профессий и перспективы их развития, осознает смысл профессиональной деятельности, способная согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами. Поведение зрелой личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т.д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?»

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (а также выбора учебного заведения для продолжения обучения; временной и сезонной занятости; кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образование (или трудоустроиться), становится все труднее сделать выбор. Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники недостаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. В этом случае предпочтение отдается не тому учебному заведению, где есть специальности, которые, в силу индивидуальных особенностей, наиболее подходят выпускнику, а той образовательной организации, которая находится ближе к дому, в которой конкурс меньше, учатся друзья, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает выпускник (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет ВУЗ или учреждение СПО (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника. Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент несет документы в несколько учебных заведений с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации. Чтобы решить эти проблемы, необходимо в первую очередь проводить систематизированную работу по сопровождению профессионального самоопределения в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий. Начинать работу по сопровождению профессионального самоопределения нужно самое позднее в основной школе (в  5-7 классах), а лучше начинать знакомство с миром профессий в начальной школе, и даже в старшем дошкольном возрасте.

Благодаря переходу к постиндустриальному обществу расширился выбор профессий. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складываются неправильные представления о многих из них. Случается, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач – организовать циклы профессиональных проб, обратить внимание школьников на те профессии, которые востребованы на региональном рынке труда.  

Результаты исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам.  Даже в том случае, когда выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии происходит только в ходе самой профессиональной деятельности. В отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в ПОУ или ВУЗе. Поэтому задача школы, семьи и общества состоит в том, чтобы выбор профессии оказался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно-смыслового единства – совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности. Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности. Для эффективного профессионального выбора необходимы: рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЖИЗНИ

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре к...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

Проблемы профессионального самоопределения подростков

        Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессионалу. Глубокое знание профессионального предмета и его объекта, свободное владение профессиональным...

Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга

Проблема формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга...