исследовательская работа "История школы"
материал по краеведению (5 класс)

Введение

      Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для меня школа – это самое главное место, где ты получаешь образование, обретаешь первых настоящих друзей.

     Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Достижение цели обуславливало наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

   1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве.

   2. Провести опрос информаторов

   3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_istoriya_shkoly.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

 Введение……………………………………………………………2 стр.

 Глава 1. Основная часть

1.1 Страницы жизни школы…………………………………………2 стр.

1.2  Воспитательная работа школы.…………………………………4 стр.

1.3 Школа на современном этапе. …………………………………..5 стр.

Глава II. Практическая часть ………………………………………5 стр.

  Заключение………………………………………………………….6 стр.

  Список используемой литературы……........………………………7 стр.

   Введение

      Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для меня школа – это самое главное место, где ты получаешь образование, обретаешь первых настоящих друзей.

     Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Достижение цели обуславливало наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

   1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве.

   2. Провести опрос информаторов

   3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.

Объектом данного исследования является история Нижнесаянтуйской средней школы.  

Методы: беседы с выпускниками школы; интервью, опрос, анкетирование, информационно-справочная работа c архивными документами школы.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том что, в первую очередь в 2019 году наша школа отметит своё 120-летие, во-вторых каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится. Приобщение к истории своей малой Родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодёжи. Тема выбрана мной не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители деревни не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения.

   Мне было интересно узнать историю родной школы, и теперь я хочу поведать ее Вам.

Глава I. Основная часть.

1.1 Страницы жизни школы.

             Самым достопримечательным местом села Нижний Саянтуй является школа, история, которой начинается с 19 века. Нижнесаянтуйская  школа одна из старейших школ района. Первое документальное упоминание о ней, относится к 1899 году. Учебное заведение считалось трёхлетней церковно-приходской школой I ступени.

Располагалась школа в пристройке Богородице-Казанской церкви и состояла из 3 классных комнат. (В 1860 году была построена церковь Саянтуйской Богородской Казанская. Как следует из описания в приходской книге прихожан Саянтуевской церкви она была пятиглавой деревянной на каменном фундаменте).[1] На тот момент в школе обучалось 37 учащихся. Заведовала ею О.С. Сатинская, закончившая в 1894 году курс епархиального училища, имеющая стаж работы 5 лет[2]. Школа подчинялась духовному ведомству, руководил ею священник отец Сергий, а учителями были церковнослужители братья Василий и Михаил, обучавшие детей чтению церковных книг и молитв.

В 1911 году в здании церковно-приходской школы была открыта начальная школа, в которой обучалось 57 детей.  Школьная программа была рассчитана на 4 года и учащиеся изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику.  

В первые, послереволюционные годы и годы гражданской войны школа была закрыта, открылась вновь только в 1922 году. Четырехлетняя школа существовала в селе до 1932 года. 

В 1932 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю. Директором школы работал Дмитрий Иванович Камынин (1932-1946). В военные 1841-1945 гг. коллектив учителей составлял 3 человека и учащихся школы 25 человек.

После войны увеличилось количество учеников и учителей.

В 1946-1950 гг. директором школы был назначен Владимир Михайлович Манухин, образование среднее, стаж работы 20 лет. Из текстового отчёта о работе школы за 1949-1950 учебный год: «В Нижнесаянтуйской школе преподавателей математики в 5- 7 классах сменилось три: Батич, Михеева, Липницкий, в следствии чего программный материал пройден наспех, без повторений. В 5 классе учеников было  60, в 6 – 24, в 7 -24 ученика. (дир. Манухин).[3]

Главной трудностью послевоенного десятилетия была комплектация школы учительскими кадрами. В начале 50-х годов после окончания педагогических институтов в центральных областях России из городов Тулы, Новгорода, Горького, Калинина в школу прибыли молодые учителя-предметники: учитель биологии Александра Павловна Шиманова, учителя математики Анастасия Арефьевна и Галина Николаевна Казанцевы, учителя русского языка и литературы Сергей Николаевич и Лидия Павловна Смирновы,  Борис Филиппович Сычков.

С  1972 года школа получила статус средней общеобразовательной. В это время коллектив учителей составлял 27 человек и школе обучалось 240 учащихся.  Первый выпуск 10-классников состоялся в 1973-1974 учебном году.

В середине 70-х в коллектив влились молодые учителя:1974 г - учитель математики Хогоева Лариса Ефремовна, в 1976 г в школу приехала молодая семья Муруевых: учитель физической культуры Владимир Фролович и учитель химии Розалия Доржиевна. В 1976 г. учитель физики Солодухина Наталья Васильевна, учителя биологии Потапова Ольга Викторовна и Княжева Надежда Григорьевна, семья Имихеловых – учителя-математики Валерий Степанович и Надежда Арсентьевна.

           С 2004 года учредителем является администрация Муниципального  образования «Тарбагатайский район» и школа стала Муниципальным образовательным учреждением «Нижнесаянтуйская  СОШ».

 В 2012 году было построено новое здание начальной школы, на 100 мест, к сожалению в ней всего 4 кабинета, это очень мало, потому что только первых классов - четыре.

1.2. Воспитательная работа школы.

     Читая и исследуя архивные документы, фотографии мне было интересно узнать, что в школе особое внимание обращалось на воспитательную работу, о чем свидетельствует отчет заведующего Иволгинским Аймоно Цыденова: «В школе была «неплохо поставлена пионерская работа». Комсомольская организация школы способствовала  повышению успеваемости учащихся и дисциплины, воспитанию «чувства советского патриотизма и советской национальной гордости», на комсомольских собраниях обсуждая «вопросы идейно-политического уровня комсомольцев, вопросы воспитания пионеров и т.д.»[4]. Я узнал, что комсомольская организация в школе была создана в 1925 году, секретарём ячейки был избран Батурин Константин, который погиб в годы Великой отечественной войны.

В школе была создана пионерская организация. Деятельность пионерских отрядов в форме красных следопытов проходила под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто», где ребята собирали материалы о истории партизанского движения, о истории создания совхоза «наш совхоз в IX и X пятилетках», о первых комсомольцах и коммунистах села. Пионеры – туристы посетили много интересных мест. Свою экспедицию в Шушенское, Ленинград и Смоленск посвятили юбилею В.И.Ленина. Пионеры – тимуровцы помогали ветеранам Великой Отечественной войны по хозяйству. Изучая фотографии, сохранившиеся планшеты, мне было интересно узнать, что в школе проходили различные слёты, сборы. Что у пионеров была своя атрибутика: красный галстук, который повязывали на шею, горн и барабан которые звали ребят на линейки и сборы.    

 1.3. Школа на современном этапе.

В настоящее время директором школы является Парыгина Людмила Петровна. В школе обучается  774  ученика, работает 56 педагогов. Школа занимается своим обычным делом – воспитанием подрастающего поколения. Школа гордится талантами детей, которые на протяжении многих лет показывают хорошие результаты в творческой и учебной деятельности.

      История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.

      Результат хорошей работы – её выпускники. Серебряные медали получили: Антонова Алена, Крылова Марина, Матушкеева Женя, Радченко Анна, Лоскутникова Наташа, Пешкова Наташа, Козлова Валя, Крылова Лена, Макрова Наташа, Минина Лена, Андреева Наташа, Кузьмин Саша, Сапунова Таня, Вяткин Дмитрий, Михайлов Виктор, Арестова Екатерина.

 В 2015году в школе была вручена первая золотая медаль Гулиевой Лейле.

В школе работают учителя, которые закончили Нижнесаянтуйскую школу в разное время: Тюменцева Людмила Викторовна - учитель биологии и химии, Оскорбина Нина Васильевна Русина Елена Фёдоровна - учителя истории и обществознания, Матанцева Лидия Александровна - учитель русского языка и литературы, Варфоломеева Татьяна Владимировна и Мансурова Татьяна Валерьевна - учителя  начальных классов, Макрова Наталья Александровна-учитель математики.

Уверен, что школа выпустит ещё много выпускников, которые достойно продолжат историю школы. Мы же по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.      

Глава II.  Практическая часть                                                                                                                                                            

Были составлены вопросы и я провёл анкетирование среди учащихся 5, 6 классов, было опрошено 60 школьников:

  1.  «Когда появилась наша школа?» -  знает 43 человека, не знает 17 человек
  2.  «Кто открыл школу?»  - из 60 не знает никто.

      3.   «Какие преподавали уроки первые учителя?» - называли русский язык и математику правильные названия не знает никто

    4. «Знаете ли вы фамилии директоров Нижнесаянтуйской средней школы?» - из 60 человек ответил 1.

Проведя анкетирование, я выяснил, что ученики 5, 6 классов не знают или знают очень мало о своей школе.

Заключение     

       В результате своей работы я пришёл к следующим выводам:

       Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

         Любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.

          В ходе написания исследовательской работы на тему: «История нашей школы», нам удалось пополнить информацию об истории МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Мы изучили историю становления и развития школы от ее появления до наших дней.

          Во-первых, мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в школе. Это такие материалы как архивные документы, планшеты, записи разных лет, фотографии.

        Во-вторых, знакомясь с сохранившимися документами нам удалось восстановить информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы.  

       Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в Школьном музее.

Проведя исследовательскую работу, я пришёл к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, как главную составляющую истории своей малой Родины.

       Моя гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории села, наших предков.

      Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические источники, чтобы история была правдивой. Мне бы хотелось, узнать еще некоторые факты из истории школы.      

         К сожалению, мне не всё удалось прочитать, так как в некоторых документах почерк не совсем понятен. В основном, работа с документами и вызвала трудности. Но с другой стороны, именно работа с архивными документами, возможность познакомиться с ними напрямую вызвали чувство гордости и ответственности.

  Мне было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.

      Эту работу мне бы хотелось закончить стихотворением:

              Теплей человеку в дорогах тяжелых,

              В суровых краях от того,

              Что где-то на свете

              Есть добрая школа,

              Есть милая школа его!

Список используемых источников

1. Воспоминания бывшей учительницы и завуча школы Русиной У.В.

2. Сведения из ГАРБ.

3. Документы и материалы школьного архива.

4. Фотографии разных лет.


[1] ГАРБ. Ф. 60. Оп. 2. Д. 3. Л5.

[2] ГАРБ. Ф. 60. Оп. 2. Д. 3. Л5. «Списки школ и школьных работников в республики 1923г»

[3] ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 525, годовой отчёт о работе школ иволгинского аймака 1949-1950 гг.

[4] ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 690. Л.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "История детской организации Успеновской школы"

За последнее десятилетие в нашей стране произошли очень большие изменения во всех сферах жизни. Утрачены  ценности, идеалы. Обозначился кризис организации воспитательной работы. Отмена октя...

Поисково-исследовательская, научно-исследовательская работа в школе.

Рекомендации  по написанию научно-исследовательской работе для обучающихся....

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...

Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"

laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...

Исследовательская краеведческая работа "История школы п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области"

Работа написана на основе краеведческого материала, использованы архивные материалы и фотографии, начиная с 1950-х годов; воспоминания жителей, учителей....