Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
статья

Биоэнергопластика способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которому требуется сила, хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата.

Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с чем, некоторые специалисты применяют в своей практике приёмы биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Другими словами «биоэнергопластика» – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Задачи биоэнергопластики:

  • развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;
  • активизация интеллектуальной деятельности ребенка;
  • развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям.

        Общие рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

  1. Учитывать индивидуальные особенности детей.
  2. Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
  3. Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
  4. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Примерное планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики:

1 этап: обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков (рука в упражнения не включается).

2 этап: знакомство с артикуляционными органами, выполнение гимнастики по традиционной методике (педагог включает в упражнения свою ведущую руку).

3 этап: выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство артикуляционными сказками (педагог включает в упражнения свою ведущую руку с перчаткой).

4 этап: выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка). педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка с перчаткой.

5 этап: выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка). педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой.

6 этап: выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка). педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Литература:

  1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

Консультация для специалистов "Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями"

В содержании консультации раскрывается определение понятия рефлексия, виды, описывается процесс и ее значение для коррекционного урока. Презентация...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...