Эссе "Я - педагог"
материал

Олейникова Наталья Ивановна

эссе на конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_oleynikovoy_n.i.docx77.56 КБ

Предварительный просмотр:

pelikan1

ЭССЕ

«Я – педагог»

учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кавалерской средней общеобразовательной школы № 3  имени  Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца

Олейниковой

Натальи Ивановны

Учитель года Дона — 2020

Я – педагог

 «Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться – это школа. Вы знаете, что такое было для меня школа с тех пор, как я открыл её, это была вся моя жизнь» - писал Л.Н.Толстой. Вот так и у меня: все тропинки в детстве вели меня к большой дороге жизни, название которой – школа. В ней – моя жизнь.

А кто стоял у истоков моей дороги? Кто повлиял на выбор моей профессии? Давайте заглянем в прошлое, свернём с большой дороги и пройдёмся по тропинке далёкого детства…

Отчий дом. В нём – много добра и света, искренняя любовь к книгам. Их было очень много. Помню даже, как долгими зимними вечерами всей семьёй читали вслух. Книги волновали, тревожили сердце, заставляли даже плакать, одним словом, будили душу, в которой росла и набирала силу доброта. Пойдём по другой тропинке  и заглянем в родную школу. Это был «островок счастья», по дороге к знаниям нас вели настоящие, любящие своё дело, учителя.

Будто вчера был первый урок русского языка в 4 классе. Учительница пленила нас своим обаянием, мягкостью голоса и какой-то внутренней силой. Лидия Алексеевна Гриняева. Именно она помогла мне поверить в себя. Я росла робким и застенчивым ребёнком, очень тихо-тихо отвечала на уроках. Лидия Алексеевна помогла мне преодолеть чувство страха через…чтение стихов. В сотрудничестве с ней укрепилась во мне внутренняя сила и уверенность в себе.

На смену Лидии Алексеевне пришла Раиса Серафимовна Налобнова. Мы завороженно смотрели на неё; со вкусом одетую, энергичную, с доброй улыбкой на лице. Сколько душевного тепла, искреннего участия она дарила нам. Вот сейчас ученики не читают. А вы думаете, раньше читали все? Отнюдь, нет. Но Раиса Серафимовна выстраивала уроки так, что все, даже  лентяи, «копались» в текстах. Не знаю, как ей это удавалось… И раздумий при выборе профессии не было – буду только учителем русского языка и литературы.

А теперь давайте вернемся на мою большую дорогу жизни. Я – учитель русского языка и литературы. Это самая прекрасная , но и самая трудная профессия. Ведь нужно не только дать знания ученикам, но и воспитать в них Человека.

Что значит, в моём понимании, мои уроки? Какова моя роль, как учителя? Это прежде всего, обращение к душе человека, к его чувствам, совести, нравственному долгу, стремление  развивать все эти чувства через литературу и красоту родного слова. Для меня важно, чтобы мои ученики не только получали знания, но и стали добрее, гуманнее.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих питомцев. В одних -открытость и желание общаться, в других – настороженность, в третьих – надежда, а в чьих-то –равнодушие, безразличие. Все они разные, но в глазах каждого – своё солнце, которому надо помочь засветиться. Глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

В своей работе я определила для себя основные заповеди:

  • «Совесть,  правда, честь, радость познания, красота, добро, вера, надежда,  справедливость,  долг. Без этих понятий нам не справиться с детьми» - С.Соловейчик.
  • «Не гасить свет души своей» - Б.Шоу.
  • «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светиться» - Сократ.

А как всё это соединить в одно целое – воспитать личность?  Через слово!

Как тут не согласиться с поэтом В. Шефнером:  «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

На мой взгляд, учитель русского языка и литературы – мастер слова, и его задача помочь ученику овладеть «великим и могучим» языком, наделив его добрыми чувствами.

Однажды где-то прочитала, что уроки, «как люди, похожи и разны, если к ним приглядеться с различных сторон. Бывают уроки, как радостный праздник, и бывают они, как мучительный сон.» Замечательно сказано, не правда ли? Вот и меня всегда волновал и волнует вопрос, как построить урок, чтоб всем было интересно, чтобы все трудились с полной отдачей сил.

На своих уроках создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотрудничества и общения, стараюсь разбудить, заинтересовать ученика в изучении темы, используя личностно-ориентированные технологии, приёмы и методы технологии развития критического мышления. Использую и  педагогику сотрудничества Ш.А.Амонашвили, интерес к которой проявился после моего посещения уроков великого педагога в Тбилиси в составе творческой группы.

Учитель на то он и учитель, что находится в постоянном поиске, ищет что-то своё. Меня заинтересовала и технология творческих мастерских,  эффективность использования которой проявляется в желании ребят учиться, развитии познавательных интересов детей, в создании  ситуаций успешности каждого ученика, в прочности «добытых» знаний.

Уроки  с использованием творческих мастерских - настоящая школа воспитания добрых  чувств, самостоятельного поиска  истины. Дети думают, высказываются, ищут, сопоставляют свои и чужие мысли, чувства, а  урок дарит радость маленьких открытий, формирует человека, уверенного в себе. Всё это позволяет  мне обратиться к внутреннему «Я» ребёнка, помогает  открыть детям удивительный мир литературы и русского языка.

Ещё одна злободневная проблема жизни  заставляет меня не быть равнодушной к формированию характера моих воспитанников: нет интереса к чтению. Я не волшебник, но с уверенностью хочу сказать, что дети, которых я учу, всё же «тянутся» к книге. Стараюсь рассказывать о произведениях, которые  читала в детстве, предлагаю книги из своей домашней библиотеки,  организовываю посещения библиотеки.  Готовим с ребятами «поэтические гостиные». Сама я люблю стихи и много знаю наизусть.

Таким образом, моя урочная и внеурочная деятельность направлены на достижение  одной цели: воспитание Человека. В этом я вижу свой смысл жизни, как учителя.

Мастерство учителя – это и удача, и использование новых технологий, и систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный раздумьями, открытиями. Успех учителя заключается в союзе трёх сил: открытого сердца, творческого подхода и здравого смысла.

Много лет назад я сделала свой выбор. Жизнь, полная напряжений, радости и  тревог, взлётов и падений, бессонных ночей, движения вперёд – всё было, но ни разу не было одного – разочарования. Всю свою жизнь я иду по прямой дороге – дороге добра и света. Она наполняет меня чувством нужности в этом мире.

Школа – моя дорога жизни. Школа – это мой мир, в котором я нашла своё место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...