Участие в инновационной деятельности колледжа
материал

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Борисенко Лидия Васильевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА) НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

(методические рекомендации)

Нижневартовск

2017

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с приказом БУ «Нижневартовского социально -гуманитарного колледжа» № 207-ОД от 30.08.2017 «О создании условий для обеспечения программ подготовки специалистов среднего звена учебно-методическими материалами», а также с целью создания оптимальных условий для выполнения  требований федеральных государственных  образовательных стандартов среднего профессионального образования по обеспечению программ подготовки специалистов  среднего звена учебно-методическими материалами и обеспечения исполнения государственного задания в части выполнения работ по методическому обеспечению образовательной деятельности.

В Методических рекомендациях содержится описание особенностей обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата (ОДА), основные требования, предъявляемые при обучении данной категории студентов в условиях общего (не коррекционного) образования, а также отражены рекомендации по организации работы обучающихся при изучении «Литературы»

Данные рекомендации предназначены для преподавателей русского языка и литературы, преподающих в учреждениях среднего профессионального образования.  Могут быть также использованы в работе преподавателями общеобразовательных учреждений, методистами.

Разработчик: Борисенко Л.В., преподаватель русского языка и литературы БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», высшая квалификационная категория


СОДЕРЖАНИЕ

.Пояснительная записка                                                       4-5

1.Особенности обучающихся с нарушениями  опорно-  6-7 двигательного аппарата 

2.Организация работы студентов с нарушениями          8-9

опорно-двигательного аппарата на занятиях по

литературе

8-9

10-1313

3.Методы и приемы  обучения, используемые при      10-13 изучении литературы

Рекомендуемая литература                                                14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным и актуальным вопросом в современном мире  является получение детьми достойного образования. Для детей с проблемами здоровья образование играет важную роль, так как это один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и их экономической зависимости. Обладая данным ресурсом и реализуя его на практике, лица с инвалидностью и  ОВЗ способны повысить не только свой материальный уровень, но и свои мотивации, направленные на повышение личностного статуса и на полноценное включение в жизнь общества.

Проблемы образования детей с инвалидностью и ОВЗ сегодня являются одними из самых обсуждаемых на различных уровнях власти. Это связано с тем, что   число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов неуклонно растет. Для получения образования этим детям необходимо  создать специальные условия, обеспечивающие равные с обычными детьми возможности в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Государство гарантирует создание необходимых условий для его получения.Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития этой группы детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методовобучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных занятий и т.д.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»                  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

Нормативная правовая база обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Федеральные нормативные правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  2. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
  3. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ        от 10 мая 2006 г. «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации».
  4. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендациипо психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  6. Распоряжения Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

  1. Особенности  обучающихся  с нарушениями  опорно-двигательного аппарата (ОДА)

          Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА) частично или полностью ограничены в произвольных движениях в  зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта. Они представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. При обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо, чтобы преподаватели знали о психофизических особенностях такого студента, учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достижений, использовали специальные методы и приемы обучения.

Специфика поражений ОДА может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. Поражения ОДА часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. При написании текстов выявляются ошибки в графическом изображении букв и слов (асимметрия, зеркальность) Нарушения ОДА проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности,  сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Нужно не только уметь кратко записывать (если возможно), но и постоянно вслух проговаривать, акцентировать внимание на главном.  При работе с данной категорией студентов следует следовать рекомендациям:

1.Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не следует говорить резко и громко  с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то лицо с нарушениями ОДА будет чувствовать себя спокойно.

2. При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует перебивать и поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей):

  • во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;
  • при гиперкинезах встречаются затруднения в речи.

3. Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия. Можно предложить старосте группы, где обучается студент с нарушениями ОДА, заранее известить его о возможных проблемах с доступностью объекта.

4. Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для этих студентов, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

2.Организация работы студентов с нарушениями  опорно-двигательного аппарата на занятиях по  литературе

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию студента, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У таких студентов наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

Во время  занятия рекомендуется делать для таких студентов делать 5- 10–минутный перерыв. Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить студенту самому подбирать комфортную позу для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т.д.). При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий. С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными, использовать наглядный материал, обучающие видеоматериалы, пользоваться электронными средствами при выполнении заданий. При работе со студентами с нарушением ОДА необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Общие рекомендации по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ на занятиях по литературе:

  • Использование указаний как в устной, так и письменной форме;
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий (чтение инструкции);
  • Повторение студентами инструкции к выполнению задания                          ( проговаривание этапов выполнения работы);
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами  обучения; (видеофильмы, презентации, обучающие программы с электронными  тренажерами, использование компьютерного тестирования при  текущем контроле, электронных учебников при выполнении практических заданий, где есть возможность дополнить  ответ);
  • Демонстрация уже выполненного задания (по образцу)
  • Близость к студентам во время объяснения задания;
  • Акцентирование внимания на хороших оценках;
  • Распределение студентов по парам для выполнения заданий на практических занятиях, семинарах, для работы над  мини – проектами к занятиям, чтобы один из студентов мог подать пример другому;
  • Минимум наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • Составление доступных по выполнению индивидуальных заданий, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента;
  • Игнорирование незначительного поведенческого нарушения, которое является непреднамеренным.

3.Методы обучения, используемые при изучении литературы

У большинства студентов с проблемами здоровья отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе преподавателя - филолога со студентами с инвалидностью и ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.  Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у обучающихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Это для многих затруднительно. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия педагога и Обучающегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Формой организации совместной деятельности преподавателя и учащихся является урок. На практических и лекционных занятиях педагог может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

На занятиях по литературе рекомендуется  использовать интерактивные методы обучения. При организации таких занятий все студенты вовлечены в работу, они имеют возможность высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы и обобщения при анализе произведений: характеристике литературных героев, авторской позиции писателя, при знакомстве с критическими литературоведческими статьями и т.д. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, давать развернутые и краткие  ответы  на  сложные вопросы, руководствуясь текстом произведения, сравнивать  альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках литературы организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы. При планировании занятий необходимо учитывать особенности обучающихся  с нарушением опорно-двигательного аппарата; разрабатывать для них индивидуальные задания, которые были интересны, выполнимы и соответственно оценены. Это могут быть различные электронные тестовые задания по творчеству писателей, по содержанию произведения, характеристике главных героев,, составление развернутых ответов по плану изученного произведения, использование электронных схем, таблиц, готовых трафаретов для краткого ответа на вопросы по литературным эпизодам  произведения. При организации и выполнении работы в парах и группах такие студенты не должны испытывать дискомфорт.

Ведущим звеном в структуре дефекта у данной категории студентов является нарушение формирования спонтанной развернутой речи. Они могут иметь  достаточный по объему словарный запас, грамматически правильно строить  простые предложения, могут повторить слова, серии слов и простые предложения.  На занятиях по литературе затруднения обучающиеся испытывали только в самостоятельной повествовательной речи. Трудности  возникали при необходимости давать развернутые ответы на вопросы во время диалогической речи.

Еще большие трудности возникали при необходимости составить рассказ или. устное сочинение. Эти же трудности проявлялись при передаче содержания рассказа или сюжетной картины. Их рассказы должны быть предельно  лаконичны, и, как правило, для них составляется простой план – схема для пересказа или совместное составление плана и его прочтение.

Наглядный  опорный  материал облегчает речевую деятельность;  но студентам с ОДА легче составить презентацию по творчеству писателя, чем приготовить устный ответ по заданной теме.

Следует помнить, что речевое высказывание может быть полностью заторможено  внезапным резким замечанием, проявленным преподавателем нетерпением и т. п. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с обучающимся  с затрудненной речью займет больше времени. Затруднения в речи – не показатель низкого уровня интеллекта человека. Если не понятно, что вам сказали, следует переспросить. Если снова не удалось понять, нужно попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. – при возникновении проблем в общении, можно спросить, не хочет ли собеседник использовать другой способ – написать, напечатать. Домашние задания можно выполнять таким студентам в печатном варианте на компьютере.

На занятиях нужно  задавать вопросы, которые требуют коротких ответов Такие вопросы должны быть заранее подготовлены преподавателем по каждой теме для обучающихся  с нарушением опорно-двигательного аппарата. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей): – во время разговора не нужно отвлекаться  на непроизвольные движения собеседника, потому что можно пропустить что-то важное; при гиперкинезах встречаются затруднения в речи. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным для работы с данной категорией студентов. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

В процессе коррекционной работы на их основе у обучающихся формируются правильные речевые навыки, отрабатывается артикуляция, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятия по литературе, повышают мотивационную активность, студентов. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, есть возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОДА. При работе со студентами с нарушениями ОДА необходимо руководствоваться следующими правилами и принципами в своей работе:

1.Индивидуальный подход к каждому студенту. 

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Используемая литература:

  1. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования детей с ДЦП в России. Дефектология. М., 2009 г.

2.Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Эксмо, 2006.

3.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.

4.Левченко И.Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом. - Коррекционная педагогика, 2008.

5.Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».О.Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.

6. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.lekoteka.ru/  Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.biosvyaz.com




Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Борисенко Лидия Васильевна

Использование современных технологий на занятиях по литературе при реализации адаптированной программы для слабослышащих

(методические рекомендации)

Нижневартовск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1.Особенности составления адаптированной рабочей                   программы   (АРП) по дисциплине  ОУД. 02.                                     Литература                                                                             6-7                        

2.Организация работы студентов с нарушениями 8-9                        

слуха на занятияхлитературы

8-9

10-1313

3.Использование современных технологий обучения                         при  изучении литературы10-11                                                          

Рекомендуемая литература                                                14

Использование современных технологийна занятиях по литературе при реализацииадаптированной программы дляслабослышащих

(методические рекомендации)

1.Особенности составления адаптированной рабочей программы   (АРП) по дисциплине  ОУД. 02. Литература                                                                            

Учебный процесс обучающихся с  инвалидностью и ограниченными возможностями здоровьяможет осуществляться на основе адаптированных рабочих  программ по дисциплинам СПО при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы и т.д.

Рабочая  адаптированная программа по литературе для специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрированиена базе основного  общего образованияявляется частью адаптированной основной профессиональнойобразовательной программы в соответствии с ФГОС,соответствует Требованиям к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиям к средствам обучения и воспитания, утвержденнымиМинобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн. Разработка рабочей программы по данной специальности не случайна, так как на 1 курсе обучаются студенты с нарушением слуха.

Основная цель адаптированной образовательной программы по литературе: создание условий обучения и воспитания обучающимся  с инвалидностью и ОВЗ в освоении программы, коррекция недостатков в развитии обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, использовании современных технологий, которые будут способствовать повышению мотивации обучения студентов и их социальной адаптации.

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие студенты  не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН обучающихся при сохранении общего объема содержания обучения:

- овладение практическими умениями и навыками;

- уменьшение объема теоретических сведений;

- включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.

При освоении содержания учебной дисциплины обозначена нацеленность на  результаты:личные- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсови др.);метапредметные- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектнойдеятельности, навыками разрешения проблем;предметные- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых письменных высказываниях.

Программа по литературе (ОУД.02 «Литература»), составлена в соответствии с профилем (техническим), выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Предусмотрено - 176 часов, из них теории – 79, практики – 38, сам.работы -59.

В адаптированной рабочей программе по литературе можно объединить теоретические разделы: 4.1 и 4.2.; 13 и 14.Сохранить общее количество часов, но в то же время сократить и структурировать объемный материал, предложив составить тезисные планы, краткие планы -  конспекты, выписывание цитат и т.д. (материалы представлены в учебнике); письменные доклады по отдельным небольшим темам из разделов( учебник, интернет – ресурсы); подготовить презентации.

4.1

Литературный текст и языковая среда. Роль текстов в развитии языка

2

4.2

Развитие русской и зарубежной литературы. Реализм и модернизм

2

13.

Литература 50–80-х г. (обзор)

6

14.

Русская литература последних лет (обзор) Произведения для бесед по современной

литературе

2

 Программой  по литературе предусмотрено чтение и изучение произведений русской и советской литературы 19 – 20 столетий, а также произведений зарубежных писателей. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении преподавателя и обучающегося. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми студентами с инвалидностью и ОВЗ при чтении  текста, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания педагог практически знакомит обучающегося с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

Для успешного освоения студентами программного материала можно рекомендовать дополнительные коррекционные занятия по  литературе (ДОУ), особенно при работе с текстами произведений, при  изучении литературоведческого материала, обзорных тем. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество. Творческие работы (эссе, сочинения) завершают раздел по изучению творчества писателя, это своеобразный итог изучения темы.Программой рекомендуются сочинения и эссе по творчеству писателей 19 – 20  столетий А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.А.Булгакова ,М.А.Шолохова, всего – 10. На каждую творческую работу отводится определенное время ( около 7-8 дней), проводятся консультации: даются алгоритмы написания вводной и заключительной части работы (варианты), проводится словарная работа, отрабатываются лексические, морфологические, синтаксические  нормы литературного языка. Данная работа со студентами с нарушениями слуха  проводится на протяжении всего учебного года.

2.Организация работы студентов с нарушениями    слуха на занятиях литературы

В адаптированной программе по литературе значительное место отведено развитию устной и письменной речи;рекомендуется  осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации студентов к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей.

При планировании необходимо использовать задания учебников, которые  развивают мыслительные, аналитические способности студентов, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес обучающихсяк произведению вызывают проблемные вопросы. Все вопросы должны быть четко и кратко сформулированы, записаны на доске. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время занятия, услышать разные точки зрения студентов, определить, какая из них совпадает с авторской.

Но следует помнить, что студентам с нарушением слуха сложно воспринимать речь, когда несколько человек говорят одновременно, поэтому при проведении дискуссий необходимо управлять процессом, выслушивая каждого, есть понятие «культура спора». Например, на доске высвечиваются мнения разных критиков по характеристике литературных персонажей, по оценке произведения в целом. Мнения противоречивые. После прочтения необходимо в процесс дискуссии вовлекать и студентов с нарушением слуха, мотивировать их.

Эффективна работа  с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На занятиях  осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией. Желательно по изучаемым  произведениям смотреть фильмы с субтитрами, чтобы проследить сюжетную линию.Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания.

Методические рекомендации к проведению занятий по литературе для обучающихся с нарушением слуха:

- Лекции должны быть адаптированными (краткие и точные фразы), читать лекционный материал, объяснять, рассказывать необходимо лицом к аудитории, чтобы видеть вашу артикуляцию; студент  должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристику и некоторые другие основные характеристики, использовать алгоритмы при изучении тем)),

- темп урока должен соответствовать возможностям студента;

- поэтапное разъяснение заданий;

- последовательное выполнение заданий (наличие инструкции к заданиям);

- объяснениенового учебного материала по частям (разделение на блоки);

- четкая формулировкавопросов;

- обязательное проведение  словарной  работы;

- переключение  с одного вида деятельности на другой;

- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами  обучения; (видеофильмы, презентации, обучающие программы с электронными  тренажерами, использование компьютерного тестирования при текущем контроле, электронных учебников при выполнении практических заданий, где есть возможность дополнить  ответ);

- демонстрация образца выполненного задания;

- близость к студентам во время объяснения задания;

- акцентирование внимания на хороших оценках;

- - минимум наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составление доступных по выполнению индивидуальных заданий,позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента( составление схем, таблиц, тезисных планов и т.д.) ;

- проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи обучающихся, своевременно и тактично помогать каждому студенту, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

3.Использование современных технологий  обучения при  изучении литературы

Литература относится к трудным предметам общеобразовательной подготовки, вызывающим у студентов тревожность, неуверенность в своих силах из – за объемного материала.Обучаясь в коллективе, сильный студент всегда в выигрыше: он быстрее усваиваетновый материал, и педагог опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать вопрос, он не может быстро и правильно отвечать и "тормозит" продвижение к общему успеху. Если студент обучается индивидуально, тогда он замыкается в  себе, на своихнеудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у других. Если материал не дается- это его проблемы. И в эти группы не понимающих и медлительных как правило входят студенты с инвалидностью и ОВЗ.

    Задача педагога- создать условия для самовыражения, развития каждого студента на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков. Эти проблемы может решить личностно ориентированный подход к обучающимся.

В связи с этим было необходимо перейтиот педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, преимуществом которой является:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации в группе обеспечивает более прочное усвоение;
  • овладение ЗУН каждым студентом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;
  • сотрудничество сильных, средних и слабых студентов. Такое сотрудничество разных по уровню успеваемости обучающихся приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного; идет процесс социализации.

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе, на развитие творческих качеств личности Использую  вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса "Обучение в команде"(Р.Славин, Р.иД.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению. "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильина.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!Обучение в сотрудничестве предполагает сотрудничество, а не соревнование.

Равные возможности предполагают, что любой студент должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и потому оценивается наравне с другими. Если и сильный, и слабый студент затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог.

Преподаватель  приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной , исследовательской , творческой деятельности обучающихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Роль педагога  - помочь самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Планируя урок, педагог всегда задумывается над тем, что нужно сделать, чтобы студенты, обучающиеся в сотрудничестве, как можно лучше поняли и усвоили новый материал.

Кроме этого, преподаватель должен помнить, что его главная задача – вовлечение студентов в активный, творческий процесс конструирования, формирования собственных знаний. Педагог приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса социальную роль – роль лидера, организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.

 Преподаватель

  •  формирует обучающиеся группы;
  •  определяет стоящие перед ними цели и пути их достижения;
  •  наблюдает за их работой;
  •  включается в эту работу, чтобы обратить внимание студентов на навыки межличностного общения в небольших коллективах;
  •  оказывает студентам помощь, когда это необходимо;
  •  проверяет и оценивает знания обучающихся, пользуясь системой определенных критериев;
  •  участвует в обсуждении группой результатов своей работы и помогает группе в этом на паритетных началах, налаживая обратную связь с ней.

В группахсотрудничества  обучающиеся не только изучают программный материал, но и приобретают навыки межличностного общения и работы в «команде».

Реализация технологии:

1.Определение численности группы, количественного состава участников группового обучения.

Традиционно в составе группы, обучающейся в сотрудничестве, бывает от двух до четырех человек, потому что их проще организовать, и они быстрее работают.

2.Деление на малые группы: в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый студенты.Определяет состав преподаватель. Группы, составленные студентами по собственному выбору, как правило, всегда однородны: отличники стремятся работать с отличниками.

3.Определение заданий для  студентов в группах. Они сами определяют роли, но  должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)
  • редактора (проверяющего правильность выполнения)
  • оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления), а также«докладчика», «эксперта», «исследователя» и т. д.

Каждому члену группы отводится определенная роль, и он получает конкретное поручение: формулировать ответы и выводы, к которым пришла группа; исправлять ошибки, которые допускают в своих ответах или выводах другие члены группы; устанавливать связь нового материала с тем, что было изучено ранее;обеспечивать членов группы всем необходимым для выполнения задания; поддерживать связь с другими группами и педагогом; записывать выводы, которые сформулировала группа, и оформлять отчет о коллективной работе; следить за тем, чтобы все члены группы были заняты делом, или оценивать качество сотрудничества в группе; проверять, понимают ли все его товарищи, почему дан именно такой ответ и т. д.

4.Обеспечение необходимыми ресурсами. Группы  должны быть обеспечены всем необходимым для успешной работы.

Снабдив группу только одним экземпляром с частью чего-то (например, текстом биографии писателя, критической статьи, разделенным на блоки), в группе создается взаимозависимость ресурсов, и обучающимся, чтобы справиться с заданием, не останется ничего другого, как только работать вместе.

Если ресурсы, необходимые для выполнения задания – источники информации (словари, книги, журналы), дидактические материалы, предметы – распределены между членами группы, то, чтобы сделать работу, им нужно объединиться. Так возникает коллективная взаимозависимость ресурсов, для создания которой можно использовать один из следующих приемов:

1. Группа получает ограниченное количество нужных ей предметов. Например, группа должна составить биографическую таблицу по периодам жизни и творчества биографию Н.А.Некрасова При этом один студент получает материал о его детстве в усадьбе Грешнево,, второй – о его семье, традициях, третий – о годах учебы в ярославской гимназии, четвертый – о жизни в Петербурге и начале литературной деятельности, пятый – о творческой деятельности, работе в журнале «Современник», шестой – об отношении к нему власти и т.д.

2. Каждый член группы отдельно выполняет свою часть общего задания (например, пишет несколько предложений или один параграф «газетной статьи» или «главы книги») с тем, чтобы приизучении темы иметь возможность в конце написать творческую работу, (эссе, статья) используя весь, предоставленный другими студентами материал.

В этом случае работа, которую должны выполнить обучающиеся, является своего рода синтезом, при которой в группе создается «информационная взаимозависимость». Такой подход можно назвать «принципом головоломки» – каждый член группы владеет лишь частью того, что необходимо для выполнения задания. В таких ситуациях коллективный успех возможен только при активном участии каждого члена группы.

В последние десятилетия появляется много новых информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения. Одна из них - технология веб-квестов. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Новизна подхода к применению технологии веб-квест в практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности непосредственно на учебных занятиях. А.В. Хуторской отмечает, что «проектная форма обучения закрепилась в нашей стране преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничего не мешает распространить ее на базовый учебный процесс» Значимость и актуальность проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, определена им так: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности обучающихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности»

Для проведения веб-квеста необходимо определенное оснащение: компьютерный класс для выполнения работы, доступ в Интернет, пакет MS Office, мультимедиа.

Требования к уровню подготовки обучающихся для прохождения веб-квеста:

  • учащиеся должны знать содержание литературного произведения;
  • уметь интерпретировать изученное произведение на основе личностного восприятия;
  • работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
  • уметь аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, отстаивать свою позицию;
  • уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск);
  • уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • уметь создавать типовые документы на компьютере,
  • уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации,
  • уметь путешествовать по Всемирной паутине.

Таковы организационно-педагогические условия применения технологии веб-квеста на уроках литературы. Современные технологии позволяют привлечь всех студентов к работе, выбрать для каждого индивидуальное  задание, повысить  мотивацию учения, способствовать творческому  осмыслению материала, тщательному закреплению знаний по литературе.

Адаптированная программа дает возможность студентам с инвалидностью и  с ОВЗ:

- освоить образовательную программу на доступном им уровне;

- повысить уровень личностного развития и образования;

- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

- повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

Предусматривает:

- создание атмосферы эмоционального комфорта;

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого студента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты участия в инновационной деятельности

Деятельность ГБОУ СОШ № 1161по развитию эколого-краеведческой деятельности и музейной педагогики в рамках окружной инновационной площадки  в 2013-2014 учебном году...

Участие в инновационной деятельности

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профес...

Участие в инновационной деятельности колледжа (Ресурсный центр по инклюзивному образованию)

Сведения об участии в реализации плана работы Ресурсного центра по инклюзивному образованию в рамках инновационной деятельности колледжа: разработка методических рекомендаций по организации образ...

Приказы на участие в инновационной деятельности

Приказы на участие в инновационной деятельности...

Участие в инновационной деятельности (до 01.09.2013)

Разработка проектов ОПОП по специальностям в рамках внедрения ФГОС СПО...

Участие в инновационной деятельности

Участие в инновационной деятельности...