Рабочая программа внеурочных занятий по информатике для подготовительного класса.
рабочая программа

Биленко Татьяна Николаевна

Цели занятия информатикой в подготовительном классе:

Целью работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально - волевой и личностной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pk_rabochaya_programma_daty.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а»,  тел. (41145) 52-5-16,   52- 5- 32

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский

 _____________   Гришкевич Е.А.

От «31» августа 2017 г.

Рабочая программа

внеурочных занятий

Предмет: информатика

Класс подготовительный

Профиль: игровой

Всего часов на изучение программы 68 ч

Количество часов в неделю 2

Биленко Т.Н.

Преподаватель информатики

Первая квалификационная категория

2017-2018 уч. год 


  1. Пояснительная записка

Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

 Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

 Занятия по информатике строятся таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

 Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, должны быть доступны для понимания, что даёт возможность ребенку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

 Важно отметить, что на занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

 Помимо компьютерных игр на занятиях возможно использование различных логических заданий, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребенок должен, прежде всего, научиться управлять компьютером, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Цели занятия информатикой в подготовительном классе:

Целью работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально - волевой и личностной сферы дошкольников.

Задачи:

  1. Интеллектуальное и познавательное развитие:
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план;
  • развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти;
  • развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления;
  • развитие сенсомоторных способностей;
  • пополнение математических знаний и умений;
  • пополнение словарного запаса и развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире.

  1. Развитие творчества:
  • развитие художественных способностей;
  • развитие творческих способностей.

  1. Развитие компьютерных умений:
  • развитие навыков управления компьютером;
  • развитие умения понимать интерфейс игровых программ;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного мышления;
  • пополнение знаний об устройстве компьютера.

Работа с детьми строится с опорой на следующие принципы:

  1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
  2. От постоянного руководства к самостоятельной работе.
  3. Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
  1. Частая смена видов деятельности.
  2. Тесная связь компьютерной игры с дидактической.
  3. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- наказание;

- поручение.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

-участие в воспитательных мероприятиях школы.

Структура проведения занятия.

При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится подгруппами по 9 человек, два раза в неделю во второй половине дня, длится 25 минут.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.

I этап – подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.

Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап – основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап – заключительный

Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, расслабление под музыку).

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап – 5 минут,

2 этап – 15 минут

3 этап – 5 минут.

После каждого занятия проводится проветривание помещения.

Для наилучшего усвоения детьми разделов данной программы работа строится на диагностической основе.

Критериями оценки усвоения разделов программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно.

 

Диагностика проводится два раза в год.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы использую для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её.

Ожидаемые результаты.

В результате работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении мы получим следующие результаты:

 Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.

 Формирование начальных навыков работы на компьютере.

 Преодоление психологического барьера при работе на компьютере. Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.

 Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

 Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

   Средства обучения:

  • аудиовизуальные;
  • технические (проектор, компьютер);
  • учебное оборудование;
  • наглядные пособия;
  • бумага, ножницы, клей;
  • цветные карандаши.


Календарно – тематическое планирование по игровой информатике подготовительный класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Инструктаж по технике безопасности. Профилактические упражнения для глаз, спины, рук.

1

1.09

Развитие моторики (графический диктант)

2

7,8.09

Развитие моторики (бумагопластика)

2

14,15.09

Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «Catch a Bee»

2

21, 22.09

Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (паровозик)

2

28,29.09

Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (шарики)

2

5,6.10

Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок линиями (программа «Paint»)

2

12, 13.09

Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок линиями (программа «Paint»)

2

19,20.10

Развитие памяти и внимания: Игра Balanse

2

26,27.10

Развитие памяти и внимания: Игра Balanse

2

2,3.11

Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок фигурами (программа «Paint»)

2

16,17.11

Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок фигурами (программа «Paint»)

2

23,24.11

Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs»

2

30.11,1.12

Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs»

2

7,8.12

Развитие памяти: игра «Doubles»

2

14,15.12

Развитие памяти: игра «Doubles»

2

21,22.12

Paint. Рисуем снежинку.

2

28,29.12

Paint. Рисуем ёлочку/снеговика.

2

18,19.01

Paint. Рисуем картинку «мои каникулы».

2

25,26.01

Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «I conium Bouncer»

2

1,2.02

Развитие логического мышления: игра «Placer Pacer» (сборник Hoyle Board Games)

2

8,9.02

Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge)

2

15,16.02

Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge)

1

22.02

Развитие логического мышления: игра «Marble Jump» (сборник Smart Games Challenge)

2

1,2.03

Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge)

1

9.03

Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge)

2

15,16.03

Paint. «Геометрия в игровой форме» Закрашиваем готовые фигуры

2

22,23.03

Paint. «Геометрия в игровой форме» Дополни цепочку по смыслу

2

5,6.04

Paint. «Геометрия в игровой форме» Изобрази закрашенные фигуры (треугольник, круг, квадрат)

2

12,13.04

Paint. «Геометрия в игровой форме» Нарисуй звезду и закрась.

2

19,20.04

Paint. Дуги. Нарисуй цветок.

2

26,27.04

«Развиваем мышление»

2

3,4.05

«Развиваем мышление»

2

10,11.05

Paint. Рисунок на свободную тему.

3

17,18,24.05

Всего:

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы по Матвеевой Н.В....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Занимательная информатика» (5-6 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Занимательная информатика» (5-6 класс) p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times ...

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 5 классов

Основой содержания курса информатики в 5  классе  является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс

Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...