Методическая работа
статья

Майя Алексеевна Манжуткина

Говоря об образовательных результатах, я остаюсь в рамках компетентностного подхода, особую роль в их достижении я отвожу организации всего образовательного пространства. Для формирования высокого уровня в освоении предметного действия, когда общий способ становится личным ресурсом человека, недостаточно урока, даже если он организован и проведен в духе развивающего обучения. Поэтому я выстраиваю свою педагогическую работу так, чтобы ученик смог осуществить «перенос» своих умений на другой материал, отличный от того, на котором это умение формировалось. Один из таких элементов образовательного пространства – олимпиады, конкурсы, игры, научно-практические конференции. Использую потенциал возможностей внеурочной работы с учетом принципов преемственности и перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

  Говоря об образовательных результатах, я остаюсь в рамках компетентностного подхода, особую роль в их достижении я отвожу организации всего образовательного пространства. Для формирования высокого уровня в освоении предметного действия, когда общий способ становится личным ресурсом человека, недостаточно урока, даже если он организован и проведен в духе развивающего обучения. Поэтому я выстраиваю свою педагогическую работу так, чтобы ученик смог осуществить «перенос» своих умений на другой материал, отличный от того, на котором это умение формировалось. Один из таких элементов образовательного пространства – олимпиады, конкурсы, игры, научно-практические конференции. Использую потенциал возможностей внеурочной работы с учетом принципов преемственности и перспективы.

Методическая тема по самообразованию «Организация проектно-исследовательской работы».

Так учащиеся 5-7 классов занимаются в математическом кружке « В мире чисел и задач», активные участники математической недели. Являюсь автором и инициатором проведения традиционных «М-разминок», Классных математических олимпиад (когда класс весь в полном составе участвует в олимпиаде по составленным длинным 3-метровым лентам с заданиями); различных внеклассных мероприятий по предмету в рамках предметной Недели.

 Результатами внеурочной деятельности считаю достижения моих учащихся в олимпиадах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней, дистанционных олимпиад «Вот задачка», онлайн-олимпиад по линии Малой академии наук г. Улан-Удэ, международных математических конкурсов-игр «Кенгуру», в т.ч. «Кенгуру - выпускникам».

  Организация исследовательской работы учащихся является одной из форм выявления одаренности детей.  Реализация концепции работы с одаренными детьми производится через деятельность ученического научно-исследовательского общества школы. Исследовательская работа учащихся по математике организуется мною на протяжении ряда лет. Это совместная работа с учениками по планированию и написанию рефератов, подготовка к выступлениям и презентациям. Накоплен опыт участия и побед в научно- практических конференциях школьного, городского, всероссийского уровней. Являюсь членом координационного Совета по проведению школьной  НПК.

Член жюри городской олимпиады «Математические ростки», «Умники и умницы».

 Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9-11 классы.

Все проекты, созданные учащимися, я систематизировала согласно возрасту:

 Проекты 5-6 классов – это проекты-пробы.

Проекты 7-8 классов – это проекты-дизайны.

Проекты 9-11 классов - проекты, меняющие жизнь.

  В 5 классе учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей следует обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное мышление.

Наиболее удачные проекты – пробы:

 5–6 классы:

  • Каков он ученик 5 класса – 1 место.  Городская  НПК « Обыкновенное чудо»,2015г.Побежимова Арина-5-а класс.
  • Великолепная 7-ка – 3 место.  Городская НПК « Обыкновенное чудо»,2015г.Дученкова Ксения -6-д класс.
  • Дюжины и гроссы  - 3 место.  Городская НПК « Обыкновенное чудо»,2015г.

Цыдыпов Дима.

  • О почтовых  марках. Из коллекции моего папы  - 3 место. Школьная НПК. 2015г.Олейник Настя-5-а класс.
  • Лабиринты  - 3 место. Городская НПК « Обыкновенное чудо»,2016г. Дученкова Ксения 7-д класс.
  • Теорема Пика – 4 место. Городская НПК « Обыкновенное чудо»,2016г.Никорова Лена.

  Учащихся 5-6 классов необходимо учить делать сообщения о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности учёных, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы.

 7 - 8 классы:

 Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Учатся презентации в Microsoft Power Point. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием действовать  самостоятельно , оригинально.

Дизайн - проекты:

  • 5 постулатов Евклида – 2 место, школьная НПК, НПК « Обыкновенное чудо».
  • Верещагина Диана -7-а класс.
  • Теорема Пика – 4 место. Городская НПК « Обыкновенное чудо»,2016г. Никорова Лена 7-г класс.
  • Мебельный бизнес моих родителей - 2 место ,школьная НПК,НПК «Обыкно-венное чудо».Аюшеева Карина-7-а класс.
  • Метод линейного сплайна – школьная НПК.Базарова Саша, Чимбеева Алина – 9-м класс.
  • В мире геометрии. « 4-хугольники» . Конкурс видеофильмов в рамках предметной недели. Четырехугольники. Опорный конспект – таблица.
  • ШИК (школа инженерной культуры) – создание  «быстрых» проектов в рамках одного мероприятия предметной недели. Из опыта ШИК в рамках Байкальского образовательного форума  - 2018.

 9 – 11 классы.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работу по математике или в другой области знаний. Работы представляются на конференции, фестивале  Недели математики. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки,  реализуя свой проект, действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Проекты, меняющие жизнь:

  • Экошкола. Школа будущего. 3 место. 5-я Республиканская конференция XXII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.
  • 11 правильных паркетов -1 место .Школьная НПК,5 место  «Шаг в будущее»,2018 г.
  • Треугольники Паскаля  3 место .Школьная НПК, НПК « Шаг в будущее».
  • Метод линейного сплайна – школьная НПК. Базарова Саша, Чимбеева Алина – 9-м класс.
  • Мода и геометрия. Работа вошла в сборник лучших исследовательских работ XXV Научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».2018.
  • Параллелограмм и конструирование одежды. 3 место-школьная НПК. Никорова Лена -9-м класс.
  • Влияние социальных сетей на психическое здоровье детей школьного возраста. 1 место. Всероссийская конференция  «Национальное достояние России».  Работа вошла в Сборник тезисов работ участников VIII Всероссийской конференции обучающихся  « Национальное достояние России»; в сборник «Вестник БГУ» 2016г.

  В нашей школе я работаю как в общеобразовательных классах так и в профильных, в которых обязательным условием я ставлю - участие в исследовательской деятельности. На протяжении 4последних  лет руководила исследовательской работой учащихся в условиях летнего профильного лагеря «Юный исследователь» на базе Международного эколого-образовательного центра «Истомино» при активной поддержке Совета молодых ученых БИП СОРАН и преподавателей БГУ кафедр социологии и географии. В 2016 году опыт работы летнего профильного лагеря удостоен Медали Всероссийского конкурса летнего отдыха учащихся и занял1 место. Выиграны гранты 2015,2016г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...