Конспект логопедического занятия по теме: "Правописание И - Ы после Ц".
план-конспект занятия (6 класс)

Конспект логопедического занятия в 6 классе. Логопедическое заключение "Дизорфография" 

Цель занятия: помочь обучающимся усвоить правило "Гласные И - Ы после Ц"; выработать умение обосновывать выбор букв в корнях, окончаниях, суффиксах слов после Ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня на занятии вам предстоит столкнуться с интересными заданиями. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

 2 . Загадывание загадок.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ответы на них запишите в тетрадь.

        Повстречалась мне она:

        Любопытные глаза.

        Притаилась за кустом

        Ярко – рыжим огоньком.

        И о ней кругом судачат,

        Любит всех она дурачить,

        Что в лесу среди зверей

        Не найти её хитрей.

        У неё ведь не напрасно

        Белый кончик на хвосте.

        Этот кончик виден ясно

        В самой тёмной темноте.

        Путь укажет хвост сестрицын.

        Чей же хвост, друзья? (лисицын)

Пятерка братьев неразлучна, 
Им вместе никогда не скучно. 
Они работают пером, 
Пилою, ложкой, топором. (пальцы)

Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали.  (цирк)

Вместо улиц и бульваров
В этом городе – каналы.
По каналам – теплоходы,
Модный транспорт для народа. (Венеция)

Жёлтый одуванчик
По двору идёт.
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюёт. (цыплёнок)

3. Знакомство с темой занятия.

Ребята, вы отлично справились с загадками. На какое правило все слова - отгадки? ( ответы детей )

Давайте произнесём вслух отгадки, какой звук слышите после Ц? ([ы])

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал 
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок не знал. А вы знаете?

Давайте вспомним правило правописания гласных И и Ы после Ц.

                                            на-ция              Рифмованный алгоритм.

                                                                     В существительных на – ция

                                               И                  Мы всегда напишем – ия.

                                                                     И под корнем, посмотри,

                                                                     Тоже пишем букву И.

                                                                     А в концовке – цын, цый, цы

                                        Ы                         Пишем только букву Ы.

А теперь, глядя на схему, давайте вспомним  ответы к загадкам и проверим их написание. Назовите мне слово, в котором орфограмма в корне слова, в суффиксе, окончании и т.д. А какое слово у нас осталось? (цыплёнок)

Орфограмма в корне слова, а почему написали Ы?(исключение)

Давайте вспомним все слова-исключения.

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

4.Закрепление навыка правописания И – Ы после Ц.

Предлагаю вам поиграть в лото. Каждому из вас достанутся карточки со словами

на повторяемую орфограмму. Вам нужно разложить карточки в соответствии с правилом  написания гласных в различных частях слова.

5.Задание «Проверь себя»

Ребята, я вижу, что вы отлично справились с лото. Какие же вы молодцы! А теперь предлагаю вам задание для самостоятельного выполнения.

 Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

 Ц..ркуль, дец..метр, иниц..алы, молодц.., марц..пан, ц..ганские, акац..я, панц..рь, на ц..почках, ц..линдровый, лейкоц..ты, храбрец.., традиц..я, ц..трусовый, ц..ферблат, скворц.., дверц.., Куниц..н, ресниц.., ц..клон, родственниц.., редакц..я, ц..п – ц..п, нарц..сс, красавиц.., полиц...я, Грец..я, Сергей Синиц..н, римские ц..фры, ц..тата из летописи, круглолиц..й малыш, ц..плятница Настя, мотоц..кл с коляской, хрустящие огурц.., реорганизац..я армии.

6.Итог занятия.

Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали, старались не допустить ошибок.

Скажите, что на занятии было интереснее всего для вас?А что было тяжелее всего выполнить? Чему научились?Я надеюсь, что полученные знания помогут вам на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"

Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая....

Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля...

Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц" .

Образовательные задачи:   ·         Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;·...

Конспект урока по русскому языку 5-м классе по теме "Правописание букв ы-и после ц"

Тема : Правописание букв ы-и после ц. Образовательные задачи:   ·         Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме;·...

Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»

Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...